История — это политика, которую уже нельзя исправить.
Политика — это история, которую еще можно исправить.





Солнечный клоун

В истории советского циркового искусства можно отметить много талантливых артистов. Каждый из них в свое время радовал зрителей мастерством, талантом, умением выполнять цирковые трюки. Но среди них особняком стоит Олег Попов - Солнечный клоун, целая эпоха в истории советского цирка...

Выдающийся артист Олег Попов в свои 85 лет до сих пор выходит на манеж и радует зрителей. И эта долгая жизнь на арене цирка удивительна, ведь судьба замечательного клоуна сложилась непросто.

На пути к арене

Олег Константинович Попов родился в 1930 году в Подмосковье. Семья жила очень бедно. Отец работал на часовом заводе, а мать ретушировала фотографии. В 1941 году отца внезапно арестовали и посадили в тюрьму. Там он и умер. Эта трагедия заставила маму и сына искать средства для выживания. Маленький Олег продавал мыло, которое нелегально изготавливал его сосед. Через год он стал помощником слесаря на полиграфическом комбинате издательства «Правда». Зарплату выдавали карточками - шла война. Мальчик часто болел, потому что недоедал. Главной его мечтой было поесть вдоволь хлеба с маслом и чаем. Когда появлялись деньги, они с мамой радовались, как дети.

В то время Олег занимался в спортивном кружке при газете «Правда». Во время одного из выступлений его заметил руководитель Государственного училища циркового искусства, который впоследствии помог ему стать студентом этого училища. В цирк Олег влюбился как-то сразу и, можно сказать, насмерть. Вместе с друзьями они лазали через забор цирка на Цветном бульваре, чтобы зайцем проскочить в зал и посмотреть на выступления настоящих артистов.

А потом началась усиленная учеба. В цирковом училище занятия давались Олегу легко: он с удовольствием жонглировал, танцевал, упражнялся на трапеции, канате. У него была замечательная мимика, которую он довел до совершенства. Он занимался по 10 часов в день, и уже во время учебы было видно, что этот парень пойдет далеко. Выступая с друзьями, он получал гонорары - талоны на хлеб, мясо, овощи. А уже через 3 года он поступил на работу в цирк официально.

Огни рампы

Этого невысокого, улыбчивого артиста со светлыми волосами публика сразу полюбила. Позже шевелюра стала его визитной карточкой.

С 1950 года Олег стал ассистентом знаменитого клоуна Румянцева, более известного как Карандаш. Этот клоун был большим трудоголиком, он почти не выходил из цирка, продолжая репетировать и днем и ночью. В жизни он был грустным и одиноким, а на арене - смешными компанейским. Наблюдая за его выступлениями, Попов многому научился. В первую очередь, изготовлению клоунского реквизита, что впоследствии ему очень пригодилось.

В 1952 году Олег женился на скрипачке циркового оркестра по имени Александра, вскоре у них родилась дочь Ольга.

А в 1954-м на гастролях в Саратове Попову выпал шанс - ему пришлось заменить клоуна Павла Боровикова, который сломал ребро.

Попов начал с импровизации, в которой пародировал жонглера. Публика приняла его с восторгом. И момент стал рождением новой цирковой звезды. Тогда ему было 24 года, но статус первоклассного клоуна он обрел почти сразу. Все номера молодого артиста были очень смешными, но при этом пронизанными теплом и добротой.

Немалую роль в его популярности сыграл и придуманный им реквизит. Ведь для клоуна умение найти уникальный образ - едва ли не самое главное в профессии. Вначале Попов придумал рыжий парик и полосатые штаны. Клетчатую кепку он присмотрел на «Мосфильме» в 1953 году, когда снимался в фильме «Арена смелых». А свое знаменитое прозвище - Солнечный клоун - Олег Константинович получил в 1968 году после выступлений в Англии. Все заметили рыжего смешного клоуна, который, как солнце, дарил людям радость и тепло.

В середине 1950-х годов Олега Попова отправили на гастроли за рубеж вместе с обновленным составом Государственного цирка. Выступления проходили в Париже, Монте-Карло, Лондоне, Брюсселе, Берлине, Франкфурте. В той поездке главным клоуном вместо Карандаша назначили Попова. И это стало причиной конфликта, который отравлял великим артистам дальнейшее существование.

В 1959 году великого клоуна ждал на гастролях в Новой Зеландии, Австралии и Японии большой успех. Попов принес организаторам гастролей большие деньги, а сам, как и его коллеги, получил сущие гроши. Пресса захлебывалась от восторга, постоянно говоря о необъяснимой харизме этого артиста.

Когда цирк вернулся в Москву, некоторым из наиболее отличившихся артистов дали высшие награды СССР. Так Олег Попов в 39 лет получил звание Народного артиста СССР.

На все времена

Те, кому довелось работать с великим клоуном, всегда отмечали его небывалый дар. Например, Энгелина Рогальская, работавшая с ним около 40 лет, говорила, что он гений, что другого такого в цирке больше нет и, наверное, уже никогда и не будет.

При этом Попов всегда щедро делился своим мастерством с молодыми начинающими артистами. В 1960 году Олегу Константиновичу удалось встретиться со своим кумиром Чарли Чаплином. В тот момент советский цирк был на гастролях в Италии. Там-то Попов и узнал, что здесь находится Чаплин. Друзья организовали им встречу. Великие артисты, не зная языка, общались с помощью жестов и при этом отлично понимали друг друга.

С начала 1970-х годов номера великого клоуна показывали в воскресной программе «Будильник». Дети были в восторге. Впрочем, взрослые тоже всегда с удовольствием смотрели выступления этого артиста.

В 1981 году Олегу Попову в Монте-Карло присудили цирковой «Оскар» - премию «Золотой клоун». Ее Олегу вручала княгиня Монако, которая с большим почтением говорила о его творчестве. Впрочем, Попов никогда не был политизирован и умело избегал расспросов по поводу своих убеждений. Например, когда он был на гастролях в Аргентине, газеты сообщили, что приехали коммунисты, которые будут пропагандировать свой строй. Тогда Попов, выступая на телевидении, сказал: «Я артист и приехал выступать, а не заниматься пропагандой». И тем не менее артист, даже помимо своей воли, был лицом советского цирка, а следовательно, и социалистического строя. Благодаря его искусству, родина социализма представала в ином свете, становилась ближе и понятней.

В конце 1989 года его супруга и партнерша тяжело заболела и в 1990 году умерла.

Олег Попов в это время находился в Гамбурге. Импресарио уговаривал его не прерывать гастроли, и артист так и не приехал на похороны жены, о чем он впоследствии сильно жалел.

Но в тот момент он был очень обижен на страну, которая, как ему тогда казалось, от него отвернулась. Так, в конце 1990-х Попова и его труппу обманул импресарио: в один день, выйдя из немецкой гостиницы, артисты увидели, что шапито разобрали, а потом они узнали, что импресарио скрылся со всеми деньгами. Попов решил попросить помощи на родине и позвонил в посольство, а там ему ответили: «Зачем нам эти клоуны?»

С началом перестройки Попов остался не у дел. Он искренне хотел помочь советскому цирку и даже был согласен возглавить Союзгосцирк. Но власти было не до того. И Олег Попов решил остаться в Германии навсегда.

Женившись на женщине, которая была моложе его на 32 года, великий клоун начал жизнь с чистого листа.

Надо сказать, постепенно все наладилось. В Германии Солнечного клоуна назвали Счастливым Гансом. Он так и живет за границей, не скрывая, что не собирается возвращаться. Хотя домой очень хочется, ведь там похоронены его родители и жена. Но какие бы трудности ни случались в жизни артиста, Олег Попов так и остался Солнечным клоуном.

Виктор ВОЛЫНСКИЙ





Если вам понравилась статья, поделитесь пожалуйста ей в своих любимых соцсетях:
На Главную сайта "Загадки истории"

Главные рубрики сайта "Загадки истории"


Предыдущая     Легенды прошлых лет     Следущая