История — это политика, которую уже нельзя исправить.
Политика — это история, которую еще можно исправить.





Союз разных

Имя Ксантиппы, супруги древнегреческого философа Сократа, давно стало нарицательным. Ксантиппой мы и сегодня называем сварливую жену.

Великому греку Сократу немало пришлось вытерпеть от супруги-скандалистки. Ученики его возмущались: «Как это он может терпеть такое отношение к себе!» Но в том-то и дело, что Сократ был не обычным древним греком, а философом! И все происходящее вокруг он воспринимал философски. Все громы и молнии Ксантиппы стали для ее мужа испытанием его убеждений, которое он прошел с честью.

Выдумка ревнивых последователей?

Вообще-то, некоторые историки считают, что сварливость Ксантиппы - не более чем миф. Неприглядный образ жены великого философа нарисовал в своем сочинении «Пир» Ксенофонт, писатель и один из учеников Сократа. Предполагают, что последователи философа ревновали его к семье и поэтому всячески пытались очернить его супругу. Более того, уже после кончины Сократа в афинских школах риторики ученики в качестве упражнения разыгрывали гневные диалоги между философом и его скандальной женой.

Годы жизни Ксантиппы затерялись в вечности. О ее происхождении известно немного. Имя «Ксантиппа» восходит к греческим словам, означающим «светловолосая» и «лошадь». Можно сделать предположение о том, что женщина была аристократического происхождения: древние греки светлую кожу и белокурые волосы считали признаком голубой крови. Она была значительно моложе Сократа. Он родился в 469 году до нашей эры и скончался в 399 году до нашей эры. За годы совместной жизни у пары родилось трое сыновей: Лампрокл, Софрониск и Менексен. В год смерти философа старший из них был подростком, а самый младший - еще на руках у матери. Так что, получается, Ксантиппа была моложе супруга лет на 20-30. И женился он, уже перешагнув 40-летний рубеж.

Трудный выбор

Сократ и Ксантиппа

Почему выбор Сократа пал на Ксантиппу? Тут следует, опять же, вспомнить о том, что древний грек был философом. Он отлично понимал, что, согласно традиции, мужчина в определенном возрасте должен завести семью и произвести на свет потомство. И что матери будущих детей лучше быть молодой и происходить из приличной семьи. Такие простые и логичные критерии пришли в голову Сократу. А все остальное? Уживчивый характер, например? Или доброта? Подобные мелочи человек, который смотрит на мир философски, не считал нужным принимать во внимание. И в этом была его коренная ошибка. Хотя, впрочем, может ли ошибаться философ? И что важно для личности подобного склада?

Ксантиппа сразу же показала свой зверский нрав: скандалы, упреки, крики, оскорбления. Женщина не стала мягче даже после появления на свет детей. «Как он это терпит?» - пожимали плечами ученики. «Как он терпит?» - вопрошали собственные дети Сократа. «Неужели Ксантиппа не видит и не понимает, какой выдающийся человек обратил на нее свое внимание?» - хватались за голову афиняне.

А вот не видела. И видеть не желала. А зачем? В конце концов, она жила не с выдающейся личностью, а с бездельником, который целые дни проводил в идиотских беседах и раздумьях, который не нажил богатства и ничего не понимал в хозяйстве. Дурак - что еще про него можно сказать? Такого мнения о супруге оставалась сварливая Ксантиппа.

Старший их сын Лампрокл даже как-то спросил у отца, как он выносит чудовищную брань, которую мать ежедневно выливает на несчастную голову старого отца. Тот спокойно сравнил Ксантиппу с диким животным, которое может и укусить, и лягнуть. Что слова по сравнению с физическими травмами, которые можно получить, допустим, от тигра? Сыну подобный аргумент показался неубедительным. И он еще раз восхитился терпением отца.

Вот, к примеру, эпизод из написанного Ксенофонтом «Пира»:

«- Если таково твое мнение, Сократ, то как же ты не воспитываешь Ксантиппу, а живешь с женщиной, сварливее которой ни одной нет на свете, да, думаю, не было и не будет?

- Потому, - отвечал Сократ, - что и люди, желающие стать хорошими наездниками, как я вижу, берут себе лошадей не самых смирных, а горячих: они думают, что если сумеют укрощать таких, то легко справятся со всеми. Вот и я, желая быть в общении с людьми, взял ее себе в том убеждении, что если буду переносить ее, то мне легко будет иметь дело со всеми людьми».

Как ни парадоксально, великий философ использовал злобную жену в качестве, как сказали бы сегодня, тренажера, который учил его кротости и умению стоически переносить житейские бури. Подобный практикум по терпимости, судя по всему, проходил абсолютно безболезненно для психики и нервной системы Сократа.

Даже когда Ксантиппа в ярости, оказавшись неспособной спровоцировать словесную перепалку, вылила помои на голову мужу, Сократ только посетовал: - После такой бури можно было ожидать, что гроза не пройдет без дождя!

Злобная Ксантиппа орала с утра до ночи. Семья засыпала и просыпалась под ее брань. Сократ же как будто оглох. И опять его не могли понять окружающие. Он терпеливо объяснял:

- Я приучил себя ко всему этому шуму, - отвечал мудрец, - как привыкают люди к скрипу блоков. Впрочем, ты дурно говоришь про мою жену, а сам разве не выносишь криков своих гусей и разве сердишься, что они оглушают тебя?

- Но ведь гуси приносят мне выгоду, - отвечал собеседник философа, - несут яйца и высиживают гусят.

- А жена моя, - возразил Сократ, - разве не дает мне детей?

Как-то раз один из учеников гения принес ему в подарок вкусный пирог. История не донесла до нас, чем не понравилось Ксантиппе лакомство. Но она выхватила угощение из рук мужа и в гневе растоптала пирог.

Сократ только обрадовался. Он был противником обжорства и сказал Ксантиппе, что у нее теперь будет возможность не объесться вкусным.

Впрочем, те, кто стремился к объективности, понимали: и жизнь Ксантиппы с великим философом не была раем на земле. Сократ, давая людям около себя свободу быть такими, какие они есть, чувствовал и себя абсолютно свободным.

Быть рядом с гением...

Он, к примеру, мог по несколько дней не являться домой, с утра до ночи ведя философские беседы в разных местах и с самыми разными людьми.

Физическими упражнениями он тренировал тело, доводя себя до изнурения. Например, Сократ мог оставаться в одной позе, не реагируя ни на что, в течение многих часов. В таких ситуациях Ксантиппа не могла дождаться от супруга даже философского ответа на свои слова.

Особого уважения Сократ к ней также не испытывал - и показывал это. Например, однажды к нему неожиданно зашел в гости ученик. Философ попросил Ксантиппу накрыть на стол. Жена начала готовить, при этом злясь с каждой минутой все больше. В конце концов, она в сердцах опрокинула на пол только что накрытый обед. Ученик вскочил в ужасе, собираясь уйти. Сократ остановил его:

- Останься. Разве ты не помнишь, как намедни, когда мы ужинали у тебя, курица случайно вскочила на стол и уронила приборы, которые ты только что поставил? Разве я тогда смутился и собрался уходить от тебя? Что курица, что жена - какая разница?

Впрочем, иногда разочарование семейной жизнью все-таки прорывалось в речи Сократа. Его как-то спросили, стоит жениться или нет. Он ответил:

- В любом случае будешь раскаиваться.

В 399 году до нашей эры афинский суд приговорил Сократа к смерти за «введение новых божеств и развращение юношества». Ученики предложили ему заплатить штраф - философ отказался, мотивируя это тем, что платящий штраф признает себя виновным. Потом ему пытались организовать побег. Сократ покончил с собой в тюрьме, приняв яд.

Скандальная Ксантиппа, хоть и отличалась отвратным нравом, всегда была верна супругу. Она вместе с младшим сыном исправно навещала мужа в тюрьме. Жена философа искренне оплакивала его смерть, хотя и понимала: у него были шансы остаться в живых. Но следование убеждениям для Сократа всегда было важнее семьи.

Мария КОНЮКОВА





Если вам понравилась статья, поделитесь пожалуйста ей в своих любимых соцсетях:
На Главную сайта "Загадки истории"

Главные рубрики сайта "Загадки истории"


Предыдущая     История одной любви     Следущая