История — это политика, которую уже нельзя исправить.
Политика — это история, которую еще можно исправить.


Подпишись на РСС










Оборвавшийся вальс

Мир знал много страстных романов, участниками которых были известные люди. Но подробности любовных историй часто оставались загадкой. А вот роман великого австрийского дирижера и композитора Иоганна Штрауса (сына) с русской дворянкой Ольгой Смирнитской был «задокументирован» самими влюбленными.

Ольга! С сегодняшнего дня я живу только одной надеждой: не покидать Тебя никогда, принадлежать Тебе. И если надо будет преодолевать трудности, они должны быть побеждены, в противном случае я положу конец своей жизни. И клянусь свято быть Твоим, и пусть накажет меня Господь, если я не сдержу своего слова», - эти прекрасные слова написал летом 1859 года знаменитый композитор, автор вальсов «На прекрасном голубом Дунае» и «Сказки Венского леса» Иоганн Штраус - младший. Они адресованы его возлюбленной - Ольге Смирнитской.

Романтическое увлечение

Ольга Смирнитская

Впервые Штраус приехал в Россию в 1856 году, в возрасте 31 года. Оркестр под его руководством должен был в течение быстротечного северного лета радовать своей музыкой аристократичную публику в павловском Воксале в двух десятках километров от Санкт-Петербурга. Венский оркестр и его темпераментный дирижер-руководитель пользовались огромным успехом у столичной знати. Зал на 3 тысячи мест всегда был полон до отказа. При таком аншлаге прошли все выступления Штрауса в Санкт-Петербурге - в течение всех его одиннадцати сезонов в России!

Не стоит нисколько сомневаться в том, что русские девицы млели от музыканта. А он - блаженствовал от России и от обожания местной публики. На родину Штраус писал, что живет только в нашей стране. Еще бы, в родной Австрии он натерпелся. В его «багаже» был конфликт с ревнивым и развратным отцом. Тот без конца изменял матери и третировал более талантливого сына, заставляя его учиться банковскому делу. Конец конфликту положила только смерть Иоганна Штрауса - старшего в 1849 году...

Почему звезда сцены обратила внимание именно на Ольгу Смирнитскую? На этот вопрос трудно ответить. Может, потому, что она была молоденькой девушкой. Может, потому, что она была миловидна: румяна и круглолица. Может, потому, что она так же любила музыку. Ольге нравилось класть на музыку стихи великих русских поэтов - Пушкина, например.

Собственно, ничего удивительного в романтически настроенной и музицирующей дворянской девице в то время не было. Аристократы учили своих детей игре на музыкальных инструментах. Исполнение меланхоличных этюдов собственного сочинения на фортепиано было обычным делом в великосветских салонах. Так же, как были обычным делом вздыхающие по Штраусу юные русские девицы. В Петербурге ходила шутка о том, что пол комнаты божественного Иоганна устлан не ковром, а записками от восторженных молодых поклонниц.

Тем не менее Ольгу он из сонма вздыхательниц как-то выделил. И не просто выделил. Штраус стал добиваться ее взаимности. А она была холодна. Вернее, выглядела холодной. На самом же деле для брака этих двух молодых свободных людей были другие препятствия. И чинила их родня Ольги.

«Глубокая артистическая душа»

Сегодня такое поведение родителей девушки кажется полным абсурдом. Кем была, пусть даже очень юная и прекрасная, Ольга Смирнитская, а кем был великий Штраус? Кто бы сегодня знал о ней, если бы композитор не написал ей сто любовных писем? Да никто!

Но у родителей Ольги были свои веские аргументы против соединения жизни их драгоценной дочери с этим «не пойми кем». Да, Смирнитские числились в дворянах. Но дворянство их было «свежим». Прошлые поколения семейства были представителями купеческого сословия. Тем более здесь гордились аристократизмом. Вернее, тем, как они его понимали. Именно по причине принадлежности к высшему обществу семья прямо-таки встала на дыбы, узнав о романе дочери с каким-то «музыкантишкой». Не дворянином, иностранцем, да еще и евреем на одну восьмую! О браке любимого чада с таким ничтожеством и помыслить было страшно! И что для потомков купцов его огромные гонорары! У них самих деньжата водились - и немалые.

Штраус, как сумасшедший, стал добиваться руки Ольги. О серьезности его намерений свидетельствуют письма. Смирнитская же, покорная дочь своих родителей, не смела идти наперекор их воле. Тем не менее она хотела, чтобы Иоганн боролся за их брак. Только он один. В конце концов, если ничего не выйдет, всегда можно сказать родным: «Это он так хотел на мне жениться... А я что?..»

Штраус решился на разговор с почтенным господином Смирнитским. Далось ему это крайне нелегко. Он даже написал об этом униженное послание Ольге: «Ты говоришь, я должен побеседовать с Твоим отцом. Ты не знаешь, каким несчастным чувствую я себя, потому что не могу последовать Твоему приказу. Я сделаю для Тебя все, отдам жизнь свою, но не могу говорить с Твоим отцом, сжалься, дитя мое, Ольга! Главная причина следующая: он оценивает меня как претендента на руку своей дочери неблагосклонно. Он будет отвечать как практично думающий человек, от которого нельзя ожидать понимания глубокой артистической души». Таким образом, Штраус искал понимания у ограниченного сноба. Искал - и не нашел. Папа и мама Смирнитские уперлись.

В 1860 году по дороге в Вену композитор написал Ольге отчаянное письмо: «Ольга, дитя мое, вот хочу открыть тебе мое сердце, что я тебя безумно люблю. Ты уже знаешь, что мне невозможно жить без Тебя. Сами Твои дорогие мне письма в силах утешить меня только в тот момент, когда я их читаю, потому что лишение возможности Тебя видеть делает меня нежизнеспособным; я могу жить, только обладая тобой, ангел, только чувствуя Твое дыхание, я могу сохранить свою жизнь. Моя боль с каждой минутой быть все дальше от тебя столь велика, что я предпочитаю умереть, чем выносить эту муку. У меня нет сил, я слишком люблю Тебя, жизнь без обладания Тобой подобна смерти для меня, - и лучше будет для нас обоих, если меня больше не будет...»

В том же году Штраус опять был в Павловске и решительно просил у Смирнитских руки их дочери. Момент был чрезвычайно неудачен. Незадолго до этого умер брат Ольги. Родители цинично воспользовались потерей и вырвали у убитой горем девушки обещание отказать музыканту. И быстренько выдали ее замуж за некоего Лозинского - человека с «понятной» профессией военного юриста и, конечно, русского дворянина. В браке с ним Ольга прожила шестьдесят лет, родила четырех детей и умерла через неделю после мужа...

Проданные письма

В какой-то момент мать Ольги заявила, что выкрадет письма Штрауса у дочери, чтобы их сжечь. Ведь эти бумаги были единственным сохранившимся свидетельством «постыдной страсти» дочери благородного семейства к австрийскому музыканту. Тогда испуганная Смирнитская-младщая отдала послания своей подруге Паулине Сверчковой. А та, в свою очередь, оказавшись за границей, продала их. Так они попали в архив города Вены.

И все-таки переполненные чувствами письма Штрауса - не единственное, что нам осталось от той любви. Еще существует романс Ольги на стихи Алексея Кольцова «Так и рвется душа», который Штраус аранжировал, чтобы сделать приятное любимой.

После расставания со Смирнитской Иоганн Штраус встретил оперную певицу Йетти (Генриетту) Халупецкую и в 1862 году женился на ней. Те, кто никогда не видели Ольгу, не могли понять выбора композитора: Йетти была на семь лет старше Иоганна и родила до замужества семерых внебрачных детей от разных мужчин! Но зато внешне она отличалась огромным сходством со Смирнитской! Это все решило.

Несмотря ни на что, композитор прожил с Йетти в мире и согласии до самой ее смерти в 1878 году.

Потом он женился еще два раза. Ни в одном браке у Штрауса собственных детей не было. Великий австрийский композитор и дирижер ушел из жизни в 1899 году. После него осталось около пяти сотен произведений, которые с успехом исполняют до сих пор.

История любви Иоганна Штрауса и Ольги Смирнитской легла в основу многих художественных произведений. Советский режиссер Ян Фрид снял в 1971 году картину «Прощание с Петербургом», в которой рассказывается именно об этом эпизоде. А самое известное воплощение на экране - американский фильм 1938 года под названием «Большой вальс». Правда, его события практически ничего общего с реальностью не имеют. Голливудские сценаристы слишком уж постарались раскрасить «скучную» правду.

Ольга СОКОЛОВСКАЯ



Если вам понравилась статья, поделитесь пожалуйста ей в своих любимых соцсетях:


Предыдущая     История одной любви     Следущая












Интересные сайты: