История — это политика, которую уже нельзя исправить.
Политика — это история, которую еще можно исправить.


Подпишись на РСС










Еретик в сутане

Личность и деяния чешского религиозного деятеля Яна Гуса до сих пор вызывают острые дискуссии историков и теологов. Некоторые считают его одним из величайших реформаторов, другие убеждены, что он закоренелый еретик, проклятый на века. Кем же на самом деле был этот человек?

О ранних годах жизни Яна Гуса известно очень мало. Но совершенно очевидно, что он происходил из крестьянской семьи. Его год рождения вычисляется по дате поступления в Пражский (Карлов) университет и определяется в промежутке между 1369 и 1371 годами.

Отца Яна предположительно звали Михаилом, имя матери в истории не сохранилось. Родиной Яна Гуса называют селение Гусинец, но поскольку таковых было два — возле Праги и близ Прахатице, они до сих пор оспаривают права друг друга.

Доходчивые проповеди

Ян Гус

Надо сказать, что, учась в университете, Гус не блистал особыми талантами, проходя по разряду посредственностей. Однако после окончания университета он сумел обратить на себя внимание: так, в 1396 году Ян стал магистром свободных искусств, через два года начал преподавать в родном университете богословие, затем стал деканом и наконец — ректором (1402-1403-1410). Через четыре года после окончания университета он принял священство.

С этого момента Гус выступал не только с университетской кафедры. С 1402 года он проповедовал в Вифлеемской часовне в Праге и пользовался большой популярностью у прихожан.

В те непростые времена искусство проповеди было поставлено на высокую ступень: священники и учёные регулярно выступали на публике и оттачивали своё мастерство годами. Но Гус в своём умении говорить и убеждать пошёл дальше других: он насыщал свои рассказы понятными вещами, обращаясь к повседневной действительности. Это выглядело необычно, слушатели чувствовали себя как первые христиане, к которым обращается Христос. Кроме того, Гус приправлял свои филиппики изрядной долей критики — он разоблачал феодалов, бюргеров, клир, да и саму церковь. При этом он совершенно искренне считал, что делает благое дело, ведёт себя как истинный христианин, жаждущий сделать церковь лучше, а её дела — разумными и полезными.

Можно сказать, что Гус был предшественником великого Мартина Лютера, разумеется, без его всеобъемлющего напора знаний и энергии.

В это время в Европе были весьма популярны труды Джона Уиклифа, английского богослова. В Чехии они были запрещены, однако Гусу с его пытливым умом не составило труда их найти и прочесть. Скептический заряд Уиклифа поразил Гуса — это было то, что он искал и к чему стремился. В результате Гус открыто поддержал его взгляды. Он начал клеймить развратность нравов представителей духовенства, стал в качестве источника веры признавать только Священное Писание, авторитет которого ставил выше папского.

Основные идеи Гуса сводились к следующему:

— нельзя взимать плату за таинства и продавать церковные должности. Священнику достаточно взимать небольшую плату с богачей, чтобы удовлетворить свои первейшие жизненные потребности;

— нельзя слепо подчиняться церкви, нужно думать самим;

— власть, нарушающая заповеди Бога, не может быть Им признана;

— собственность должна принадлежать справедливым. Несправедливый богач есть вор;

— каждый христианин должен искать правду, даже рискуя своим благополучием, спокойствием, жизнью;

— нельзя продавать индульгенции.

В результате этих взглядов популярность Гуса росла как на дрожжах. Его реформаторские идеи упали на благодатную почву, ведь с середины 13-го века страна переживала экономический подъём, феодальные отношения сменялись товарной экономикой. Церковь Чехии находилась в руках немецкого духовенства, которое поддерживали высшие церковные иерархи. И личная борьба пражского проповедника стала выражением национально-освободительного движения. Он стал знаменем этой борьбы, её лицом и сутью.

Под знаменем борьбы

Популярному в народе богослову симпатизировали и недовольные папством и немцами крупные чешские феодалы, и даже сам король Вацлав IV. Однако развитие реформационных идей Яна Гуса угрожало уже и самим феодальным устоям. Гус говорил, что сохранение власти в руках господствующих классов допустимо только при условии соблюдения ими «закона Божьего». В противном случае подданные имеют право и даже обязаны поднять восстание.

Эти революционные взгляды привели к тому, что положение Гуса в Праге стало ухудшаться. Дошло до того, что против него выступил пражский архиепископ, а затем и король, ранее благоволивший к реформатору. Ещё в 1410 году архиепископ наложил церковный запрет на деятельность Гуса и его сторонников. Затем он был вызван на аудиенцию к понтифику. Правда, за реформатора вступились королевская чета Чехии, университет, знатные чехи: они направили просьбы в Ватикан позволить проповеднику остаться в Праге.

Но в 1413 году все же была составлена папская булла об отлучении упрямца от церкви и запрете предоставлять ему кров и пищу под страхом отказа городам, укрывающим еретика, в праве совершать богослужения. Этого Ватикану показалось мало, и Прагу объявили городом, отлучённым от церкви. Чтобы не подвергать интердикту всю Прагу, Гус по совету короля уехал в Южную Чехию. Оттуда переехал в Краковец — там шляхта не признавала решения папы. Это позволило ему и впредь активно и открыто критиковать церковную и светскую власть.

Когда кафедра — костёр

В ноябре 1414 года в немецком городке Констанц собрался очередной церковный собор. Его целью была борьба с церковным расколом и ликвидация троепапства — католической церковью в этот момент правили одновременно три иерарха. В Констанц пригласили и Гуса. Для того чтобы обезопасить его приезд, император Священной Римской империи Сигизмунд I Люксембург выдал ему охранную грамоту. Но проповедника обманули — по прибытии на собор Ян был арестован и посажен в одну из комнат дворца.

Некоторые из друзей Гуса обвинили собор в нарушении закона и императорской клятвы о безопасности. На это папа Иоанн XXIII ответил, что он лично никому ничего не обещал. На допросах Гус категорически отказался отречься от своего учения и признать его еретическим. Тогда ему выдвинули обвинение в том, что он не проявлял достаточного уважения к институту папства, и осудили как еретика.

Находясь в заключении, Гус пережил падение Иоанна XXIII, который впоследствии был признан антипапой (так в католической церкви принято именовать человека, незаконно носившего звание папы).

В целом собор был расположен к Гусу скорее благожелательно, никто не хотел церковного раскола в Чехии. Гуса все уговаривали отречься от своих взглядов, даже если он считал себя правым, почти в открытую признавая необходимость отречения только для вида. Но Гус проявил большую силу духа и не отрёкся, заявив: «Противоречит моей совести отрекаться от фраз, которых никогда не произносил».

6 июля 1415 года Ян Гус окончательно отказался признать свои «заблуждения» и по приговору собора был сожжён на костре. Пепел выбросили в реку Рейн, чтобы его последователи не смогли сделать из могилы Гуса место для поклонений.

Наверное, можно сказать, что Ян Гус попросту опередил своё время. С другой стороны, если бы не его революционные взгляды и мужественное поведение на суде, возможно, через сто лет никакого Мартина Лютера и его реформ не случилось бы.

Вероятно, Ян Гус предчувствовал это, заявив на суде: «Я-то Гусь, а за мной придёт Лебедь».

Казнь Яна Гуса вызвала взрыв народного недовольства в Чехии, которое в конечном итоге вылилось в мощное гуситское движение и длительную религиозную войну.

Виктор ПРИХОДЬКО



Если вам понравилась статья, поделитесь пожалуйста ей в своих любимых соцсетях:


Предыдущая     Легенды прошлых лет     Следущая












Интересные сайты: