Историческая правда состоит из молчания мертвых




Трудный путь «короля смеха»

Аркадий Райкин - это не просто конкретный человек. Это, скорее всего, понятие, символ, это - явление и почти полувековая история сатирического и юмористического разговорного жанра на советской эстраде...

Аркадия Райкина за талант перевоплощения называли «королем смеха». И несмотря на то, что великого артиста нет на свете уже около 30 лет (в октябре 2016 года ему бы исполнилось 105 лет), его появление на сцене или на экране для зрителей всегда было праздником. Таких артистов вообще много не бывает: по силе дарования, по магнетическому воздействию на зал ему не было равных.

Рижский денди

Райкин был человеком с хорошим вкусом. Он всегда элегантно одевался, а с учетом его роста и импозантной внешности, всегда и во всем был настоящим аристократом. Хотя его родословная была простой: родившийся 11 октября (по старому стилю) 1911 года в Риге, Райкин был сыном портового бракера (товароведа) строительного леса и акушерки.

Уже в девять лет Аркадий впервые вышел на любительскую сцену. А когда в 1922 году семья переехала в Петроград, он увлекся театром и буквально пропадал в стенах Александринки, где посещал драматический кружок.

В 13 лет мальчик заболел ангиной, которая привела к заболеванию ревматизмом и ревмокардитом, дав сильное осложнение на сердце. Прогнозы врачей были малоутешительными, родители готовились к худшему. Только волевой характер, любовь к жизни, к театру позволили ему выжить.

Родители были против того, чтобы сын был артистом. И он решил уйти из дома и жить в общежитии, работая лаборантом. В 1930 году мечта стала ближе - он поступил в Ленинградский техникум сценических искусств.

Уже здесь Аркадий выступал на эстраде в концертах для детей. На последнем курсе он познакомился с Руфью (Ромой) Иоффе - своей будущей женой, умной, талантливой и образованной женщиной, с которой они прожили около 50 счастливых лет.

В 1935 году после окончания института весь курс попал в Ленинградский ТРАМ (Театр рабочей молодежи). Здесь и начались тяжелые и веселые будни актера.

Но через два года Аркадий снова тяжело заболел, и снова ангиной. Врачи боялись, что артист не выживет. Но обошлось, хотя после операции он вышел из больницы с диагнозом: порок сердца и ревмокардит. В 26 лет после всего пережитого Аркадий поседел и вынужден был постоянно красить волосы.

Большие успехи

Спустя некоторое время Аркадий решил испытать себя на эстраде. Выступления прошли на ура, и после этого он все свое время и силы отдавал эстраде: выступал в домах культуры, во дворцах пионеров, и каждое лето подрабатывал конферансье.

Аркадий Исаакович уверенно шел к триумфу и уже на Первом Всесоюзном конкурсе артистов эстрады выступил с номерами «Чаплин» и «Мишка», за которые получил вторую премию. На молодого артиста обратил внимание Леонид Утесов, он предрек ему большое будущее. К артисту пришел заслуженный успех. Его пригласили записываться на радио, и вскоре Райкин стал одним из руководителей Ленинградского театра эстрады и миниатюр.

Во время Великой Отечественной войны Райкина и его труппу с нетерпением ждали на передовой и в тылу. Именно тогда артист включил в репертуар политическую сатиру. А знакомство с полковником Леонидом Брежневым, случившееся на Малой земле в 1942 году, сыграло в жизни артиста большую роль.

После войны в репертуаре Райкина появились новые спектакли, написанные Владимиром Поляковым: «Приходите, побеседуем», «Откровенно говоря», «Любовь и коварство». Аркадий Исаакович все эти годы так много гастролировал, что ему некогда было думать о собственном жилье, и он, начиная с первых гастролей театра в 1942 году, жил в гостинице «Москва». При этом он хорошо зарабатывал: так, играя по 20 спектаклей в месяц, получал по 40 рублей за спектакль, что не уступало зарплате академика. В конце 1950-х - начале 1960-х годов театр отправился на свои первые гастроли за рубеж. Успех был ошеломляющий. В странах Европы спектакли шли на польском, румынском, венгерском, чешском языках, и всюду был аншлаг.

В 1962 году во время гастролей в Одессе Райкин обратил внимание на талантливых актеров молодежного театра «Парнас-2» и пригласил к себе в театр: это были Роман Карцев, Виктор Ильченко и Людмила Гвоздикова. В это же время в театр пришли Владимир Ляхов, Ольга Малоземова, Виктория Горшенина.

