«Кронштадтская побудка»

Автор: Maks Мар 26, 2019

Вмешательство иностранных государств в Гражданскую войну в России носило такие формы, которые относят сегодня к так называемой гибридной войне. Примером тому боевые действия британцев против Балтийского флота, апофеозом которых стала «кронштадтская побудка».

В Финском заливе эскадра адмирала Александра Синклера появилась в начале декабря 1918 года. Германия только что проиграла Первую мировую войну, и формально англичане прибыли проследить, чтобы немцы убрались из оккупированной ими Прибалтики.

Демократия плывет к вам

На самом деле британцы сразу же начали помогать войскам самопровозглашенной Эстонской Республики отбивать наступление Красной армии. В Ревеле (Таллине) выгрузили оружие, после чего направились к Нарве поддерживать огнем корабельной артиллерии белоэстонские части, где потеряли подорвавшийся на мине крейсер «Кассандра».

Эскадра Синклера, состоявшая из легких крейсеров и миноносцев, по мощи уступала Балтийскому флоту, включавшему такие мощные корабли, как линкоры «Петропавловск» и «Андрей Первозванный». Однако считавшие себя «красой и гордостью революции» моряки-балтийцы манкировали дисциплиной, а подавляющее большинство опытных офицеров либо погибли от рук подчиненных еще в 1917 году, либо бежали из Петрограда. Талантливый капитан Алексей Щастный, фактически спасший флот от захвата вторгнувшихся в апреле 1918 года в Финляндию немцев, был расстрелян по настоянию Троцкого за то, что «создал себе репутацию героя» и «явно подготовлял условия для контрреволюционного государственного переворота».

Возглавлявший флот Федор Раскольников до Октябрьского переворота был мичманом и действовал так «удачно», что, решив в конце декабря провести рейд на Ревель, попал в плен вместе с двумя миноносцами. В мае 1919 года большевики обменяли его на 17 арестованных в России английских офицеров. Впрочем позже, командуя Волжско-Каспийской флотилией и набравшись опыта, Раскольников еще попортил британцам кровь.

К весне 1919 года белоэстонцы разгромили собственных большевиков и выдавили Красную армию за рубеж реки Нарвы. В Финляндии, где белые выиграли Гражданскую войну с помощью немцев, место ориентированного на Германию Свинхувуда занял подружившийся с англичанами бывший генерал царской армии Маннергейм. Таким образом, британская эскадра имела базы и на северном, и на южном побережье Финского залива, вплоть до так называемой «Маркизовой лужи» — пятачка между Петроградом и Кронштадтом. Теоретически Балтийский флот мог бы выбить противника из западной части Финского залива, но в бой «братишки» не рвались.

Поскольку у финнов и эстонцев флот находился в зачаточном состоянии, а силы британцев были весьма скромными, Синклеру приходилось ограничиваться «булавочными» уколами. Определенную роль играл и политический фактор: ведь формально Советская Россия и Британия в состоянии войны не находились.

Под видом яхтсменов

Чтобы сделать «булавочные» уколы более болезненными, британцы решили задействовать торпедные катера. Сначала их доставили на пароходах в нейтральную Швецию, а затем скрытно перевезли в Финляндию. Экипажи прибыли в Або и Хельсинки как яхтсмены и коммерсанты. 14 июня два катера перешли в Терийоки (Зеленогорск), где на территории бывшего Императорского яхтклуба была оборудована секретная база. Еще семь катеров разместились в Бьёрке (нынешний Приморск).

Эти корабли «москитного флота» представляли собой второе поколение катеров фирмы «Торникрофт». Они имели две торпеды и два авиационных мотора общей мощностью 750 лошадиных сил, что позволяло им развивать скорость до 40 узлов.

Балтийцы о катерах не знали и больше боялись подводных лодок. Одну из субмарин эсминцы «Гавриил» и «Азард» уничтожили 4 июня, загнав артиллерийским огнем на минное поле.

Между тем только в июне британские катера 13 раз тайно проходили к Петрограду, высаживая и принимая агентов на островах Невской дельты. Дважды какие-то патрули обстреливали их с берега из винтовок и пулеметов, но информация о странных гостях то ли не дошла до штаба Балтфлота, то ли никого там не заинтересовала.

Эту безмятежность не поколебали даже события 17 июня, когда начальник базы в Терийоки коммондор Огюст Эгар направил один из своих катеров атаковать стоявший на якоре возле Толбухина маяка крейсер «Олег».

Крейсер стоял не в гордом одиночестве, а в компании двух эсминцев и двух сторожевых судов. Ранним утром британцы на малой скорости прокрались между эсминцами и в 4:18 выпустили торпеду чуть ли не в упор, с дистанции 2,5-3 кабельтовых (462-555 метров). Торпеда попала в котельное отделение, и крейсер быстро пошел на дно.

В Петрограде стояли белые ночи, но когда протершие глаза «братишки» открыли беспорядочный огонь, уходящий вражеский катер они так и не заметили. Вместе со скорбным сообщением о гибели «Олега» штаб утешили рапортом об «уничтожении английской подводной лодки».

В конце июня англичане перебросили на Балтику четыре крейсера, а также авиаматку (плавучую базу гидросамолетов) «Виндиктив», что означило смену тактики. Весь июль британские самолеты беспорядочно бомбили Кронштадт, а красные военлеты также без особого успеха сбрасывали бомбы на английские, эстонские, финские корабли и береговые батареи. Забавно, что никто из противников в проведении этих бомбежек официально не признавался, так что самолеты почти всегда оставались «неустановленными».

Активизировались британцы лишь в августе, когда армия Юденича начала готовиться к захвату Петрограда. Бомбардировки Кронштадта проводились чуть ли не ежедневно, и одна из них (13 августа) привела к масштабным пожарам, в результате которых сгорели склад леса и здание таможни.

Переключившись на вражескую авиацию, балтийцы, видимо, решили, что гадить с моря пресловутая «англичанка» уже не сможет. И ошиблись.

Затаившиеся до поры до времени торпедные катера готовились к самой масштабной своей операции.

Кому-смерть, кому-купание

В качестве целей нападения были обозначены линкоры «Петропавловск» и «Андрей Первозванный», броненосный крейсер «Рюрик», база подводных лодок — крейсер «Память Азова», минный заградитель «Нарова» и батопорты (гидротехнические затворы) доков.

Отвлечь на себя внимание должны были гидросамолеты «Шорт-18» с «Виндиктива», которым предстояло осуществить налет более мощный, чем обычно. Когда русские моряки спят крепче всего, англичане уже знали по эпизоду с «Олегом».

Бомбежка началась в 3:45 в ночь на 18 августа. Как ни странно, просыпались балтийцы недолго. На морском телеграфе сразу взметнулся сигнал, и на кораблях пробили воздушную тревогу.

Белые ночи уже закончились, было довольно темно, да еще и облачно. Вместо прицельного огня пришлось вести огонь заградительный. Вражеские бомбы разрывались в Петровском парке, Средней гавани. Петровском доке, Деловом дворе и Пароходном заводе.

Между тем британские катера приближались к Кронштадту. Командовавший отрядом коммодор Клод Добсон оставил на внешнем рейде катер №9 под командованием Эгара.

Первым в 4:20 противника засекли на эсминце «Гавриил», который подвергся атаке катера №3. Первая торпеда, пройдя мимо, взорвалась у стенки гавани, возле мастерских Балтийского завода. Комендоры «Гавриила» отреагировали мгновенно и, открыв огонь, потопили противника.

Между тем три катера рванули в Среднюю гавань и оказались у ограждавшей ее стенки в такой позиции, что «Гавриилу» пришлось прекратить стрельбу, чтобы не попасть по своим. Четыре «торникрофта» на большой скорости тоже неслись в Среднюю гавань.

Прорваться в самую гущу стоявших здесь судов удалось только трем катерам, которые, впрочем, бед действительно натворили. Их пулеметчики лихо обстреливали корабли, сея не столько смерть, сколько панику.

Потпленный русский крейсер «Память Азова»Катер №1 сумел поразить то ли одной, то ли двумя торпедами «Память Азова». Катер №2 под командой самого Добсона всадил две торпеды в носовую часть «Андрея Первозванного» и с чувством исполненного долга устремился к выходу, где угодил под огонь крепостных фортов и получил повреждения.

Катер №4, летя в Среднюю гавань, попал под луч берегового прожектора, после чего был обстрелян пулеметным огнем, сразившим капитана и двух матросов. Принявший командование лейтенант Гордон Стил сумел, по его словам, выпустить одну торпеду в «Андрея Первозванного», а вторую — в «Петропавловск», причем вроде бы даже поразил цели.

Катер №5, пытавшийся атаковать сухой док, так и не смог выпустить торпеду, по словам капитана, из-за сбитого прицельного приспособления. На обратном пути он вывел из-под огня фортов поврежденный катер №2, который потом все же пришлось взорвать, чтобы не достался русским.

