Кровавые боги Египта

Автор: Maks Ноя 25, 2017

С одной стороны, кажется, что про религию Древнего Египта знают все. Боги с телами людей и головами животных, небесная ладья Ра, загробный мир, где сердце взвешивается на весах, — эти элементы египетской мифологии давно уже вошли в массовую культуру. Но правду ли говорят о том, что их вера была жуткой, мрачной и постоянно требовала кровавых жертв?

Говорить о некой единой системе древнеегипетских религиозных верований было бы неправильно. За тысячелетия существования египетской цивилизации сменилось несколько крупных этапов, на каждом из которых люди верили в несколько разное. Кроме того, существенно отличались верования Верхнего и Нижнего Египта. До нас дошло гигантское полотно мифов и преданий, сотканное из противоречий и недосказанности. Но есть и нечто, объединяющее все египетские мифы, — пугающе пристальный интерес к теме смерти и устрашающий вид богов, объединяющих в себе самые причудливые черты. Так чего же на самом деле боялись древние египтяне? И чего требовали их жутковатые боги?

«Невеста реки»

Жертвоприношения в Древнем ЕгиптеВ основе древнеегипетской религии лежали два главных элемента — почитание животных и поклонение великой реке Нил, дающей плодородие почве. Животным поклонялось большинство древних цивилизаций, но, пожалуй, именно египтяне довели это поклонение до абсолюта. Египтян привлекали их сила, мощь и способности, недоступные человеку. Людям хотелось быть такими же ловкими, как кошка, сильными, как бык, огромными, как бегемот, и опасными, как крокодил. Образы животных использовались повсюду — их изображения стали основой для иероглифического письма, их именами называли номы (провинции, которые нередко были почти независимыми от власти фараонов). Ну а облик богов воплотил мечту и объединил человека с животным воедино.

Великая река Нил также считалась воплощенным божеством. Точнее, существовали сразу несколько богов, которые в разное время и в разных местностях почитались как воплощения Нила. Самый популярный из них Хапи, олицетворявший ежегодный разлив Нила. От того, насколько успешным будет разлив и как много ила останется на скудной почве, напрямую зависело выживание всего народа. Поэтому к этому богу относились с крайним почтением. А жрецы Хапи могли рассчитывать на самые богатые дары — ведь они могли предсказать, насколько высоким будет разлив реки и, соответственно, насколько трудным будет предстоящий год.

У культа Нила была и своя темная сторона. Чтобы задобрить реку и обеспечить себе хороший урожай, каждый год египтяне выбирали красивую девушку и назначали ее «невестой реки». Избранницу красиво одевали, всячески украшали, затем вывозили на середину течения и сбрасывали в воду, строго следя за тем, чтобы она не смогла выплыть и спастись.

По крайней мере, описание подобного обряда древних египтян можно встретить в некоторых древних текстах (в основном греческих). Сохранилась даже история о некоем фараоне, который ради того, чтобы обеспечить разлив Нила, разрубил на куски собственную дочь. А затем, не вынеся горя, сам утопился в другой реке. Согласно легенде, звали этого фараона… Египет. И название вся страна получила именно по этому основоположнику человеческих жертвоприношений.

Историки относятся к легенде о фараоне Египте скептически и полагают ее выдумкой греков, которые неправильно поняли обычаи чуждой им страны. Согласно многим исследованиям, обычай с девушкой действительно существовал. Однако она была не «невестой Нила», а персонализацией одной из богинь — Исиды, Хатхор или Нейт. Ее задачей было доплыть на специальном судне до середины реки, произвести там некие ритуалы со специальными приспособлениями для замера высоты уровня воды, затем вернуться на берег и объявить народу волю богов.

Загробные слуги

Но многие все же по-прежнему уверены в том, что без кровавых жертв Древний Египет не обходился. И для этого есть некоторые основания. Уж в больно мрачные тона окрашена религия этой цивилизации.

Земную жизнь египтяне считали лишь подготовкой к главному событию — смерти. В загробном мире человеку предстояло предстать перед судом богов и ответить за все свои поступки. Чтобы благополучно пройти это испытание и получить в награду новую жизнь, в которой не будет невзгод, а лишь сплошные радости, требовалось многое. Нужно было иметь солидный багаж добрых дел. Необходимо было знать, что и как отвечать на вопросы строгих судей. Но самое главное — до суда нужно было еще дойти.

По дороге на душу умершего могли напасть самые разнообразные чудовища, способные поглотить ее и отправить в вечное небытие вместо блаженства. Это были гигантские крокодилы, бегемоты и придуманные монстры, один ужаснее другого.

Правители Древнего Египта относились к тому, как они будут существовать после смерти, едва ли не серьезнее, чем к тому, как править страной при жизни. И потому собирались они в последний путь с большим размахом. Это касалось в том числе и десятков, а то и сотен слуг, которых умерщвляли, чтобы они продолжили свою службу господину за гранью жизни.

Когда археологи раскопали гробницу одного из фараонов I династии — Джера, правившего примерно в 2870-2823 годах до нашей эры, — то вокруг они обнаружили массовые захоронения слуг. Как оказалось, вслед за Джером в мир иной отправились 338 человек. Другие правители раннего периода тоже забирали с собой немалый штат из слуг, архитекторов, художников, кораблестроителей и прочих специалистов, которых считали полезными.

Кстати, нередко у фараонов было две гробницы — на севере и на юге страны, чтобы и после смерти их власть символически распространялась как на Верхний, так и на Нижний Египет. Тело правителя, конечно, погребали лишь в одной из них. А вот массовые жертвоприношения слуг устраивали у обоих.

При этом стоит отметить, что сами слуги, скорее всего, шли на смерть добровольно и даже охотно. Ведь большинство из них не имело возможности (а до определенного времени и права) построить себе персональную гробницу. А это означало очень плохие перспективы для пребывания в загробном мире, что для любого египтянина было более страшно и более важно, нежели любые трудности при жизни. А тут подворачивается возможность отправиться в мир иной в одной компании с фараоном, к которому боги наверняка отнесутся благосклонно!

Впрочем, со временем массовые жертвоприношения при похоронах фараонов прекратились. Вместо реальных людей правители стали брать с собой их символические изображения — статуэтки-ушебти. Но это совершенно не означает, что кровь перестала литься. Просто кровавые ритуалы переместились за закрытые двери храмов, в которых поклонялись самым страшным и таинственным из египетских богов.

Бывший победитель чудовищ

Традиционно самым злым в египетском пантеоне считается Сет, брат вечно возрождающегося бога Осириса. Согласно мифологии, Сет позавидовал брату, убил его и сбросил тело в Нил, после чего узурпировал трон. Однако сын Осириса, юный Гор, отомстил за отца и изгнал Сета.

При этом интересно, что изначально Сет вовсе не был таким чудовищным злодеем. Наоборот, в ранней египетской мифологии он довольно положительный персонаж, защищающий ладью солнечного бога Ра от чудовищного змея Апопа, который пытается поглотить Солнце каждую ночь. Если он когда-нибудь преуспеет, то мир погрузится в вечную тьму. Долгие века египтяне считали, что Сет — единственный, у кого хватает сил на то, чтобы каждую ночь выходить победителем из схватки с чудовищем.

Но чем дальше, тем больше в мифах о Сете появлялось страшных деталей. Он становился все большим злодеем, повелителем пустыни и песчаных бурь и источником всяческого зла. Из покровителя воинов он стал покровителем убийц и чужеземцев (от которых, как известно, добра не жди). А с чудовищным змеем Апопом теперь сражался Ра собственноручно. Сет же стал чуть ли не основным помощником монстра, пытающегося погубить Солнце.

За что египтяне так невзлюбили Сета? Не исключено, что одной из причин этого были мрачные ритуалы, которые проводились в храмах этого бога. Те же древние греки писали, что во славу Сета жрецы заживо сжигали людей. А потом публично развеивали их прах на площадях, взывая к милости грозного божества. Эти данные считаются недостоверными. Однако какая-то причина для того, чтобы начать бояться и ненавидеть Сета, у египтян точно была.

Менее известен другой бог, по имени Шезму. Хотя именно его можно назвать самым жутким в египетском пантеоне. Отвращение внушает один из вариантов его изображения — человек со львиной головой, клыки и грива которого испачканы в крови, а пояс украшают человеческие черепа. Его цветом был красный, который египтяне сильно не любили, считая символом зла и хаоса.

Шезму был одним из богов загробного мира и покровительствовал искусству бальзамирования. Но также он носил прозвища «убийца душ» и «палач Осириса». Его часто изображали с прессом для винограда в руках. И лучшим подношением для Шезму считалось красное вино. Нюанс в том, что вино в этом случае прямо символизировало кровь. А под винный пресс, согласно мифам, львиноголовый бог бросал головы преступников, которые собственноручно отрубал.

Массовое отрубание голов в Древнем Египте главным образом практиковалось для пленников. Сохранились изображения, на которых фараон лично казнит толпы пленников, захваченных после боя. Вполне вероятно, что «господин крови», как еще называли Шезму, появился в мифологии под впечатлением от этих массовых расправ.

Страшный Лабиринт

В Файюмском оазисе был расположен древнеегипетский город Шедит, который греки называли Крокодилополем. Он являлся центром, пожалуй, самого зловещего культа в Древнем Египте. Здесь поклонялись Себеку, богу с головой крокодила.

Надо сказать, что в мифах с Себеком не связано никаких ужасов или неприятных подробностей. Он был одним из воплощений Нила, тоже отвечал за разлив реки и даже славился как защитник других богов от чудовищ. Священный крокодил был довольно популярен, и многие фараоны даже носили имена, образованные от имени Себека, — например, Себекхотеп или Нефрусебек.

Однако при всем этом Крокодилополь окружали самые пугающие слухи. Дело в том, что там был построен гигантский храм в виде лабиринта, в котором жили крокодилы, считавшиеся воплощением бога. Самый главный и самый крупный из них жил в центре Лабиринта. За ним тщательно ухаживали, украшали золотом и кормили отборной пищей. После смерти священного крокодила мумифицировали и хоронили почти с такими же почестями, как фараона.

Но не само по себе почитание крокодила пугало египтян. Вокруг Крокодилополя упорно ходили слухи о людях, которые заходили в Лабиринт, но назад уже не возвращались. Ученые настаивают на том, что до сих пор не найдено ни одного точного свидетельства кровавых жертв Себеку. А священных крокодилов кормили мясом животных, хлебом и вином. Но откуда же тогда взялась та ненависть к Лабиринту, о которой прямо пишут античные историки?

Видимо, человеческие жертвоприношения Себеку если и проводились, то в глубокой тайне. Не исключено, что людей похищали для этих целей в разных городах Египта. Об этом догадывались, но не говорили открыто. Ведь обвинить жрецов означало бросить вызов богу. А популярность Себека с годами лишь росла. Постепенно он стал считаться одним из главных богов Египта и жрецы даже провозгласили его «богом Вселенной».

Кстати, знаменитый древнегреческий миф о Минотавре, скорее всего, опирается как раз на историю египетского Лабиринта. Только крокодила греки заменили на человека с бычьей головой (очень похожего этим на одного богов Египта).

Виктор БАНЕВ

«Отец истории» против!

Сведения о человеческих жертвоприношениях в Египте ставились под сомнение еще в эпоху Античности. Так, «отец истории» Геродот писал в V веке до нашей эры: «Много ходит в Элладе… нелепых сказаний. Так, например, вздорным является сказание о том, как египтяне по прибытии Геракла в Египет увенчали его венками, а затем в торжественной процессии повели на заклание в жертву Зевсу. Сначала Геракл не сопротивлялся, а когда египтяне хотели уже приступить к закланию его на алтаре, собрался с силами и перебил всех египтян. По моему же мнению, подобными рассказами эллины только доказывают свое полное неведение нравов и обычаев египтян.

В самом деле, возможно ли, чтобы люди, которым не дозволено убивать даже домашних животных, кроме свиней, быков, телят (если только они „чисты») и гусей, стали приносить в жертву людей. Притом Геракл прибыл туда совершенно один и, по их же собственным словам, был только смертным, как же мог он умертвить такое множество людей? Да помилуют нас боги и герои за то, что мы столько наговорили о делах божественных!» Тем не менее истории о кровавых богах Египта сохранились и благополучно дожили до наших дней.

,   Рубрика: Историческое расследование




Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Solve : *
1 + 25 =


SQL запросов:60. Время генерации:0,707 сек. Потребление памяти:31.61 mb