Линия Зигфрида

Автор: Maks Ноя 20, 2017

О линии Зигфрида до сих пор не очень-то любят вспоминать на Западе обе противоборствовавшие стороны. И это неспроста! Для одних она стала серьезным препятствием на их пути к победе во Второй мировой войне, другие же осознают, что здесь, на этих укреплениях, исчезла их последняя надежда достойно выйти из самого кровопролитного конфликта в истории человечества. И все же эти рубежи вполне заслуживают того, чтобы о них сказали несколько слов, если уж не добрых, то честных.

Немного эпоса

Прежде чем говорить о самой линии как таковой, стоит вспомнить, чье имя ей было присвоено.

Как известно, королевич Зигфрид — один из главных героев германо-скандинавского эпоса «Песнь о Нибелунгах». Он — воплощение всех добродетелей: храбрый, благородный, учтивый… На счету Зигфрида многочисленные победы в сражениях, в том числе и над драконами.

Долг и честь для него не пустой звук, и это королевич не единожды доказывает по ходу произведения, то спасая королевство бургундов от саксов и датчан, то деликатно содействуя бургундскому королю Гунтеру в покорении королевы Брунгильды. И все эти подвиги Зигфрид совершает во имя любимой девушки — Кримхильды, сестры короля.

Герой погибает не в открытом бою, а от предательского удара врага в спину. В этой связи не исключено, что в название линии был вложен очень глубокий смысл — дескать, преодолеть эту героическую черту враги не смогут.

Суровая реальность

А теперь перейдем от эпоса к непростой обстановке, сложившейся в Европе в 30-х годах прошлого столетия. В Германии к власти пришли фашисты во главе с Гитлером, провозгласившие возрождение страны и жаждавшие реванша за поражение в Первой мировой войне. Помимо формирования полноценных вооруженных сил, немцы создали на западе ряд разрозненных укреплений, прикрывших некоторые стратегические районы страны.

Однако в преддверии активных военно-политических действий Гитлер решил подстраховаться, и в 1936 году началось полномасштабное строительство так называемого Западного вала, известного также как линия Зигфрида. Она простиралась от Клеве до Базеля, имела протяженность 630 и глубину от 35 до 100 километров. Предполагалось возвести здесь 16 тысяч фортификационных сооружений — дотов, дзотов, бронеколпаков, бункеров, блиндажей и т. д.

Западный вал должен был включать в себя три полосы: обеспечения — так называемое предполье, главную — с минными полями, рядами колючей проволоки, надолбами и укреплениями, а также тыловую, где предполагалось разместить подвижные резервы. В планах была и неофициальная четвертая полоса — сплошная зона противовоздушной обороны с 60 зенитными батареями, которые, помимо своих прямых функций, могли при необходимости подключаться к защите наземных рубежей.

Строительство линии Зигфрида требовало колоссальных усилий, затрат и значительного количества времени и потому велось этапами. Иногда ускорялось, например, когда Гитлер оккупировал Чехословакию и опасался вмешательства французов с англичанами. Затем последовала пауза. Новый рывок в строительстве совпал с началом Второй мировой войны и нападением на Польшу.

«Несокрушимая»

Линия ЗигфредаТак назвала линию Зигфрида пропаганда Геббельса, и это выражение оказалось недалеким от истины. В 1939 году верные союзническому долгу Франция и Англия следом за Польшей объявили войну Германии, что по логике вещей предполагало наступление и штурм немецких укреплений. Пока основные силы Третьего рейха были сосредоточены на востоке, союзники могли нанести сокрушительный удар стране-агрессору в спину.

Кстати, для этого у них имелись все предпосылки: трехкратное превосходство в живой силе, более чем двукратное — в самолетах и подавляющее в танках. Достаточно сказать, что ни одной танковой дивизии немцы на западе тогда не имели. По мнению военных экспертов, если бы даже одни французы сами атаковали недостроенную полосу укреплений Германии, которую защищали недостаточно укомплектованные дивизии вермахта, то у них были бы шансы прорвать ненадежную оборону и продвинуться далеко в глубь страны. А ведь был еще и английский экспедиционный корпус.

Но тут заработал в полную силу пропагандистский аппарат Геббельса, объявивший линию Зигфрида «несокрушимой». Осенью немцы активизировали строительство, которое велось не только большим количеством рабочих из трудовой организации Тодта, но и солдатами инженерных частей. Немцы тем самым и укрепляли свои позиции, и как бы говорили противнику, мол, мы на вас нападать не собираемся.

