История — это политика, которую уже нельзя исправить.
Политика — это история, которую еще можно исправить.





Повелитель чисел

Можете ли вы сказать что-нибудь о Пифагоре, кроме того, что он был великим математиком и сформулировал знаменитую теорему про «штаны, которые во все стороны равны»? Между тем, большинство его дел никак не связано с доказыванием теорем. Да и ту, что получила его имя, он, скорее всего, сформулировал не сам.

Пифагор - одна из самых загадочных фигур прошлого. «Отец истории» Геродот называл его «величайшим эллинским мудрецом». На протяжении веков его ставили вровень с такими гигантами мысли, как Аристотель или Сократ. А стоит заговорить об истории математики в любой компании, и имя Пифагора будет названо одним из первых. И при всем этом нет ни одного убедительного свидетельства, что Пифагор действительно совершил какие-либо математические открытия. Его величие основывается на воспоминаниях учеников, которые вряд ли могли быть объективны по отношению к своему почитаемому лидеру. А то, что мы знаем не с их слов, вызывает массу вопросов.

Путешествие на Восток

Вокруг Пифагора существует немало мифов. Некоторые из них опровергнуть довольно легко. Например, часто можно встретить утверждение о том, что Пифагор был не только мудрецом, но и атлетом. И даже якобы победителем состязаний по кулачному бою на одной из Олимпиад. На самом деле этим чемпионом был другой Пифагор. Путаницу усиливает то, что оба они жили на острове Самос. Но все же Пифагор, сын Кратета, одержал свою победу на Олимпиаде за 18 лет до того, как в 570 году до нашей эры на свет появился будущий мудрец - Пифагор, сын Мнесарха.

С другими фактами разобраться гораздо сложнее. Дело в том, что сам Пифагор не оставил после себя ни строчки текста. А первые произведения последователей, дошедшие до нас, написаны где-то спустя 200 лет после его смерти. Как и полагается, рождение героя окружено различными загадочными происшествиями и пророчествами. Само имя Пифагора означает «тот, о ком объявила Пифия» - якобы Мнесарху в Дельфах дали пророчество, что его сын принесет людям столько пользы, сколько не приносил и не принесет в будущем никто другой.

Как пишут биографы, в юном возрасте Пифагор, отличавшийся большой одаренностью, покинул Самос и отправился странствовать по свету в поисках учителей. Побывав в разных странах, он добрался до Египта, где прожил 22 года, обучаясь различным наукам и премудростям. Причем проявил себя таким талантливым учеником, что египтяне допустили его даже до тех тайн, которые обычно тщательно скрывали от чужеземцев. Затем он попал в Вавилон, где прожил еще 12 лет, общаясь с тамошними магами. На родину Пифагор вернулся в возрасте 56 лет. Там он задержался ненадолго, перебравшись вскоре в город Кротон, расположенный в греческой колонии на территории Южной Италии.

Правда, в других источниках ничего не говорится о путешествии на Восток, зато упоминается, что Пифагор покинул Самос в 40-летнем возрасте (то есть никак не мог провести 34 года в дальних землях). Так или иначе, но именно в Кротоне началась подлинная слава греческого мудреца.

Присвоенная теорема

Вокруг мудреца сложился кружок последователей - так называемый пифагорейский союз. Именно с этого времени начинается распространение его славы. Учение Пифагора делилось на две части - философско-религиозная доктрина и научное познание мира. Именно ко второй части относится знаменитая теорема Пифагора, доказывающая, что в прямоугольном треугольнике квадрат гипотенузы всегда равен сумме квадратов катетов. Однако есть загвоздка. Дело в том, что у пифагорейцев было принято все свои открытия и достижения приписывать главе союза. Поэтому сложно разобраться, был ли Пифагор действительно великим математиком или просто присвоил себе работы одного из учеников. По другой версии, Пифагор привез доказательство теоремы из Вавилона, где ее доказали за тысячу лет до него.

Показательно, что Аристотель, который в IV веке до нашей эры много полемизировал с сохранившимися пифагорейцами, никогда не называл Пифагора среди великих мыслителей прошлого. Он воспринимал его лишь как основателя полурелигиозного культа, проповедника здорового питания и мистика. А современник Пифагора, философ Гераклит Эфесский, и вовсе писал так: «Пифагор, Мнесархов сын, занимался собиранием сведений больше всех людей на свете и, понадергав себе эти сочинения, выдал за свою собственную мудрость многознайство и мошенничество».

