История — это политика, которую уже нельзя исправить.
Политика — это история, которую еще можно исправить.

Подпишитесь на нас

Подпишись на РСС




Интересные сайты:





В поисках абсолюта

«От его картин исходят какие-то таинственные флюиды. Он загадочен, оригинален, остроумен и поражает зрителей богатством фантазии! Его философские загадки будут пытаться разгадать многие поколения ценителей живописи!» — так писал о бельгийском художнике искусствовед Жиль Бернар.

Тайны Зазеркалья

На фоне дивных гор и высокого, пронзительно голубого неба, чуть припорошенного лёгкими облаками, возлежит загадочная дама с кувшином вместо головы. Из кувшина вырываются стремительные языки пламени, и кажется, что ещё мгновение — и незнакомка вознесётся в глубины Вселенной. Это своё творение Рене Магритт назвал «Элементарная космогония».

Художественные критики называли его «магическим сюрреалистом», который в таких своих работах, как «Чёрная магия», «В поисках абсолюта», «Фальшивое зеркало», «Принцип удовольствия», словно стремился проникнуть в секреты мироздания, разбудить фантазию зрителя, наполнить процесс созерцания живописного полотна глубоким философским смыслом. Всем тем, кто обратился к творчеству гениального бельгийца, художник предлагал перенестись в придуманный им, магический мир. И совсем не случайно издатели разных стран так любят украшать обложки научно-фантастических романов картинами Рене Магритта.

К числу его самых популярных обложечных работ можно отнести портрет Эдварда Джеймса, на котором предстаёт тщательно выписанный мужчина в элегантном костюме со слепящим световым шаром вместо головы. А как эффектно на обложке фантазийной повести выглядит его работа под названием «Сомнамбула», на которой мудрая сова с трубкой в клюве горделиво восседает возле открытого окна. В то же время в качестве иллюстрации к криминальным и детективным произведениям часто воспроизводится картина Магритта «Кусочек бандитской души». На ней одинокая виолончель поёт свой надрывный романс на фоне вечернего неба.

В 90-е годы ушедшего века на прилавках российских книжных магазинов появился томик прозы аргентинца Хулио Кортасара, столь близкого по духу и восприятию мира Рене Магритту. Поэтому вполне естественно на обложке книги Кортасара смотрелся знаменитый человеческий глаз Магритта, устремлённый в вечность. Он невольно привлекал читателя, завораживал его, у потенциального владельца книги появлялось непреодолимое желание сделать её неотъемлемой частью домашней библиотеки и узнать, наконец, что же скрывается там — под обложкой. И оказывалось, что в новеллах аргентинца зачастую угадывались сюжеты картин Магритта.

Особое отношение у художника к зеркалам. Он считал, что таинственный мир Зазеркалья хранит много тайн. «У зеркал есть память! Это мостики в параллельный мир!» — не раз повторял Рене Магритт, и зеркала часто становились элементами его композиций («Обезоруженная любовь», «Опасные связи», «Волшебное зеркало», «Фальшивое зеркало», «Портрет Сюзанны Шпак»).

Гений парадоксов

Часто обычные предметы на полотнах Магритта становились реквизитом невидимого волшебника. Так выглядят чёрный зонтик со стоящим на нём стаканом («Каникулы Гегеля»), горящая свеча на столике («Философская лампа») или парящая на облаке ель («Территория»). Особым приёмом Магритта было совмещение на одном полотне, казалось бы, несовместимых вещей и предметов, что дало повод друзьям художника называть его «гением парадоксов».

Сам Магритт так попытался объяснить свой подход к воплощению философской образности: «Я беру произвольный предмет или тему в качестве вопроса и затем принимаюсь за поиски другого объекта, который мог бы послужить ответом. Чтобы стать кандидатом на ответ, этот искомый объект должен быть связан с объектом-вопросом множеством тайных связей.

Если ответ напрашивается во всей ясности, то связь между двумя предметами налаживается». Именно поэтому на выставках Рене Магритта по всему миру можно наблюдать такую сцену: посетитель долго стоит у какой-либо картины, потом следует дальше по экспозиции, но вдруг возвращается и снова застывает у поразившего его полотна, словно пытаясь разгадать тайный смысл, заложенный художником в творение. Многие заявляют о странных видениях и снах, которые посещают их после общения с творчеством художника.

Нужно учиться!

Рене Маргитт

Будущий мастер кисти появился на свет 21 ноября 1898 года в бельгийском городе Лессине в семье коммерсанта. Позже у Рене появились ещё два младших брата — Раймон и Поль. Юность братьев окрасилась в трагедийные тона, когда неожиданно их матушка покончила жизнь самоубийством, бросившись в мутные воды реки Самбры, протекавшей неподалёку от их дома. «Сначала я долго рыдал, впадал в хандру, горько переживал потерю, а потом вдруг почувствовал себя достойным сочувствия и сострадания центром страшной трагедии и даже начал испытывать гордость от этой мысли!» — писал Рене в своём дневнике.

Профессия отца подразумевала частые переезды, поэтому семья часто оказывалась в разных концах Бельгии.

Рене рано научился читать и с наслаждением погружался в мир волшебных сказок, в школьные годы увлекался произведениями Эдгара По, восхищался подвигами Пинкертона и Картера, а ещё часто посещал кинотеатр, где упивался подвигами Фантомаса, и даже мечтал стать детективом, но всё ярче проявлялась его страсть к рисованию. Он долгие часы проводил над листами ватмана, наполняя их странными рисунками. Друг отца — художник Поль Жамен — находил их интересными, талантливыми и часто повторял:

— Мальчику надо учиться, он может стать настоящим мастером!

Поэтому вполне логичным выглядело, что в 18 лет Рене поступил в Академию изящных искусств в Брюсселе.

Будучи студентом, Магритт подружился с талантливыми поэтами, художниками, музыкантами и начал активно сотрудничать с литературно-художественным журналом, издававшимся Пьером Луи Флуке и быстро завоевавшим популярность в богемных кругах.

В редакции Рене познакомился с молодыми живописцами, которые экспериментировали в своём творчестве и исповедовали самые разные стили в живописи.

Красотка с сигаретой и «Чистое искусство»

В 22 года Магритт познакомился с Жоржетт Берже. Любовь вспыхнула между ними, как яркий костёр, и вскоре молодые сыграли свадьбу. Рене признавался, что счастлив в браке, и прожил с Жоржетт до конца своих дней. Она предстаёт на его картинах в образе красотки с каштановыми волосами, ироничным взглядом и с неизменной сигаретой в зубах.

Большое значение в судьбе Магритта сыграла дружба с Марселем Леконтом, который открыл для него творчество известного итальянского художника-экспериментатора, теоретика, философа, одного из основоположников метафизической живописи де Кирико, который, следуя тенденциям неоклассицизма, отрывал, абстрагировал предметы от привычной, естественной для них среды и помещал их на фоне необычных фантастических горных ландшафтов.

Во многом под влиянием де Кирико Магритт написал эссе, которое назвал «Чистое искусство. Защита эстетики». В начале 1920-х годов он устроил первую выставку своих абстрактных полотен, которые иллюстрировали его теоретические выводы. В это же время Магритт все чаще стал обращаться к загадочным женским образам (картины «Женщина», «Голубое кино», «Платье приключения»).

— Для меня представительница прекрасного пола — инопланетное существо, которое живёт эмоциями, мечтами, интуицией и зачастую не руководствуется логикой и здравым смыслом. В этом и заключается манящая прелесть и завораживающая тайна женщины! — говорил Рене.

В 1927 году Магритт с супругой переехали во Францию, в городок Ле-Пересюр-Марн, где начал посещать собрания местных художников-сюрреалистов и печатал искусствоведческие статьи в художественных журналах. Многочисленные выставки привели к тому, что волна славы Магритта быстро достигла берегов Америки. Богатые коллекционеры зачастили в его студию. В 1930 году художник вернулся нэ Родину и не скрывал своих прокоммунистических взглядов. Во время оккупации страны фашистами скрывался на вилле своего товарища Жое Бускье в Каркассоне. При этом он активно работал и создал целый ряд великолепных полотен.

После окончания войны Магритт сотрудничал с левыми журналами и газетами. В 1946 году вступил в спор с духовным отцом сюрреализма Андре Бретоном и издал манифест «Сюрреализм в свете дня», который был направлен против парижских сюрреалистов и их «любви к чистому искусству».

В июне 1967 года в роттердамском Музее Бойманса — ван Бёнингена состоялась последняя прижизненная выставка работ Магритта. 15 августа 1967 года художник скончался от рака поджелудочной железы, оставив миру огромное творческое наследие, интерес к которому возрастает с каждым годом.

Владимир БАРСОВ



Если вам понравилась статья, поделитесь пожалуйста ей в своих любимых соцсетях:


Предыдущая     История одной любви     Следущая










Сообщество в G+