Люди юрты

Автор: Maks Май 2, 2017

Многие российские народы Поволжья и Приуралья — татары, чуваши, мордва, удмурты, мари и коми — считают, что в истории их становления и развития важную роль сыграли булгары (или болгары), первое упоминание о которых относится еще ко II веку до нашей эры…

B VI-VII веках в Причерноморье возник мощный союз тюркоязычных племен, возглавляемый булгарами. Булгарская (Болгарская) орда объединила часть родственных алано-сарматских племен и ряд финно-угорских народов.

По соседству с каганом

Арабский писатель Ибн Фадлан, посетивший в 922 году царскую ставку булгар, писал: «Булгаре составляют великий могущественный народ… Все они живут в юртах, с той только разницей, что юрта царя очень большая, вмещающая тысячу душ, устланная… армянскими коврами. У него (царя. — Прим. авт.) в середине юрты [стоит] трон, покрытый византийской парчой».

Распад Булгарской орды был связан со смертью вождя Кубрата и расселением его сыновей в Среднем Поволжье, где прежде кочевали сарматы. Здесь булгары занялись земледелием: сеяли пшеницу, ячмень, просо и другие культуры. Из мяса предпочитали по давней традиции конину.

Помимо булгарских племен, откочевавших к северу, на Волгу, часть их перешла Дунай, где они ассимилировались со славянами (и впоследствии в конце VII века возникло Болгарское царство), а часть (черные булгары) осталась в области Меотиды (Приазовье).

Восточными соседями поволжских и прикамских булгар стали хазары, объединенные сильной государственной властью во главе с цареем — каганом, принявшим иудейскую веру. Булгарские племена вели с хазарами непрерывную борьбу, и она способствовала консолидации их в единую нацию.

В 921 году вождь камских булгар Алмуш объявил об отделении провозглашенного им государства от Хазарии. Алмуш рассчитывал на помощь багдадского халифа. Отправляя к нему послов, он просил у Багдада содействия в «постройке крепости, чтобы укрепиться в ней от своих противников иудеев (хазар. -Прим. авт.), поработивших его».

Багдадский халиф Аль-Муктадир дал свое согласие и распорядился выдать денежные средства для строительства. В свою очередь, халиф тут же отправил на Волгу посольство численностью 5 тысяч человек. Однако Алмуш был весьма опечален, узнав, что деньги привезти не удалось (судя по сведениям одного из послов, уже упомянутого Ибн Фадлана, деньги ушли на подкуп), но возведение крепости все-таки началось, так как с посольством прибыли мастера-строители. Вероятно, тогда же, при царе Алмуше, булгары приняли ислам. Тем не менее освободиться от «хазарского ига» булгарам помогли не халифы, а печенеги и русский князь Святослав Игоревич, нанесшие разгромное поражение хазарам в 965 году.

Религия разъединения

Окрепшее государство волжских булгар расположилось при впадении Камы в Волгу. Оно заняло значительную территорию — между Сурой и Волгой, — простираясь на юг до Самарской Луки. Булгарское царство граничило с русскими городами-княжествами Муромом и Суздалем, где на границе шли постоянные вооруженные стычки. Часто их причиной были религиозные разногласия.

Попытка Киевского государства присоединить соседнее царство была безуспешной. К этому времени булгары обладали надежными крепостями и имели хорошо вооруженную тяжелую конницу. Отмечая неудачный поход киевского воеводы Добрыни (в 985 году), летописец с ехидцей заметил, что с тех, кто носит сапоги, дани не получить, а надобно искать лапотников.

Суть сказанного заключалась в том, что булгары, славившиеся обработкой кож, носили отменные сапоги. Увидев их на воинах противника, Добрыня после похода с завистью рассказывал об этом своему князю Владимиру.

Конечно, между Русью и Волжской Булгарией были взаимосвязь и взаимовлияние. Немало русских торговых людей проживало в столице булгаров, а тамошние мастера приходили на Русь.

В Булгарском царстве к X веку высокого развития достигло чугунолитейное производство: археологами найдены горны и литейные печи, а также котел, который является одним из наиболее ранних образцов чугунного литья в Европе. Высок был уровень развития цветной металлургии. Чеканилась собственная монета — дирхем. Булгарские дети имели возможность учиться в школах (медресе), а их учителями были законоведы, знатоки Корана и истории. В стране появились собственные ученые — медики и астрономы. В 1212 году поэтом Кул-Гали была создана на булгарском языке великолепная поэма «Кыссаи Йусуф».

Очевидно, что столица волжских булгар, основанная Алмушем, начала строиться в 922-924 годах. Первоначально крепость не имела большой территории, но со временем рядом с ней разрослось большое, застроенное каменными домами поселение. Улицы, где проживала во дворцах правящая знать, представляли красивую картину: вымощенные каменными плитами дороги, водные бассейны во дворах, мечети с минаретами. Кварталы, где жили ремесленники (гончары, кузнецы, кожевенники, ювелиры, ткачи и др.), отличались скученностью построек, простыми деревянными домами.

Свой главный город местные жители назвали Великими Булгарами (Болгарами). Его руины по сей день можно видеть на берегу реки Малый Черемшан в Алексеевском районе Татарстана (недалеко от современной Казани), примерно в географическом центре Волжской Булгарии, где черноземные земли всегда были плотно заселены.

Расположенное на ровном плато Булгарское городище (бывшие Великие Булгары) имеет в плане форму вписанных друг в друга прямоугольников — внутреннего и внешнего городов. Внутренний город был окружен валом общей протяженностью около 4,5 километра. Площадь внутреннего города — 130 гектаров. Внешний город был обнесен мощной системой укреплений, состоящих из двух (в некоторых местах — из трех) рядов валов, внешнее кольцо которых имело протяженность около 10 километров. Площадь внешнего города — 490 гектаров.

Но кроме столицы у булгар были и другие города. Один из них назывался Сувар. По данным хроник, между Булгаром и Суваром «пространство пути в два дня по берегу реки
в очень густых зарослях, в которых они укрепляются против врагов». Жители городов обитали в деревянных домах зимой, а летом жили в шатрах. А всего в городах проживало около 10 тысяч человек. Местоположение Сувара у исследователей не вызывает сомнений. Его остатки сохранились на реке Утке у села Кузнечиха в Татарстане. Установлено местонахождение и других городов, таких как Ошель, Жукотин, Тубулгатау, Керменчук, Кашан.

Непрошеные гости

Руины БолгарВ 1236 году полчища монголов вторглись в пределы Волжской Булгарии и разрушили ее важнейшие города и древнейшие очаги земледелия. Столица булгар на Черемшане впоследствии вряд ли была восстановлена.

Однако есть подтверждения того, что город существовал в золотоордынское время, ибо в это время в нем чеканились монеты, он упоминается в некоторых документах Золотой Орды.

Великие Булгары — единственный город, где сохранились памятники архитектуры исчезнувшего народа. Относятся они к XIV столетию. Русские художники XIX века братья Чернецовы, оставили книгу очерков «Путешествие по Волге», где они, среди прочего, пишут о посещении «знаменитых Болгар». В книге есть зарисовки руин культовых зданий — мечети, минарета, а также бани — бывшего крупного пятикупольного сооружения. Они же пишут, что, по преданиям, Петр Великий во время своего путешествия по Волге в Астрахань, посетив Болгары, приказал верхнюю часть минарета укрепить двумя железными обручами, а внутри его находится винтообразная лестница, освещаемая шестью небольшими окошечками. Из того, что еще «стояло на ногах», лучше всего сохранилось высокое здание с куполом под названием Черная палата, а также остатки Греческой палаты (бывшая церковь армянской колонии).

Российский историк Василий Татищев, будучи в Великих Булгарах вместе с Петром Великим, говорит о руинах многих кирпичных и белокаменных зданий как на территории городища, так и на горе Балынгуз, где, по преданиям, было место погребения булгарских царей и знати.

Российскими археологами в городе были найдены китайские и русские вещи, среднеазиатская, византийская и иранская керамика, сирийское стекло. Они исследовали остатки водопровода XIV века и установили, что бани играли большую роль в общественной жизни булгар. Кроме гигиенической, бани выполняли функцию лечебных учреждений, а также являлись своеобразными клубами, местами встреч.

Ирина СТРЕКАЛОВА

, ,   Рубрика: Исчезнувшие цивилизации


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Solve : *
9 + 29 =


SQL запросов:51. Время генерации:0,564 сек. Потребление памяти:29.71 mb