История — это политика, которую уже нельзя исправить.
Политика — это история, которую еще можно исправить.


Подпишись на РСС










«От Рождества Христова...»

Произнося привычное словосочетание «от Рождества Христова», мы редко задумываемся о том, откуда оно взялось. На самом же деле тем, что оно вошло в обиход всего человечества, мы все обязаны простому английскому монаху, жившему в начале VIII века. Он не изобрел этот способ летоисчисления, но именно он ввел его в обращение.

Англия приняла христианство в VII веке. Процесс этот, как и везде, был не быстрым и не самым простым. К тому же, собственно государства Англия тогда не существовало. На острове было 7 королевств, иногда живших мирно, а иногда яростно враждовавших друг с другом. Иногда они выбирали себе общего верховного короля, но нередко обходились и без него. Самое северное королевство называлось Нортумбрия. Христианство пришло сюда практически позже всех, однако сразу после этого именно здесь стали бурно строиться многочисленные монастыри, в которых новообращенные английские монахи трудились над переписыванием священных книг и неустанно читали молитвы. В одном из таких монастырей и началась история мальчика по имени Беда.

Деревенский самородок

Монастырь Джарроу

Беда, или Беде (ударение в этом древнеанглийском имени ставится на первый слог), родился в 673 году, в семье обычного английского крестьянина, жившего в деревушке под названием Монктон. Впрочем, его отец, судя по всему, был вполне зажиточным человеком. По крайней мере он мог позволить себе не приставлять сына к работе в поле, а отправить его в расположенный неподалеку монастырь Уирмаут учиться грамоте. К учению семилетний мальчик оказался весьма способным. Сам он впоследствии говорил, что больше всего на свете любил «учиться, учить и писать».

В 681 году был основан «дочерний» монастырь Уирмаута, получивший название Джарроу. Туда, сопровождая своего учителя, монаха Кеолфрита, переехал Беда. И провел в стенах этой обители всю оставшуюся жизнь, вплоть до своей смерти в 735 году в возрасте 62 лет.

Жизнь средневековых монахов не была легкой. У каждого монастыря были крестьяне, которые обеспечивали его всем необходимым, но, по уставу святого Бенедикта, монахи были обязаны и сами неустанно трудиться: кто в поле, а кто - в скриптории, зале, где переписывались и украшались книги. Именно там находилось рабочее место Беды, который довольно быстро прославился своей отличной памятью, острым разумом и точной рукой. Все это делало его идеальным переписчиком и комментатором книг. Прежде всего - Библии, изучению которой он посвятил всю жизнь.

Вокруг тем временем шла обычная средневековая жизнь. И спустя несколько лет монастырь затронула обрушившаяся на Нортумбрию эпидемия чумы. Из всего монастыря Джарроу в живых остались всего 2 человека: Беда и аббат Кеолфрит. Но житейские трудности нисколько не сломили характер монаха, стремившегося к познанию.

Как считать время?

Беда отличался необыкновенно широким кругозором для своего времени. Он активно читал не только Священное Писание (чем зачастую ограничивалось большинство монахов), но и научные трактаты, а также сборники античной поэзии. Благо библиотека в Джарроу была огромной, и к тому же регулярно пополнялась. Книги сюда привозили напрямую из Рима.

19 лет от роду Беда стал диаконом, а в 702 году - священником. Его главной работой в скриптории было комментирование и толкование тех мест в Библии, которые казались непонятными или допускали двойное понимание. Благодаря умению взглянуть на любую проблему с разных точек зрения, Беда часто находил довольно оригинальные трактовки библейских событий, которые вызывали одобрение у иерархов церкви.

Попутно он продолжал интересоваться наукой. Особенно его увлекали вопросы хронологии. В VII веке общепринятыми были несколько систем отсчета времени. Чаще всего даты ставили от сотворения мира. Также часто считали от первого года правления императора Диоклетиана, прославившегося в качестве одного из главных преследователей христиан. Ни та, ни другая датировка давно уже не устраивали тех, кто всерьез занимался исследованием истории. Дата сотворения мира даже искренне верующими христианами воспринималась как слишком условная и не привязанная к реальным историческим событиям. А отсчитывать года от языческого правителя, да еще и врага Христа, было как-то странно.

Между тем еще в середине VI века римский монах Дионисий Малый, занимавшийся вычислениями даты Пасхи, предложил считать годы от Рождества Иисуса Христа. Согласно Евангелию от Луки, Иисусу, когда Он начинал свою проповедь, исполнилось 30 лет. Исходя из этого, Дионисий Малый вычислил, что Воскресение Спасителя приходится на 25 марта 31 года от Его Рождества. Современные ученые подвергают эту дату, да и саму методику расчетов Дионисия, вполне обоснованной критике, однако для раннего Средневековья такая система счета лет была значительным шагом вперед. Очень она понравилась и Беде, который активно отстаивал ее в своих ранних произведениях трактатах «О временах» и «Об исчислении времени».

Первым произведением Беды, в котором была использована система хронологии от Рождества Христова, было сочинение «О шести возрастах мира». Это был краткий обзор мировой истории, демонстрирующий, как мир движется от языческого прошлого через христианское настоящее к Царству Божьему в будущем.

«Церковная история англов»

Но самым главным произведением Беды, с которым он навсегда вошел в историю, стала «Церковная история англов». Он писал его уже в зрелом возрасте и завершил к 731 году, когда ему было под 60. В этом монументальном труде он объединил данные множества источников, написанных до него, - от записок Гая Юлия Цезаря до хроник, которые вели монахи монастырей, разбросанных по всей Англии. Основная идея была той же, что и в трактате «О шести возрастах мира», - показать, как старый невежественный мир движется в прекрасный мир Царства Божьего.

Популярность «Церковной истории англов» уже при жизни Беды стала огромна. До наших дней дошло 160 рукописей этого произведения! А это означает, что ее переписывали буквально в каждом втором скриптории. Причем не только в Англии. За счет глобального масштаба изображаемых событий, а также безупречного языка, которым она была написана, «История» стала популярна по всей Европе. А ее автора в последние годы его жизни стали называть не иначе как Беда Достопочтенный, чтобы подчеркнуть его заслуги.

Из-под пера Беды вышло еще немало произведений. В том числе и стихов - как на латыни, так и на древнеанглийском языке! Неизвестно, насколько часто он их писал, но до нас дошли всего 2 из них: латинский гимн королеве Этельфрите и англосаксонская «Предсмертная песнь». Кроме того, по свидетельству современников, Беда отлично пел и был неравнодушен к музыке.

Комментируя Библию, он всегда старался докопаться до самой сути каждого слова и каждой фразы. Но иногда при этом неожиданно давал волю фантазии. Так в христианской традиции появились имена трех волхвов, пришедших поклониться новорожденному Христу. В Библии имена Балтазар, Каспар и Мельхиор не упоминаются. Как нет и их описания. Автором и того и другого является именно Беда Достопочтенный. Его авторитет как комментатора Священного Писания был столь велик, что никто не посмел спросить, откуда он взял такие подробности. Установить, что это была авторская фантазия, удалось лишь много-много лет спустя.

Стремясь дать возможность приблизиться к Богу даже тем, кто не знал латыни, Беда Достопочтенный перевел на англосаксонский язык Символ веры и основные молитвы. А уже перед самой смертью начал перевод Евангелия от Иоанна.

В последние годы жизни Беда был окружен почитанием. Про него уже рассказывали легенды. Одна из них гласит, что из-за многолетней работы в скриптории он почти утратил зрение, но продолжал вести активную жизнь. Однажды он попросил мальчика-послушника отвести его к людям, которым хотел прочитать проповедь. Тот же, из озорства, привел его на берег моря и поставил лицом к бушующим волнам. Беда, не видя, что людей перед ним нет, стал читать проповедь. Когда он закончил, то волны сказали человеческим голосом: «Аминь!»

Сразу же после смерти Беды Достопочтенного стал подниматься вопрос о его причислении к лику святых. Однако для этого необходимы были подтвержденные случаи совершенных им чудес. В итоге Ватикан канонизировал его как «учителя церкви» только в 1899 году. А в 1978 году Беда Достопочтенный был объявлен местночтимым святым Сурожской епархии Русской православной церкви, расположенной в Великобритании.

Антон МОЛЧАНОВ



Если вам понравилась статья, поделитесь пожалуйста ей в своих любимых соцсетях:


Предыдущая     Легенды прошлых лет     Следущая












Интересные сайты: