Лучшее, что нам дает история, — это возбуждаемый ею энтузиазм




Пантеон великого чувства

Есть в центре Венгрии небольшой городок под названием Секешфехервар. Его название на русский язык переводится как «белая престольная крепость». В этом городе воздвигнут памятник великому чувству любви...

Некогда Секешфехервар был резиденцией королей. Но сегодня туристов привлекает нечто совсем другое. На окраине городка расположен замок Бори, названный по фамилии Енё Бори - человека, который практически собственноручно воздвиг его для своей любимой жены Илоны. Этот памятник огромному чувству и привлекает сегодня тысячи посетителей.

Молчаливый язык страсти

История любви началась в 1905 году, когда 26-летний студент отделения скульптуры Венгерской школы рисования Енё Бори увидел миловидную девушку, которая стояла у входа в учебное заведение и улыбалась - никому конкретно. Судя по всему, просто собственным мыслям.

Эта никому не адресованная улыбка одними уголками губ - как у Моны Лизы, - совершенно заворожила Енё.

Он подошел к девушке и протянул ей свою руку - она взялась за нее. И они отправились гулять по Будапешту.

Енё позже клялся: они в тот день не сказали друг другу ни слова. Илона всю жизнь отличалась поразительной молчаливостью.

Енё и Илона считали: их любовь так велика, что они не нуждаются в разговорах. Совместное молчание они считали чем-то вроде высшего, совершенного проявления чувства. Все окружающие поражались силе и постоянству их отношений.

Вскоре влюбленные поженились. В 1912 году пара приобрела домик недалеко от Секешфехервара. Но таким скромным жилищем Енё не собирался довольствоваться. Он хотел воздвигнуть настоящий памятник - целый пантеон любви к жене, создать для Илоны рукотворный рай на земле.

Карьера Бори складывалась чрезвычайно удачно: с 1911 года он профессорствовал в родной Венгерской школе рисования, а с начала 1920-х стал одновременно еще и профессором технического университета. Также Бори был автором многочисленных скульптур. Они хорошо продавались и становились лауреатами разных конкурсов. Такие серьезные работы, казалось, должны были измотать Бори. Но у него хватало сил на главное дело жизни: строительство семейного замка, красивого и гармоничного, способного радовать Илону, которая по профессии также была художницей.

В 1923 году, когда у пары было уже трое детей: дочери-двойняшки и сын, Енё сообщил жене, что у него созрел план замка, очень необычного. Строение должно было быть эклектично. Но при этом, смешав в себе все стили, замок стал бы воплощением гармонии. Замысел звучал странно. Неизвестно, как на него отреагировала молчаливая Илона. Но Енё, со свойственным ему энтузиазмом, приступил к работе.

Бори купил участок недалеко от семейного домика и приступил к осуществлению проекта. Соседи посмеивались. В этой паре многое вызывало иронию: и их молчание, и их тихие прогулки по вечерам в обнимку, когда «немая» Илона ходила, склонив голову на плечо супруга.

Энергичный Енё начал строительство. Он обходился минимальной помощью, нанимая временных рабочих, когда физически не мог справляться самостоятельно.

Содержательное сооружение

Замок Енё и Илоны Бори

И замок рос - медленно, но неуклонно. Так сказать, внешним видом строения занимался отец семейства. А внутренним убранством озаботилась Илона. Она вместе с одной из дочерей, унаследовавшей художественные способности родителей, украшала интерьеры «семейного дома»: подбирала мебель и картины.

Енё же увековечил свою любовь не только в виде замка. Он на протяжении всей семейной жизни высекал из мрамора скульптуры жены и детей. Сегодня эти фигуры показывают нам, как старели родители и как взрослели дети.

Супруг не уставал признаваться в любви Илоне. Он говорил ей: «Тебе позавидовали бы все красавицы мира, увековеченные гениальными художниками, - так я тебя люблю!» Жена в ответ улыбалась ему все той же загадочной улыбкой Джоконды, которая когда-то свела Енё с ума, - одними уголками губ.

Постепенно злые языки перестали судачить о безумном строителе, ибо здание, которое он сооружал на участке, где некогда был засохший виноградник, внушало все большее восхищение.

Замок Бори странным образом совместил в себе черты готического, романского стилей и стиля архитектуры Ренессанса. Но при этом он совершенно не производит впечатления одного из тех аляповатых безвкусных строений, нередко возводимых богачами, которым некуда девать деньги и которым хочется, чтобы в их дворцах было всё.

Покои эклектичного строения украшает более пяти сотен произведений искусства - как купленных семьей, так и сотворенных руками Илоны, Енё и их дочери.

Что запечатлено в этих шедеврах? Как мы уже писали, семья. Например, одна скульптура изображает Илону в виде мадонны, к коленям которой припал Енё. В честь дочек-двойняшек Клары и Елены безумно любивший их отец воздвиг башню Близнецов. Скамейки для детей, расположенные во дворе замка, также осенены белоснежным бюстом их матери.

Енё - сын обычного рабочего - вырос в семье, где детей воспитывали в духе простых нравственных ценностей. Именно поэтому между двумя главными башнями замка висит дамоклов меч, олицетворяющий истинные ценности жизни. Вокруг внутреннего двора - галерея, поддерживаемая сотней колонн. На ней Енё Бори разместил статуи знаменитых венгерских художников, мыслителей, ученых и героев.

Вход в семейные покои украшает надпись: «Любовь есть Бог. Бог есть любовь». Рядом - две ниши, в которых располагаются бюсты Енё, взгляд которого прикован к изображению жены, и Илоны, привычно опустившей глаза и сложившей губы все в той же полуулыбке. Она стеснялась, когда Енё выражал свои чувства при посторонних, и просила не делать этого, но счастливый влюбленный был непреклонен и не уставал повторять слова любви.

Вообще, история семьи больше похожа на сказку. Дети полностью оправдали ожидания родителей. Одна из двойняшек - Елена - внешне необычайно походила на мать. А Клара унаследовала художественные способности родителей. В одной из комнат Енё поставил фигуру мальчика, сидящего верхом на аисте. Так - в виде маленького смелого гусара, оседлавшего белоснежную птицу, - ему виделся младший сын.

После смерти

В 1959-м в семье произошли два события: очень счастливое и очень грустное.

Отец семейства наконец-то закончил строительство замка, которое продолжалось почти всю его жизнь. И в том же году Енё Бори умер в возрасте 80 лет.

Жена пережила его на полтора десятилетия. Она скончалась в глубокой старости в окружении любящего потомства: трех детей и более двух десятков внуков и правнуков. Тех, кто плохо знал Илону, поразила ее реакция на уход мужа: на похоронах она не пролила ни слезинки. Но близкие понимали: Илона убеждена в том, что ее общение с любимым не может прервать даже смерть. Утром женщина поднималась, смотрела в окно замка на восход солнца и улыбалась своей загадочной улыбкой. Потом Илона спокойно обходила свои владения - гуляла по парку. В семье было не принято ей мешать...

Незадолго до смерти Енё заказал могилы для себя и для жены. Между будущими местами упокоения на большой глубине он попросил проделать окошечко. На вопрос внуков о том, зачем это, Бори ответил: «Это для того, чтобы мы с бабушкой могли разговаривать, вас вспоминать».

Сегодня замок Бори превратился в место паломничества влюбленных пар. Согласно примете, те, кто посетил эту достопримечательность Секешфехервара, проживут долгую и счастливую совместную жизнь.

Анна СЕРОВА





Если вам понравилась статья, поделитесь пожалуйста ей в своих любимых соцсетях:
На Главную сайта "Загадки истории"

Главные рубрики сайта "Загадки истории"


Предыдущая     История одной любви