Историческая правда состоит из молчания мертвых




Философ с сумой

Выдающийся мыслитель, поэт и просветитель Григорий Сковорода прожил богатую событиями жизнь, которая после смерти обросла легендами. Некоторые факты из жизни Сковороды и по сей день вызывают сомнения...

О Григории Сковороде рассказывали фантастические вещи. Так, например, говорили, что он умел предрекать будущее, вел аскетический образ жизни и при этом являлся настоящим женоненавистником. Впрочем, Сковорода и без экзотического антуража был крайне интересным человеком: странствующий философ обладал уникальным умом, знал семь языков, играл на музыкальных инструментах, любил независимость, не боялся властей, уважал людей несмотря на их происхождение и раздаривал беднякам все, что имел.

Необыкновенные способности

Григорий родился 3 декабря (по новому стилю) 1722 года в незнатной семье - в селе Чернухи возле Полтавы, в семействе малоземельного казака Саввы Сковороды. Гриша был вторым ребенком после старшего Степана.

В детстве он отличался от сверстников задумчивым и загадочным нравом: любил убегать из дома, чтобы посидеть под вербой, поиграть на сопилке (духовом музыкальном инструменте), подаренной старым кобзарем, поразмышлять и понаблюдать за природой. У дьяка-скрипача Григорий был любимчиком, потому что поражал своей любознательностью, умом и красивым голосом.

В детстве Григорий мечтал стать музыкантом. Дьяк научил его нотной грамоте и поставил первым певцом в церковном хоре. Он давал читать ему разные, порой весьма серьезные книги еще тогда, когда Григорию было лишь пять лет. Все видели, что ребенок этот необыкновенный и одарен сверх меры: мальчик любил учиться и со временем овладел игрой на сопилке, флейте, скрипке, гуслях, лире, бандуре... Легче назвать инструмент, которым он не владел.

После учебы в сельской школе Григорий поступил в Киево-Могилянскую академию и проучился там три года. Но его имя в списках учащихся почему-то не сохранилось. За эти годы он выучил латынь, древнегреческий, древнееврейский, немецкий, польский, русский языки. Учеба давалась легко, в науке ему не было равных. Единственным, кто мог его опередить, был Симеон Миславский - будущий киевский митрополит Самуил. Но учебу Григорий так и не закончил, так как еще с тремя музыкантами поехал на конкурс, объявленный императрицей Елизаветой Петровной.

В большом миру

Григорий Сковорода

Победив, он стал лучшим украинским голосом и певчим Придворной капеллы Санкт-Петербурга. За свои труды Григорий получал 25 рублей в год - по тем временам совсем не малые деньги.

В Санкт-Петербурге украинский певчий сблизился с графом Алексеем Разумовским и русским философом Григорием Тепловым, который был выходцем из семьи истопника, а в результате трудолюбия и выдающихся способностей стал сенатором и тайным советником.

В 1744 году Сковорода приехал в Киев в составе свиты императрицы. Он уволился с должности певчего и вновь поступил в Киево-Могилянскую академию, где слушал лекции выдающихся преподавателей - Григория Конисского и Мануила Козачинского. Здесь же он повстречался с Василием Барским, киевским путешественником и паломником, который весьма повлиял на его мировоззрение.

Чтобы продолжить обучение в Европе, Григорий отправился в составе русской миссии в Токай для закупки вин для императорского двора. Путешествуя по Польше, Венгрии, Австрии, Пруссии, Италии, Сковорода знакомился с выдающимися учеными, слушал лекции знаменитых профессоров, изучал философию и богословие. В Украину он приехал в качестве европейской знаменитости, обогащенный знаниями и опытом. Ему наперебой предлагали светские должности, даже сан священника - служить в Лавре, будучи «украшением» святой обители. Но это было не для него - Григорий отказался, так как свято верил в Библию и осуждал тогдашнюю церковную структуру и священников, считая их нечестными людьми, о чем он не стеснялся говорить открыто.

В начале 1750 года его пригласили в Переяславский коллегиум - учебное заведение, которое готовило как государственных служащих, так и служителей православной церкви. Работалось Григорию нелегко, так как глава епархии епископ Никодим требовал преподавать «по старине», а Сковорода жаждал привнести в свою работу что-то новое.

В конечном итоге за дерзость епископу в 1754 году его уволили из Переяславского коллегиума.

«Сад божественных песней»

После этого Григорий стал домашним учителем дворянского юноши Васи Томары. Но родители Василия - переяславский полковник Степан Томара и его жена Анна Кочубей - невзлюбили молодого учителя, державшего себя с большим достоинством. Вскоре ему пришлось покинуть полковничий дом.

После этого приблизительно с 1755 по 1756 год он жил в Троице-Сергиевой лавре, где сблизился с «многоученым» настоятелем Кириллом Лящевецким, своим земляком и однокашником. В это же время казначеем в Троице-Сергиевой лавре был епископ Нижегородский и Алатырский Феофан Чарнуцкий, происходивший, как и Сковорода, из деревни Чернухи. Это обстоятельство помогло Сковороде задержаться в Троице-Сергиевой лавре, где имелась богатая библиотека. Здесь Сковорода начал работать над своим произведением «Сад божественных песней».

Вернувшись из Москвы, философ несколько лет снова жил в семье у Степана Томары, продолжая обучать его сына: родители неглупого юноши (впоследствии Василий стал сенатором и действительным статским советником) поняли, что методы Сковороды в самом деле работают, позволяя получить отличные знания.

В 1759 году учитель и богослов отправился в Харьков для преподавания в местном коллегиуме. Там он учил студентов, переводил Плутарха, работал над своими трудами. Однако из-за преследований и доносов служителей культа ему пришлось уволиться и жить около 2 лет в селе Старица близ Белгорода.

Там он познакомился с харьковским студентом-богословом Михаилом Коваленским, который стал его учеником и другом. Вокруг них в Харьковском коллегиуме сформировалась группа сподвижников.

Однако после ряда конфликтов с властью философ понял, что его деятельность власти неугодна, и поэтому больше официальных должностей не занимал. Он решил странствовать, наблюдать жизнь во всех проявлениях, чтобы постичь ее сокровенную глубину и смысл.

С этого времени около 25 лет, до самой смерти он путешествовал по всей Малороссии, Приазовью, Слободской, Воронежской, Орловской, Курской губерниям, в землях Дона. В этих походах мыслитель не разлучался с Библией, сопилкой, флейтой и своими трактатами. Он никогда не планировал походы, просто просыпался и шел. Носил полотняную одежду, ходил в ботинках, а не босиком, любил прокатиться на телеге. В дороге пил только воду и ел хлеб, хотя любил и изысканные вещи, которые ему дарили богатые друзья.

В результате длительных странствий он приобрел определенные привычки - ел только раз в сутки после захода солнца и спал 4 часа. Он был настолько знаменит, что каждый пан или крестьянин хотели его увидеть и услышать. Знали о нем и сильные мира сего: так, Екатерина II однажды приказала привезти его во дворец. Сковорода и перед царицей повел себя как свободный человек - он не поклонился, а когда она спросила почему, ответил: «Вы же хотели на меня посмотреть. Как бы вы меня рассмотрели, если бы я согнулся?»

Этот дерзкий ответ привел к тому, что философа прогнали из дворца. Но Григорий не обиделся: он продолжал путешествовать и работать над философскими трактатами. Интересно, что во всех произведениях Сковороды ни разу не упоминается женщина - всю свою жизнь он избегал любых отношений с прекрасным полом. Впрочем, он не был свирепым женоненавистником, каким его иногда представляют. Возможно, причиной такого поведения стало то, что в 30 лет он полюбил дочку майора с хутора Валки - красавицу Елену. Она ответила взаимностью. Молодые люди обручились, хотя до женитьбы дело не дошло, так как Григорий не представлял жизнь без странствий, открытий и полной свободы.

Свое счастье мыслитель видел не в славе и не в жизни во дворцах, а в жизни по совести, где путь в счастье - самопознание.

Философ-мыслитель обладал даром предвидения. Он точно предсказал дату своей смерти и перед этим даже выкопал себе могилу. Незадолго до кончины, когда ему было 70 лет, он пешком прошел 300 верст до Орловщины, где жил его ученик Коваленский, чтобы передать тому рукописи произведений.

А 9 ноября 1794 года он умер. Это случилось в селе Ивановка, которое сегодня называют Сковородиновка.

На могильной плите философа выбито: «Мир ловил меня, но не поймал».

Виктор ВОЛЫНСКИЙ





Если вам понравилась статья, поделитесь пожалуйста ей в своих любимых соцсетях:
На Главную сайта "Загадки истории"

Главные рубрики сайта "Загадки истории"


Предыдущая     Легенды прошлых лет