История — это политика, которую уже нельзя исправить.
Политика — это история, которую еще можно исправить.

Подпишитесь на нас

Подпишись на РСС




Интересные сайты:





Вокзал только для двоих

«Она укротила главного плейбоя Москвы», - так говорили про Веру, жену композитора Микаэла Таривердиева. На самом деле импозантный музыкант, создатель музыки более чем к сотне картин, отличался непостоянством в личной жизни. Но тут вдруг не устоял и влюбился по-настоящему.

Микаэл Таривердиев, автор мелодий к таким фильмам, как «Семнадцать мгновений весны» и «Ирония судьбы, или С легким паром!» до встречи с Верой Колосовой был женат пару раз. Стал отцом сына. Но называл жен приходящими. Романы, пережитые им, были какими-то поверхностными. Многие говорили: «Вера ведь моложе Микаэла на 26 лет». Маститый композитор мог выбрать себе любую женщину. И вряд ли она бы ему отказала. Но он сделал своей избранницей именно Веру. И прожил с ней счастливо последние 13 лет своей жизни.

Тайный роман

Микаэл Леонович Таривердиев и Вера Колосова

В 1983 году Микаэл Леонович Таривердиев решил написать в газету «Советская культура» статью о творчестве коллеги - композитора Родиона Щедрина. Чаще всего в таких случаях музыкант наговаривает мысли профессиональному журналисту. Тот пишет текст, а потом отправляет его на одобрение.

Статью о Щедрине вместе с Таривердиевым поручили написать молодому обозревателю издания Вере Колосовой. В том году ей исполнилось 26 лет - она была моложе композитора ровно в два раза.

Вера Гориславовна потом вспоминала, что Микаэл Леонович остался чрезвычайно доволен их совместным творчеством. Потом он пригласил ее - пока только в качестве журналиста - на фестиваль симфонической музыки, проходивший в Вильнюсе. Вера с радостью согласилась. В холле гостиницы они встретились. И в этот момент женщина поняла: между ними происходит нечто необычное. Собственно, с того осеннего дня 1983 года они отсчитывали свою совместную жизнь.

В своих воспоминаниях «Я просто живу» Таривердиев так писал отой встрече: «Вильнюс, туман, странное ощущение, что мы знакомы давно. Ощущение страха что-то спугнуть. Желание приручить... У меня было много женщин. Осталась одна... Впервые я был не одинок. И впервые у меня появилось ощущение страха. Я никогда ничего не боялся. Так хотелось продлить ощущение радости и полета...»

Чаще бывает так: женщина свободна, а мужчина - нет. И она долго ждет того дня, когда любимый наконец освободится от семейных уз. Тут все было наоборот. Замужем была как раз Вера. И она боялась окончательно порвать с мужем, зная, что тот так просто не откажется от их общего сына. Так что роман с Таривердиевым довольно долго приходилось скрывать. Как ни странно, вдова композитора тепло вспоминает о тех годах тайной любви: «Мы придумали свой мир. И закрыли его тайной. Нам было так хорошо. У нас даже Новый год свой. Еще когда мы не могли его встречать вместе, 31 декабря мы переводили все часы в доме на четыре часа вперед. Ставили видеопленку "Иронии судьбы..." и наступал Новый год. Это и был настоящий Новый год...»

Два года условно

И все-таки постепенно проблема разрешилась. Вера стала законной женой Таривердиева. Василий, ее сын от первого брака, стал жить с матерью и отчимом. Сегодня вдова композитора говорит, что Микаэл Леонович относился к Васе как к собственному сыну. Но в семье все-таки главным «ребенком», главной любовью и главной заботой Веры Гориславовны оставался сам Микаэл. Про такие браки говорят: в этой паре мужчина - свет, а женщина - тень.

Жизнь даже самого успешного человека только внешне выглядит как путь, устланный розами. Вдова вспоминает, как у Таривердиева произошел конфликт с руководством Большого театра, как Микаэл долгие месяцы залечивал эту душевную рану...

Но самая грустная история произошла с композитором еще до встречи с Верой. И касалась она вовсе не творчества. В свое время композитор был безумно влюблен в известную актрису Людмилу Максакову. Та вроде отвечала ему взаимностью. Однажды они ехали куда-то вместе на машине - за рулем была Максакова. Неожиданно на дорогу выскочил пьяный. Женщина не успела затормозить и сбила человека насмерть. Таривердиев, настоящий джентльмен, сын армянского народа - армянских мужчин с детства учат заступаться за женщин, - сказал, что вел автомобиль он. Этот эпизод Эмиль Брагинский и Эльдар Рязанов потом положили в основу одного из эпизодов фильма «Вокзал для двоих»...

Следствие шло два года. На последнее - решающее - заседание суда Максакова попросту не явилась. Таривердиеву присудили условный срок. Два года следствия зачли - Микаэлу Леоновичу, в отличие от героя картины «Вокзал для двоих», сидеть не пришлось.

После суда Таривердиев решительно прекратил всякие отношения с Максаковой. И с тех пор он жил с незаживающей раной в душе. Только Вера Гориславовна смогла избавить Микаэла от этой боли...

Прощание с музыкой

О том, каким был в быту знаменитый композитор, его вдова говорит честно: его отличали даже несколько чрезмерные аккуратность и скрупулезность. Вера, наоборот, всегда считала себя человеком, который комфортно себя чувствует среди творческого беспорядка.

Таривердиев сердился, увидев беспорядок на столе Веры. Она вспоминает, как муж в раздражении однажды смахнул все бумаги с ее стола на пол, увидев, что они лежат бесформенной кучей...

Когда Веру Гориславовну спрашивают о том, почему у них с Таривердиевым не было детей, она отвечает:

- Однажды мы с ним пришли к выводу, что мы не самые лучшие родители. У нас был свой мир, мы были настолько сконцентрированы друг на друге, что нам совершенно не нужен был третий. Нам действительно это было не нужно. Нам очень хорошо было вдвоем.

Впрочем, отношения с детьми стали настоящим испытанием для пары. Василий, сын Веры, в детстве был в хороших отношениях с отчимом. Он даже подражал Таривердиеву. Более того, некоторые блондина Васю принимали за родного сына композитора, утверждая, что они похожи. Это славянин-то Вася и Микаэл с его «профилем гениального сайгака», как говорил о нем поэт Андрей Вознесенский!

К началу переходного возраста у подростка появились претензии к отчиму. Мальчику все-таки тяжело жилось в семье, вся жизнь которой была посвящена преклонению перед гением композитора, а у матери всегда находилось время для мужа, и не всегда - для сына. Когда Василию исполнилось 13 лет, он ушел жить к отцу. После этого он практически не общался с матерью и отчимом в течение нескольких лет.

Так же сложились отношения и с Кареном - сыном Микаэла Леоновича от первой жены. Тот выбрал для себя карьеру военного. Был майором войск спецназа, участвовал в военных действиях в Афганистане. Микаэл с грустной иронией говорил Вере о том, что им не повезло с детьми. Он был не вполне прав: при такой творческой самоотдаче, как у Таривердиева, и при такой самоотверженной любви, как у Веры к нему, ни места в душе, ни времени для детей не оставалось...

В апреле 1996 года Вера Таривердиева как-то раз проснулась ночью от звуков рояля. Она вышла из спальни - муж играл. На вопрос о том, почему ему вздумалось играть ночью, он ответил, что хочет попрощаться с инструментом... Несмотря на то, что незадолго до того Таривердиеву в Лондоне провели успешную операцию на сердце, композитор предчувствовал скорый конец.

В июле 1996 года его не стало. Вера Гориславовна вспоминает, что в последние годы муж часто рассказывал ей о повторяющемся сне: «В последние годы ему часто снился один и тот же сон. Как будто он плывет в море. Море уносит его далеко. И берег не виден. Это был грустный сон. Море было веселым днем. Ночью, когда оно снилось, оно становилось грустным». Талантливый человек всегда одинок, как тот, кто стоит перед бескрайним морем.

После кончины мужа Вера Таривердиева живет памятью о нем. Она популяризирует его творчество, является президентом Благотворительного фонда имени Микаэла Таривердиева, а также написала книгу мемуаров о супруге, которую назвала «Биография музыки».

Мария КОНЮКОВА



Если вам понравилась статья, поделитесь пожалуйста ей в своих любимых соцсетях:


Предыдущая     История одной любви     Следущая










Сообщество в G+