Однако никто не пытался оспорить тот факт, что идеи, на основе которых объединился союз, были сформулированы Пифагором самостоятельно. Во главу всего были поставлены числа, измерения и пропорции. Пифагор учил, что познать мир - значит познать управляющие им числа. Отношениями между различными числами пифагорейцы могли описать буквально все на свете. Это позволило им достичь действительно выдающихся результатов в некоторых сферах знания.Так, например, именно Пифагор (или же все-таки его ученики?) первым сформулировал тезис о том, что Земля имеет шарообразную форму. А математическая теория музыки, созданная пифагорейцами, сильно повлияла на понимание того, как соотносятся друг с другом ноты и интервалы.

Но помимо научной деятельности, важнейшую роль в пифагорейском учении играла мистико-религиозная составляющая. Ведь познать «числа, управляющие миром» пифагорейцы стремились для конкретной цели - чтобы описать с их помощью душу.

Пифагор верил в то, что бессмертные души как самостоятельные сущности живут на небесах. Природа их полубожественна. Затем они по некоторым причинам воплощаются в тело человека или животного и начинают свой путь на земле. После нескольких перевоплощений душа получает право вновь вернуться на небеса. Пифагор призывал изучить математические законы переселения душ и через них научиться управлять этим процессом.

Вокруг этой центральной мысли было построено огромное количество ритуальных правил и ограничений, как свойственно любой религии. Самым известным был запрет на поедание бобов, который не объяснялся никак, но был абсолютно непререкаем и абсолютен. Помимо этого, пифагорейцы проповедовали вегетарианство, но весьма умеренное, разрешая употреблять в пищу рыбу и даже мясо многих животных. Категорически запрещалось есть мясо пахотных быков и баранов.

Существовала и некоторая форма обожествления самого Пифагора. Часто упоминается, что у него якобы было золотое бедро, что являлось знаком происхождения от высших сил. Древние греки писали об этом вполне серьезно, а современные историки до сих пор не пришли к единому мнению - была ли это непонятная нам метафора или просто родимое пятно?

Восстание в Кротоне

Свои математические построения пифагорейцы стремились применить и к человеческому обществу, выстраивая теории о его наилучшей организации. В результате получилась модель идеальной диктатуры, где вся власть принадлежит касте наилучших, мудрых людей, которым невежественный народ обязан подчиняться, как дети - родителям. Определять, кто достаточно мудр, а кто нет, следовало в соответствии с внутренними критериями пифагорейского союза.

К V веку позиции пифагорейцев в Кротоне так усилились (к тому же в их рядах было немало представителей знати), что они фактически стали править колонией. Первое время это мало кого волновало, но постепенно жители Кротона осознали, что их считают гражданами второго сорта. Пифагорейцы этого нисколько не скрывали, а даже подчеркивали - например, никогда не подавали руку для приветствия тем, кто не входил в их общество. Для греков, воспитанных на идее, что все свободные - равны, это было тяжким оскорблением.

До открытого конфликта дело дошло, когда пифагорейцы стали делить земельные наделы не так, как это делалось раньше - по жребию, а «по праву» забирая лучшее себе. Жители Кротона подняли восстание и просто перебили высокомерных мудрецов. Правда, как говорят, потом сильно раскаивались в этом. Примерно в то же время такая же ситуация произошла в другой греческой колонии Южной Италии - Таренте.

Пифагор в обоих случаях отсутствовал в городе, что уберегло его от неприятностей. Он переехал в город Метапонт, где и умер спустя несколько лет. Обстоятельства его смерти тоже окружены туманом неизвестности. Одни говорят, что он был убит в ходе еще одного антипифагорейского восстания. Другие - что мирно умер в собственной постели. Третьи же заявляют, что престарелый мудрец, расстроенный гибелью своего союза, уморил себя голодом. Произошло это либо в 490, либо в 491, либо в 497 году до нашей эры.

Виктор БАНЕВ





Если вам понравилась статья, поделитесь пожалуйста ей в своих любимых соцсетях:
На Главную сайта "Загадки истории"

Главные рубрики сайта "Загадки истории"


Предыдущая     Легенды прошлых лет     Следущая