Катер №6 в гавань так и не ворвался, столкнувшись на входе с возвращавшимся после удачной атаки катером №1. В результате командир и два матроса погибли, а катер №1 вообще начал тонуть. Его экипаж перепрыгнул к товарищам, после чего командование «шестеркой» принял уже получивший 11 ран лейтенант Бремнер с потонувшего «торникрофта». Не угомонившись, он приказал выпустить в «Гавриила» две торпеды, которые, впрочем, прошли мимо цели. Зато моряки с «Гавриила» не промахнулись и потопили «шестерку». Бравый лейтенант и восемь его подчиненных были извлечены из воды, став военнопленными.

Катер №7, согласно рапорту Добсона, «повернул по направлению к восточной гавани в соответствии с заранее намеченным планом, выпустив торпеды внутрь гавани по эсминцам, обеспечивая этим возможность обратного возвращения катеров».

Все хорошо, товарищи балтийцы!

Начав атаку в 4:20, британцы приступили к отходу в 4:35, как только сбросившие весь запас бомб гидросамолеты отправились на свои базы. Таким образом, бой продолжался четверть часа.

Вообще, английская версия «кронштадтской побудки» заметно отличается от российской с упором на то, что если кто-то из «торникрофтов» и потонул, то либо из-за технической неисправности, либо потому, что столкнулись со своими же.

Англичане могли расценивать операцию как успешную: потопив «Память Азова» и один транспорт, они серьезно повредили один из двух сильнейших кораблей Балтийского флота — «Андрея Первозванного». Заплатить за это пришлось четырьмя (непосредственно в ходе боя — тремя) катерами, девятью пленными, а также жизнями четырех английских офицеров и трех матросов.

Созданная для разбора событий и поиска «крайних» следственная комиссия Балтфота определила следующие упущения в деле обороны Кронштадта и гаваней: отсутствие организации охраны гаваней (охрана рейдов имелась); отсутствие заграждений ворот гаваней; отсутствие наблюдения за побережьем острова; неудовлетворительность системы связи фортов и батарей со штабом Кронштадтской крепости.

В то же время комиссия посчитала своим долгом отметить, что «катера все же были замечены всеми существующими элементами обороны крепости, что указывает на должную постановку службы на фортах и батареях».

В общем, обошлись без «крайних», зато отметили экипаж эсминца «Гавриил», который и стал главным героем боя, потопив три вражеских катера. Еще один могла записать в свой актив крепостная артиллерия.

С одной стороны, если бы не внезапность атаки, то кронштадтцы затопили бы все «торникрофты» еще на подходе. Достигнутая же противником внезапность объяснялась не столько сонным предутренним часом, сколько неспособностью балтийцев просчитать ситуацию. В конечном счете их разбудили вражеские самолеты, но, отражая налет, следовало обратить внимание и на угрозу с моря. С другой стороны, появись отряд Добсона на 20-30 минут раньше, когда русские еще не вошли в боевой раж, эффект мог оказаться больше.

Но в памяти балтийцев осталась именно внезапность, а также образ выскользнувшего невесть откуда коварного врага. Поэтому «побудку» прозвали не только «кронштадтской», но и «английской».

Один из затопленных британских катеров был поднят и внимательно изучен специалистами, после чего Реввоенсовет Балтфлота обратился в Реввоенсовет республики с просьбой наладить выпуск аналогичной продукции на отечественных предприятиях. Так в советской морской стратегии образовался уклон в сторону наращивания числа легких торпедных катеров за счет кораблей других типов. Это решение еще аукнулось советскому ВМФ в годы Великой Отечественной войны.

 Олег ПОКРОВСКИЙ

Кому крест, кому памятник

Коммодор Добсон и лейтенант Стил были награждены высшей военной наградой Британской империи — «Крестом Виктории».

«Гавриил» вместе с эсминцами «Константин» и «Свобода» подорвались 21 октября 1919 года в Копорском заливе на выставленном англичанами минном заграждении. На всех трех кораблях погибли 485 человек. С «Гавриила» спаслось только 19 моряков и шестеро со «Свободы». Памятник погибшим эсминцам и их экипажам установлен в форте «Красная Горка».

  Рубрика: Главное сражение 398 просмотров

Предыдущая
⇐ ⇐
⇐ ⇐
Следущая
⇒ ⇒
⇒ ⇒

https://zagadki-istorii.ru

Домой

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

SQL запросов:44. Время генерации:1,037 сек. Потребление памяти:11.63 mb