Аркадий Исаакович считал актеров своей семьей, знал о их проблемах и всегда старался помочь. Сам он был трудоголиком и от актеров требовал профессионализма, строжайшей дисциплины, высокой трудоспособности. За кулисами во время спектакля всегда царила тишина, топать ногами или разговаривать запрещалось. Хотя на Райкина многие обижалась - он был человеком непростым, хоть никогда не кричал и говорил тихо, легко мог обидеть. Но все это не было капризом или самодурством - с точки зрения искусства, он зачастую был прав.

В 1960-х годах Аркадий Райкин познакомился с молодым драматургом из Одессы Михаилом Жванецким. Он включил в свой спектакль его первую интермедию «Разговор по поводу». А в 1969 году программу «Светофор», над которой работал Жванецкий, поставили на сцене.

Именно в ней впервые прозвучали в исполнении Райкина легендарные миниатюры «Авас», «Дефицит» и «Век техники». Жванецкого приняли в театр вначале артистом, а потом заведующим литературной частью. Но в начале 1970-х годов их дуэт распался, из театра ушли и легендарные одесситы, начав свою самостоятельную карьеру. Однако все они считали Райкина своим «крестным отцом».

Под грузом славы

Аркадий Райкин

С каждым годом слава театра Райкина росла, гастроли, выступления на радио, телевидении и аудиозаписи следовали чередой.

Создав целое созвездие совершенно разных и блестящих образов, Аркадий Райкин стал непревзойденным мастером сценического перевоплощения. В это время с ним сотрудничали новые авторы: Марк Азов, Владимир Тихвинский, Аркадий Хайт, Виктор Ардов, Семен Альтов. Миниатюры и спектакли великого артиста отличались остротой, особенно в сравнении с другими артистами того периода, но в то же время всегда были корректными, неся на себе явную печать интеллигентности и высокого вкуса.

В 1968 году Аркадию Исааковичу присвоили звание Народного артиста СССР - так страна оценила 33 года его беспрерывной работы на сцене.

Но не все было так хорошо, как хотелось. В 1970 году на спектакле «Плюс-минус» одному из чиновников не понравилось то, о чем говорил со сцены Райкин, и как на это реагировал народ. Артиста вызвали в ЦК, устроили разнос и даже посоветовали «поменять профессию».

Артист тяжело воспринял эту «рекомендацию» - у Райкина случился инфаркт. После выхода из больницы он узнал, что Москва и Ленинград для его коллектива закрыты. Местом длительных гастролей стал Петрозаводск. Только в 1971 году, накануне 60-летия артиста его театр вернули из ссылки в родной город.

Но конфликт с официальной властью продолжался, только в 1974 году на Центральном телевидении начали съемки двух фильмов с его участием: «Люди и манекены» и «Аркадий Райкин».

В 1980 году артиста наградили Ленинской премией, а в 1981 году он стал Героем Социалистического Труда.

Однако в родном Ленинграде ему было все неуютнее и неуютнее. Особенно раздражали нападки со стороны обкома, во главе которого находился Григорий Романов. Артисту открыто угрожали, распространяли сплетни, заставляли выбрасывать целые монологи из спектаклей. И вскоре по личному разрешению Леонида Брежнева его театр переехал в Москву, назвавшись Государственным театром миниатюр.

В 1982 году здесь состоялась первая постановка спектакля «Лица», а в 1984-м - «Мир дому твоему». Несмотря на то, что артисту было в те годы более 70 лет, он превосходно держался, хотя силы уже были на пределе и он подолгу болел.

Незадолго до смерти Райкин с театром поехал в турне по Америке. Говорил он тихо, чуть слышно, но все равно это был тот самый великий и любимый артист, которого русскоязычные американцы прекрасно знали. Его везде встречали стоя и со слезами на глазах. Люди понимали, что этого великого артиста живым они уже не увидят.

В США Райкин дал 24 концерта. Вернувшись на родину, сыграл еще 14 спектаклей. Последние выходы на сцену для него были подвигом. Он успел передать все дела театра любимому сыну Константину и после осенних выступлений попал в больницу. Ни домой, ни на любимую сцену он больше не возвратился.

Аркадий Райкин умер 17 декабря 1987 года. Но ни одна центральная газета, ни радио, ни телевидение о его смерти не сообщали в течение трех дней. Вероятно, высшее руководство, опасаясь скандалов, хотело похоронить его «тихо и скромно».

Виктор ВОЛЫНСКИЙ





Если вам понравилась статья, поделитесь пожалуйста ей в своих любимых соцсетях:
На Главную сайта "Загадки истории"

Главные рубрики сайта "Загадки истории"


Предыдущая     Легенды прошлых лет