Решив принести Польшу в жертву и приняв во внимание приготовления немцев, союзники призадумались, решили не проявлять излишнюю активность, немного продвинулись в предполье линии Зигфрида и занялись тем, что впоследствии назовут «Странная война».

Так недостроенная черта немецких рубежей вкупе с осторожной политикой союзников Польши — Франции и Англии — уберегла Германию от удара в спину в самый неподходящий момент и оказалась воистину несокрушимой. Потому что ее никто и не собирался сокрушать.

Пока гром не грянул…

Разумеется, после того как Франция была оккупирована Германией, наличие Западного вала утратило всякий смысл. Практичные немцы стали разоружать свою линию и использовать ее оборудование по мере необходимости в других местах. Противотанковые и противопехотные укрепления начали зарастать травой, а блиндажи с бункерами местные крестьяне использовали под складские помещения.

Кое-что пригодилось и горожанам. Когда начались бомбардировки Германии, вначале английской, а затем американской авиацией, кровати из казарм и бункеров линии Зигфрида стали передавать для гражданских бомбоубежищ. Узнав, откуда они, немцы, улыбаясь сквозь слезы, называли их «кроватями Западной стены».

А еще эта линия укреплений послужила главным «донором» для Атлантического вала. Вначале отсюда поснимали большую часть мин и смотали почти всю колючую проволоку, и все это было отправлено во Францию для оборудования прибрежных рубежей. Затем командующий немецкими войсками на Западе генерал-фельдмаршал Герд фон Рундштедт добился того, чтобы с линии Зигфрида поснимали все родное артиллерийское вооружение, которое отправилось туда же — на Атлантический вал.

Гитлер пошел на это потому, что, во-первых, ему в 1944 году не хотелось верить, что враги смогут ступить на землю Германии. А во-вторых, он надеялся провернуть с англичанами и американцами тот же трюк с «несокрушимой» линией, на роль которой теперь был назначен Атлантический вал. Подключился Геббельс, и определенный эффект от его пропаганды имел место — союзники всячески затягивали открытие второго фронта в Европе. Одной из главных причин этого называли наличие на побережье Франции сильно укрепленных немцами рубежей.

Но 6 июня 1944 года союзники все же высадились в Нормандии, и миф о несокрушимости Атлантического вала был развеян.

Последний бой

Американцы, англичане и французы освобождали Францию, а немцы откатывались к своим границам. Очень скоро стало ясно, что война придет и в Германию.

И тут в ставке фюрера вспомнили об основательно обобранной линии Зигфрида, на которой к тому времени не осталось никакого вооружения. 24 августа 1944 года Гитлер своей директивой велел восстановить этот комплекс оборонительных сооружений. К работе привлекли всех, кого могли, включая местных жителей.

Правда, устаревшие укрепления линии Зигфрида уже не способны были в полной мере защитить от новых средств поражения. И все-таки, зацепившись за эти укрепления, вермахт еще почти полгода сдерживал наступление союзников на западе. Главной надеждой Гитлера было то, что, сдерживая на востоке советские войска, он продержится до начала разногласий между союзниками. Не продержался…

Первый прорыв Западного вала состоялся в ночь с 14 на 15 сентября 1944 года, когда американские танки пробились на узком участке севернее Мозеля. А окончательно всю линию Зигфрида союзники преодолели только 25 марта 1945 года. Причиной такой неторопливости было не только стойкое сопротивление немецких войск и эффективное использование ими имевшихся укреплений, но и нежелание союзников нести излишние потери.

Кстати, преодолению Западного вала посвятил один из своих рассказов писатель Эрнест Хемингуэй. Произведение так и называется «Война на линии Зигфрида».

Жизнь после смерти

После войны большинство укреплений и сооружений оборонительной линии было разрушено. Правда, часть подземных сооружений использовал в различных целях блок НАТО. Например, один из уцелевших бункеров американцы приспособили под склад для запчастей техники.

А еще был создан небольшой музей Западного вала. Желающие могут попутешествовать по сохранившимся туннелям подземных укреплений, посмотреть на технику и вооружение периода Второй мировой войны, познакомиться с историей создания данного объекта и всей линии в целом.

Как бы то ни было, у линии Зигфрида нельзя отнять одно ценное качество: на своих рубежах она сдерживала противника дольше всех подобных укрепленных линий в Европе.

Олег ТАРАН

  Рубрика: Великая Отечественная




Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Solve : *
28 − 14 =


SQL запросов:60. Время генерации:0,736 сек. Потребление памяти:31.59 mb