История — это политика, которую уже нельзя исправить.
Политика — это история, которую еще можно исправить.


Подпишись на РСС










Вероломная булочница

Всегда ли великие люди выбирали себе достойные объекты любви? Всели возлюбленные великих осознавали в полной мере, с кем их свела судьба? К сожалению, нет. Маргарита Луги, прекрасная дочь пекаря и любовница гениального итальянского художника Рафаэля Санти, вряд ли понимала масштаб личности человека, рядом с которым провела лучшие годы своей жизни.

Говорят, косвенной причиной болезни титана Возрождения Рафаэля Санти и его смерти в возрасте 37 лет стали многочисленные измены его любовницы — Маргариты Пути. Но можно ли винить в чем-либо прекрасную простолюдинку, если именно её чарующий образ мы видим на бессмертных полотнах живописца?

Стремительный взлёт

Великому художнику Рафаэлю Санти изначально повезло. Он родился в 1483 году в Урбино в семье Джованни Санти, придворного живописца местного герцога и ученика выдающегося мастера Пьеро делла Франческа. Так что рано проявившийся у мальчика талант к рисованию в семье всячески поощряли. Рафаэль рано потерял родителей, но талантливого ребёнка взяли на попечение любящие родственники.

Уже в возрасте 20 лет Санти прославился на всю Италию. Он писал сюжеты с Мадонной как никто другой. Заказы сыпались на молодого живописца со всех сторон. А когда ему исполнилось 24 года, его работы заметил сам папа римский Юлий II. И заказал ему роспись стен в старом Ватиканском дворце.

Нравы Ватикана в то время отличались большой противоречивостью. С одной стороны, папский двор погряз в разврате, алчности, лжи и всех прочих смертных грехах. С другой — понтифики слыли тонкими ценителями всевозможных искусств и меценатами. Они не жалели денег на оплату труда лучших живописцев, скульпторов и архитекторов со всей Италии.

Поэтому в 1508 году Санти по приглашению главы Католической церкви переехал в Рим. Папа был не единственным заказчиком художника. Богатые представители итальянской знати всячески подражали правителям Ватикана. Им нравилось делать заказы тем же мастерам, что украшали своими творениями интерьеры папских дворцов. Так что у Рафаэля вскоре появился ещё один состоятельный клиент. Богача звали Агостино Киджи, он был хозяином виллы Фарнезина. Римлянин заказал художнику несколько фресок для своего владения.

Модель для Психеи

Маргарита Лути

Однажды мечтательный молодой человек прогуливался в парке, размышляя о том, где взять натурщицу для полотна «Амур и Психея». Неожиданно он заметил отдыхающую в тени прекрасную девушку. Таких чистых черт, такого ангельского лица он ещё никогда не видел! «Психея» с интересом посмотрела на ослепленного её красотой Рафаэля.

Её звали Маргарита Лути. Она жила в Трастевере, на западном берегу реки Тибр. Ей было 17 лет. Рафаэль сразу же предложил ей стать натурщицей для образа Психеи. Робкая девушка сказала, что сама-то она готова. Вот только нужно спросить разрешения у отца-пекаря и жениха — пастуха Томазо…

Рафаэль совсем потерял голову от страсти. Ему было глубоко безразлично мнение отца и жениха прекрасной Форнарины — так он стал звать красавицу («форнарина» в вольном переводе с итальянского означает «булочница»). Живописец предложил ей золотое кольцо за десять поцелуев. Девица благосклонно согласилась…

Вопрос с папашей также решили деньги. 3000 золотых монет заставили высоконравственного пекаря закрыть глаза на то, что его сокровище будет позировать живописцу Так Маргарита и стала Форнариной. Рафаэль сходил с ума от прекрасной булочницы. Её нежное лицо с выразительными карими глазами, шёлковая кожа и пышные плечи заставляли его дыхание сбиваться. Вот только Форнарина оказалась далеко не так проста. Нет, конечно, ей льстило внимание состоятельного, преуспевающего мужчины столь высокого положения. Но Лути быстренько осмотрелась и поняла: в тех кругах, куда её ввёл Рафаэль, таких красивых и состоятельных — пруд пруди. И чем, спрашивается, этот Санти лучше остальных? С её точки зрения — ничем.

В искусстве прекрасная Форнарина не разбиралась. Зато она отлично понимала: есть мужчины и познатнее, и побогаче. И без всяких охов-вздохов и пустых, малопонятных разговоров о красоте и гармонии. Так что юная любовница Рафаэля начала поглядывать по сторонам. Художник, охваченный страстью, тем временем задерживал выполнение заказа Киджи, ради которого, собственно, и была приглашена Лути.

Ветреная натура

Агостино торопил. Чтобы создать художнику идеальные условия для работы, он выделили Санти и его натурщице-любовнице специальные апартаменты на своей вилле. Теперь Форнарина систематически мелькала перед глазами самого Агостино. Богач сам не заметил, как воспылал страстью к кокетливой простушке. Маргарита отлично представляла себе, сколько денег у Киджи. Тут она твёрдо решила не продешевить. И сама судьба дала ей повод хорошенько поторговаться. Томазо, её жених-пастух, стал упорно интересоваться, чем же его прекрасная возлюбленная занимается в обществе живописца во дворце Агостино Киджи.

Лути бросилась к Агостино и в слезах призналась ему в любви: мол, только одно мешает взаимности — её преследует обезумевший от страсти Томазо. Как же ей, беззащитной девице, избавиться от наглеца? Киджи вышел из себя. Богач, недолго думая, приказал своим людям устранить пастуха. Несчастного Томазо схватили и водворили в монастырь.

Маргарита, спасшаяся от своего преследователя, расплатилась с Агостино сполна в его же спальне. Киджи был в восторге от своей новой любовницы. Уж чем-чем, а умением ублажать мужчин Лути владела.

А что Рафаэль Санти? Он делал своё дело — писал картины, которые позже вошли в золотой фонд мирового искусства. Конечно, он понимал, чем занимается Форнарина в спальне его покровителя. Но что делать? Такой уж ветреной натурой оказалась эта Маргарита, прекрасная столь невинной прелестью.

Но и объятия богача вскоре наскучили красавице, алчной не только до денег, но и до разнообразия. От скуки Лути соблазнила одного из учеников Рафаэля. Другие ученики живописца вызвали этого любовника на дуэль — молоденький дурачок скончался от потери крови… Но и смерть не остановила зарвавшуюся простолюдинку. Любовь Санти, признанного великим при жизни, совершенно окрылила её.

Во все тяжкие

Рафаэль сходил с ума от бесчисленных измен Маргариты. Утешение он находил в творчестве. Самым знаменитым его творением стала написанная в 1512-1513 годах «Сикстинская Мадонна». Летящая в облаках Богоматерь с младенцем и сегодня трогает до глубины души. Моделью для образа Марии стала именно Маргарита Лути. Художник придал её лицу выражение, которое он хотел бы на нём видеть: материнскую любовь, страх перед утратой ребёнка, нежность. На самом деле ни одно из этих чувств очаровательная булочница испытывать оказалась не способна.

Малышка Форнарина, хоть и по-прежнему жила с Рафаэлем, крутила романы с римскими богачами направо и налево. Она буквально поработила Санти. Ценители искусства трепетали перед ним. Но только не Лути — она обнаглела до того, что частенько позволяла себе возвращаться домой лишь утром. Рафаэль страдал невыразимо, выплёскивая свои скрытые переживания на холст или сырую штукатурку. Возможно, его произведения не были бы столь проникновенны, если бы его жизнь с Форнариной складывалась счастливо.

Рафаэль умер в свой день рождения — 6 апреля 1520 года. О причине смерти исследователи спорят до сих пор. Но, в любом случае, не последнюю роль сыграло абсолютное нервное истощение, до которого дошёл живописец в конце жизни.

Маргариту ученики не пустили к угасающему гению: он сам на своём смертном одре отказывался видеть её. Лути вошла в комнату, чтобы сказать последнее слово уже скончавшемуся художнику.

Боясь гнева поклонников Рафаэля, Форнарина быстренько сбежала в дом отца. Там она столкнулась с Томазо, бывшим женихом, которому только-только удалось вырваться из монастыря, куда его заточил Киджи. Пастух даже не посмотрел на предательницу, которая как ни в чём не бывало стала с ним заигрывать…

Впрочем, Лути скоро опомнилась. Она поняла, что смерть Рафаэля не истончила кошельки богатых римлян и их объятия по-прежнему открыты для неё. И пустилась во все тяжкие.

Маргариту Лути помнят не только как возлюбленную и музу Рафаэля, но и как успешную римскую куртизанку. Скончалась она в монастыре. Дату её смерти никто точно назвать не может.

Мария КОНЮКОВА



Если вам понравилась статья, поделитесь пожалуйста ей в своих любимых соцсетях:


Предыдущая     История одной любви     Следущая












Интересные сайты: