История — это политика, которую уже нельзя исправить.
Политика — это история, которую еще можно исправить.


Подпишись на РСС










Портрет жены художника

Со многих полотен знаменитого художника-символиста Михаила Врубеля на нас смотрит одна и та же женщина: грустное лицо, огромные синие глаза; весь ее облик говорит о каком-то надломе и трагедии. Живописец не скрывал, что моделью стала его жена - Надежда Ивановна Забела-Врубель.

Современники полагали: образ супруги художник Михаил Врубель сильно идеализировал. В жизни выглядела она вполне обыкновенно. Некоторые даже считали ее лицо слишком грубым и тяжелым. А вот с чем никто из знавших Надежду Ивановну не спорил - так это с тем, что она стала не только музой, но и настоящим ангелом-хранителем для художника, который не только не умел содержать семью, но и постепенно скатывался в безумие.

Блестящее начало

Надежда Забела родилась в 1868 году в Ковно (сегодня это литовский город Каунас). Ее отцом был украинский аристократ Иван Петрович Забела. Он сделал успешную карьеру государственного служащего. Но истинной его любовью было искусство: театр, живопись, музыка.

Так что, когда обнаружилось, что у его дочери прекрасный оперный голос, Иван Забела стал всячески поощрять ее занятия вокалом. Надежда брала уроки у лучших педагогов. Их усилия не пропали даром: скоро на молодую певицу буквально посыпались ангажементы. Поначалу она пела в просто хороших театрах - ее дебют состоялся в 1893 году в Киеве. Но слава певицы с голосом, который называли «свирельным», скоро вышла за пределы провинции. Забелу пригласил в качестве солистки в свою Частную русскую оперу сам великий русский меценат Савва Мамонтов. В то время его театр гремел на всю Россию. Промышленник, не жалевший денег на искусство, собрал для работы над постановками самые лучшие силы России. На сцене Частной оперы ставили Римского-Корсакова. Декорации создавал великий Константин Коровин. А ведущие женские партии отдали Надежде Забеле. Так начался ее творческий путь, который, по мнению большинства современников, в то время был поистине усеян розами.

О ее голосе композитор и педагог Михаил Гнесин писал: «...и вот раздается голос, ни с чем не сравнимый, ровный-ровный, легкий, нежно-свирельный и полный красок или, точнее, сменяющихся переливов одной какой-то краски, предельно выразительный, хотя и совершенно спокойно льющийся. Казалось, сама природа, как северный пастушок, играет или поет на этом одушевленном музыкальном инструменте. И сколько любви было в этом пении, но любви не совсем человеческой: душа сказки сливалась в нем с душой человека».

Жизнь на грани

Михаил Врубель с женой Надеждой

С 1897 года Надежда была ведущим сопрано в опере Саввы Морозова. Именно там судьба свела ее с будущим мужем - художником Михаилом Врубелем, который подарил ей лучшие минуты жизни и причинил самую большую боль.

Врубель, автор знаменитой картины «Демон сидящий», которую каждый россиянин знает со школьной скамьи, родился в 1856 году в Омске в интеллигентной семье. С детства мальчик был отмечен незаурядным художественным талантом. Современница писала о нем: «...мальчик был как мальчик, даровитый, но скорее обещающий разностороннего дилетанта, чем одержимого художника, которым потом стал».

Начало пути Михаила Врубеля было очень легким и успешным. Обаятельный и милый человек, он обладал даром находить себе богатых покровителей, которые всячески поощряли развитие его художественного таланта.

Например, он много лет прожил в семье сахарозаводчика Папмеля, репетируя его сына по латыни.

Врубель учился и в Петербургском университете, и в Академии художеств, но в обоих случаях курса не закончил...

Тем временем у него появился новый покровитель - искусствовед и археолог Адриан Прахов, который достал для художника интересный заказ - реставрация и роспись Кирилловской церкви в Киеве. Врубель должен был быть благодарен Прахову за такой ценный заказ. Но Михаил не принадлежал к категории тех, кто способен испытывать великую благодарность к кому-либо. Он влюбился в жену Прахова - Эмилию. Изобразил ее в образе Богоматери. А затем сделал ей предложение. Но получил отказ, который тяжело переживал. Вот как об этом писал художник Константин Коровин, с которым Врубель дружил: «Было лето. Жарко. Мы пошли купаться на большой пруд в саду. <...> "Что это у вас на груди белые большие полосы, как шрамы?" - "Да, это шрамы. Я резал себя ножом". <...> "А все-таки скажите, Михаил Александрович, что же это такое вы себя резали-то ножом - ведь это должно быть больно. Что это - операция, что ль, как это?" Я посмотрел поближе - да, это были большие белые шрамы, их было много. "Поймете ли вы, - сказал Михаил Александрович. - Значит, что я любил женщину, она меня не любила - даже любила, но многое мешало ее пониманию меня. Я страдал в невозможности объяснить ей это мешающее. Я страдал, но когда резал себя, страдания уменьшались"».

В принципе тогда уже в характере Врубеля проглядывали черты безумия. Но его в сумасшествии никто не подозревал: художник просто производил впечатление человека экзальтированного и чрезвычайно уверенного в себе.

Савва Морозов, наслышанный о таланте Врубеля, пригласил его на работу в свою Частную оперу.

Омут страсти

На репетиции в Панаевском театре Врубель познакомился с Надеждой Забелой. Вот как вспоминала о том дне сама певица: «На одной из репетиций я во время перерыва (помню, стояла за кулисой) была поражена и даже несколько шокирована тем, что какой-то господин подбежал ко мне и, целуя мою руку, воскликнул: "Прелестный голос!" Стоявшая здесь Т.С. Любатович (оперная певица. - Прим. авт.) поспешила мне представить: "Наш художник Михаил Александрович Врубель", - и в сторону мне сказала: "Человек очень экспансивный, но вполне порядочный". Так чувствителен к звуку голоса Врубель был всегда. Он тогда еле мог разглядеть меня - на сцене было темно, но звук голоса ему понравился».

Врубель, немолодой уже человек, в течение многих лет ведший богемный образ жизни, влюбился как мальчишка. Он сделал Надежде Ивановне предложение чуть ли не в первый день знакомства. Она ответила не сразу. Врубель не отступал. Он сказал, что нарисует Любатович и Забелу в образе Гензеля и Гретель. Певица загадала: если ей картина понравится, то она выйдет за художника. Картина пришлась Забеле по вкусу. Они поженились в 1896-м. Первые лет пять брака - до рождения их сына Саввы, названного в честь Саввы Морозова, - стали временем безоблачного счастья. Муж стал для Надежды главным декоратором и модельером. Он написал десятки ее портретов. Морозов отдавал ей все заглавные партии. Композитор Римский-Корсаков стал восторженным поклонником таланта Забелы...

Сын Врубелей родился с заячьей губой - отец винил в болезни сына себя, считая недуг ребенка следствием дурной болезни, которой Михаил заразился в молодости. (На самом деле заячья губа в большинстве случаев связана с пороками внутриутробного развития.) Тогда-то у Михаила и начали проявляться первые признаки безумия. Они пока выражались в раздражительности, невозможности работать и перемене настроения.

В 1903 году Савва умер от простуды. Это страшное событие, как ни странно, на некоторое время вернуло Врубеля в нормальное состояние. Он поддерживал жену, которая от горя практически перестала говорить.

Но, к сожалению, просветление было недолгим. И закончилось тяжелым обострением.

Удача отвернулась от супругов. Закрылась опера Мамонтова. С огромными усилиями Забеле удалось попасть в труппу Мариинского театра. Но коллеги по сцене всячески притесняли Надежду Ивановну - они не простили ей былых успехов. Забела зарабатывала концертами. Врубель теперь подолгу лечился в психиатрических клиниках.

В последние четыре года жизни он ослеп - в минуты просветлений главной радостью живописца стало пение жены. В 1910-м художник скончался.

Надежда Ивановна, несмотря на то что она вроде бы освободилась от психически ненормального супруга, который, безусловно, ее терзал, не мыслила жизни без Врубеля. Она продолжала давать концерты, но все говорили, что певица - бледная копия себя прежней.

В 1913 году Надежда Ивановна скончалась. Вечером перед смертью она дала свой последний концерт. Ей было всего 45 лет. Супруги были похоронены рядом на Новодевичьем кладбище.

Ольга СОКОЛОВСКАЯ



Если вам понравилась статья, поделитесь пожалуйста ей в своих любимых соцсетях:


Предыдущая     История одной любви     Следущая












Интересные сайты: