Маленькая хозяйка большого двора

Автор: Maks Апр 30, 2018

120 лет назад, в марте 1898 года, состоялось открытие одного из главных художественных музеев России — Русского музея в Санкт-Петербурге. Более полутора тысяч картин, скульптур, графики и около пяти тысяч предметов старины были представлены тогда петербургскому зрителю в обширных залах Михайловского дворца. Однако и задолго до открытия в нём музея Михайловский дворец считался средоточием русской культуры и искусства. И всё это благодаря великой княгине Елене Павловне.

Учёная принцесса

Дочь принца Вюртембергского Фредерика Шарлотта Мария, ставшая женой великого князя Михаила, младшего сына императора Павла I, и принявшая православие под именем Елены Павловны, прибыла в Россию в 1823 году.

Принцессе было всего 16 лет, но её образованию, эрудиции и тонкому чувству прекрасного могли бы позавидовать многие. Среди её учителей был знаменитый французский естествоиспытатель Жорж Кювье. Будущая великая княгиня самостоятельно, по книгам, выучила русский язык и прочитала в подлиннике «Историю государства Российского» Николая Михайловича Карамзина. По свидетельству того же Карамзина, сразу по приезде в Россию она сумела сказать несколько слов по-русски каждому из двухсот представленных ей лиц. Причём эти слова показали неплохое знакомство с интересами каждого: с Карамзиным она говорила о его «Истории», с поэтом и переводчиком А. Шишковым — о древнеславянском языке, с почтенными генералами — о сражениях и походах.


Этот дар находить общий язык с людьми и позже составлял её исключительную черту, позволившую завоевать сердца придирчивого и требовательного императорского двора.
На протяжении всей жизни в России Елена Павловна проявляла большой интерес к науке и искусству, покровительствовала молодым талантливым художникам, писателям и музыкантам. Император Николай I уважительно называл её «умом нашей семьи» (le savant de famille).

Где ты, счастье?…

Великая княгиня Елена Павловна

Да, двор принял и полюбил юную красавицу и умницу «мадам Мишель». У неё были хорошие отношения со всеми — с императором, его женою, детьми и многочисленными родственниками. Со всеми, кроме собственного мужа, великого князя Михаила Павловича.

Михаил Павлович изначально не хотел жениться на принцессе Вюртембергской. Мало того что сама невеста, несмотря на ум и красоту, не нравилась ему, эту женитьбу не одобрял и старший брат Константин, противник всех немецких принцесс вообще.

Но по настоятельному желанию матери, вдовствующей императрицы Марии Фёдоровны, которая сама происходила из Вюртембергского дома, брак был заключён.

Между тем оказалось, что царственным молодожёнам «негде жить»: архитектор Карл Росси безбожно опаздывал с завершением строительства Михайловского дворца. Возможно, это обстоятельство также повлияло на безуспешность попыток Елены Павловны сразу «подстроиться» под вкусы мужа.

Дворец был готов только через два года после свадьбы, в 1825-м. Это был самый большой дворец, построенный в России Карлом Росси, и (случай в архитектуре почти исключительный!) имел не один, а целых два парадных фасада. Один фасад выходил на Михайловскую площадь и — через перспективу Михайловской улицы — на Невский проспект, другой — в Михайловский сад.

В этом громадном дворце Елене Павловне, «мадам Мишель», предстояло жить до конца, терпя пренебрежительное отношение мужа и переживая боль от потери четырёх из пяти родившихся у неё дочерей.

Великий князь Михаил Павлович, «месье Мишель», несмотря на рождение детей, оставался холоден к своей очаровательной супруге, которая была восемью годами моложе его. Высокообразованная, тонко чувствующая, тактичная в обращении Елена Павловна обладала широчайшим кругозором; Михаил же Павлович имел манеры «невоспитанного холостяка» и интересовался только военным делом. Даже его царственные родные признавали, что он, кроме армейского устава, «ни одной книги не раскрыл».

Старший его брат, Константин Павлович, бывший сначала противником женитьбы Михаила на немецкой принцессе, — и тот со временем стал сочувствовать своей невестке, называя её положение «оскорбительным для женского самолюбия».

Но у всякой медали, как известно, есть две стороны. Да, Елена Павловна долгие годы была несчастлива в своей супружеской жизни, но, возможно, это обстоятельство послужило тому, что она отдала все силы своей души благотворительности и развитию русской культуры.

Салон мадам Мишель

Сразу после переезда в Михайловский дворец Елена Павловна начала устраивать в нём пышные приёмы, балы, музыкальные вечера. Можно сказать, с головой ушла в великосветскую жизнь. Причём, как сказали бы нынче, «уровень проведения мероприятий» в Михайловском дворце иногда превышал и уровень императорских балов в Аничковом дворце. По свидетельству барона М. Корфа, к балам великой княгини свозились все цветы из Павловских и Ораниенбаумских оранжерей, а посреди главного зала устраивался роскошный фонтан.

Но уже пару лет спустя Елена Павловна занялась организацией своего культурного салона, в котором участвовали поэты, художники, музыканты, учёные. Елена Павловна была хорошо знакома с Пушкиным, Крыловым, Жуковским. По её инициативе и при непосредственной поддержке было организовано Русское музыкальное общество и открыта первая русская консерватория. Помогла она и академику В. Струве в создании Пулковской обсерватории.

Какие люди, какие имена засияли на небосклоне русской культуры благодаря салону «мадам Мишель»!

В 1830 году в салоне появился одетый в экстравагантный фиолетовый фрак семнадцатилетний юноша, оказавшийся, неожиданно для всех присутствующих, блестящим пианистом. Это был Александр Даргомыжский. Именно здесь, у Елены Павловны, началась его карьера.

В 1844 году в Петербург приехал композитор Роберт Шуман со своей женой, пианисткой Кларой. Елена Павловна немедленно свела с ними знакомство и пригласила в свой салон. Она поделилась с четой Шуман своей идеей создания русской консерватории и выразила надежду увидеть их там в качестве преподавателей. Предложение было с радостью принято; но, к сожалению, осуществление проекта отодвинулось на восемнадцать лет. Консерватория (на базе Воспитательного училища Академии художеств) была открыта лишь в 1862 году, а Роберт Шуман умер в 1856-м.

Кстати, директором консерватории был назначен пианист Антон Рубинштейн, который также начал свой творческий путь в салоне Елены Павловны в 1848 году.

Рубинштейн в конце 1840-х возглавил музыкальные вечера в Михайловском дворце, дирижируя сводным оркестром. А в 1859 году великая княгиня с его помощью организовала там же музыкальные курсы, которые и стали основой будущей консерватории.

Один из студентов консерватории, Пётр Чайковский, тогда ещё совсем молодой и мало кому известный, получил своё первое признание (и первый гонорар за выступление — 25 рублей) в салоне Елены Павловны. В 1865 году там же состоялся дебют Чайковского как дирижёра — с оркестром других слушателей консерватории он исполнил свою Увертюру фа-мажор.

Вдовствующая императрица Мария Павловна, относившаяся к невестке с глубоким уважением, завещала ей свои благотворительные начинания — Мариинский и Повивальный институты. С 1828 года Елена Павловна, помимо культурной жизни, занималась ещё и управлением этими заведениями. А после смерти мужа благотворительная деятельность заняла для неё, пожалуй, главное место в жизни.

Во время Крымской войны Елена Павловна основала Крестовоздвиженскую общину сестёр милосердия —  прообраз Общества Красного Креста. Кроме того, в 1854 году она направила в Севастополь целую группу квалифицированных врачей во главе со знаменитым хирургом Н. Пироговым.

Последние годы жизни великая княгиня была занята идеей об устройстве такого лечебного заведения, которое стало бы объединяющим центром для учебной и научной деятельности врачей. И такое заведение, Клинический институт великой княгини Елены Павловны, действительно было открыто — правда, лишь в 1885 году, спустя двенадцать лет после её смерти.

В настоящее время это Санкт-Петербургская медицинская академия постдипломного образования.

Наследство великой княгини

А что же сталось с Михайловским дворцом? Как он сделался Русским музеем?

У Елены Павловны оставалась одна дочь, прожившая относительно долгую жизнь, вышедшая замуж и в свою очередь родившая наследников, — великая княгиня Екатерина Михайловна, в замужестве герцогиня Мекленбург-Стрелицкая. Она и стала после смерти матери в 1873 году полновластной хозяйкой Михайловского дворца.

Несмотря на то, что и сама Екатерина Михайловна, и её сыновья Георгий и Михаил Мекленбург-Стрелицкие были известными меценатами, культурных мероприятий в Михайловском дворце более не проводилось. Здание стало ветшать. В своём завещании Екатерина Михайловна распорядилась переделать центральные апартаменты под «полезное для наук и искусств учреждение, к примеру, национальный музей».

После её смерти в 1894 году сыновья продали дворец в казну. Император Николай II, во исполнение воли своей троюродной бабушки, подписал 13 апреля 1895 года указ «Об учреждении в Михайловском дворце Русского музея императора Александра III». Управляющим музеем император назначил великого князя Георгия Михайловича, обладателя лучших в России коллекций медалей и монет. Почти три года длились отделка помещений дворца и сбор произведений искусства. Наконец 7 марта 1898 года состоялось торжественное открытие.

Русский музей и поныне располагается в здании Михайловского дворца — только количество экспонатов за 120 лет увеличилось до четырёхсот тысяч.

Ольга СТРОГОВА

  Рубрика: Дворцовые тайны 352 просмотров

Предыдущая
⇐ ⇐
⇐ ⇐
Следущая
⇒ ⇒
⇒ ⇒

https://zagadki-istorii.ru

Домой

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

SQL запросов:44. Время генерации:0,309 сек. Потребление памяти:9.67 mb