Маленькая вера

Автор: Maks Май 2, 2017

Возможно ли в наши дни создать новую религию? Религию, претендующую к тому же на мировое господство? Уж, кажется, столько всего испытанного веками существует — христианство, ислам, буддизм, синтоизм, не считая менее крупных, исходя из количества верующих. А вот вьетнамской религии «Дао Каодай» всего лишь 90 лет!

«Дао Каодай» — вполне официальная религия Вьетнама. Она насчитывает около 3 миллионов последователей в стране и до 12 миллионов — во всем мире.

«Путь большого глаза»

В невыносимом для однозначного перевода вьетнамском языке слово «каодай» (Cao Dai) имеет несколько значений. Это и «высокая башня», и «дворец», и «большой глаз». Более полное название религии — «Дао Каодай» — означает, соответственно, «Путь высокой башни», «Путь дворца» или «Путь большого глаза». Выбирайте, что вам больше понравится. Но самое полное название религии — «Дай дао там ки фо до» — переводится вполне однозначно: «Великий путь третьей эпохи спасения».

Согласно верованиям каодаистов, человечество прошло три эпохи спасения, и дважды бог Каодай признавал поражение в борьбе с человеческими пороками. Бог проявлял себя, вступая в диалог с избранными представителями двуногих, но сколько его пророки ни старались, они так и не смогли донести до косной человеческой толпы простую истину, что бог един, что он всего один, и воевать во славу его друг с другом совершенно не обязательно. В первую эпоху спасения (она называлась «эпохой творения») бог Каодай открыл истину и дал пять заповедей (все простые: не убивай, не воруй, не ешь себе подобных и не пей спиртного, не лелей свои пороки и веди скромную жизнь, не лги) через иудейского патриарха Моисея, Желтого императора Хуан-ди, владыку Востока Фу Си и будду Дипанкару. Каодай принес истину в виде иудаизма, буддизма и даосизма. Однако люди не желали слушать его пророков, и ничего не получилось. Вторую попытку Каодай предпринял в «эпоху прогресса и разрушения». Пророками этой эпохи стали китайский философ Лао-цзы, будда Шакьямуни, Конфуций, Иисус Христос, а также некоторые другие философы, поэты и ученые. Снова ничего не получилось. Как было человечество порочным, таковым и осталось. Третью попытку Каодай предпринял в «эпоху разрушения и нового творения», которая длится и сейчас. Очевидно, главными пророками и глашатаями этой эпохи стали основатели каодаизма, которые взяли за основу положения буддизма, даосизма, конфуцианства, христианства, культа предков и спиритизма.

Устами чиновника глаголет истина

Дао КаодайОфициальная дата рождения каодаизма — сентябрь 1926 года, когда чиновник колониальной французской администрации Нго Ван Тьеу, префект острова Фукуок, объявил о создании новой религии. Нго Ван Тьеу был странным человеком. С ранней юности он увлекся мистицизмом и свободное время проводил за столиком для спиритических сеансов. Еще в 1919 году во время одного такого сеанса ему явился бог в виде большого глаза, зависшего в темноте. На протяжении ряда последующих лет Нго получал все новые и новые откровения. О своем духовидческом опыте он стал рассказывать другим чиновникам. Тем тоже очень хотелось вступить в контакт с богом. Все они как один занимались столоверчением. В 1925 году в контакт с божеством вступили сразу три чиновника. Бог предстал им в форме тройного А — то есть, ААА, что было немного похоже на вьетнамский вариант католической троицы — учения, которое совершенно безуспешно пытались насадить во Вьетнаме французские миссионеры. Точно в канун католического Рождества этот ААА скромно признался спиритам-чиновникам, что на самом деле он бог и имя ему Каодай. Спириты были в восторге. Примерно в это же время Каодай связался также с отставным чиновником Ле Ван Чунгом и объявил, что тот должен основать новую религию — каодаизм. Потрясенный пенсионер удалился в горы, выдержал пару месяцев на воде и растительной пище, а потом вернулся к людям и сообщил о божественном задании. Нго Ван Тьеу взялся за осуществление проекта и подал документы на признание каодаизма генерал-губернатору Французского Индокитая. Генерал-губернатор новую конфессию признал только в 1934 году. А куда ж ему было деваться? За восемь лет в ряды каодаистов вступило множество колониальных чиновников. Можно сказать, это была вера колониальных чиновников вьетнамского происхождения. На построенном адептами новой веры храме в виде пагоды с красной крышей торчали огромные католические кресты. Но прошло буквально несколько лет, и в лоне новой веры началась адская борьба за власть. Из трех иерархов каодаизма в живых остался только один, остальные умерли насильственной смертью. «Единая мировая религия» раскололась на два крыла. Со шпилей главного каодайского храма срезали католические кресты. Новое руководство взяло курс на союз с Японией, что насторожило французов. Если учесть, что в 1941 году началась война с Японией, французскую администрацию вполне можно понять — храмы позакрывали, главу церкви сослали. Впрочем, скоро французы тоже стали сотрудничать с японцами и не только вернули каодаистам храмы и патриарха, но даже позволили создать собственную армию. Армия каодаистов очень помогла французской администрации после войны, когда во Вьетнаме началось национально-освободительное движение. Полевые командиры сражались с вьетнамскими партизанами, не выпуская их из джунглей. И так продолжалось 10 лет, до 1955 года. Когда во Вьетнам вошли войска США и французская администрация в страхе бежала, полевые командиры уже исполнили свое предназначение, все они были ликвидированы. А те, кто выжил и оказался, к несчастью, на территории Северного Вьетнама, в 1978 году были преданы суду и казнены. В 80-е годы прошлого века началась реабилитация каодаистов. Религия «Дао Каодай» снова была разрешена, храмы возвращены. А в новом тысячелетии с большой помпой привезли из Камбоджи прах умершего в изгнании патриарха Фам Кон Така и торжественно захоронили на родине. Ныне каодаистам разрешено отправлять свой культ без всяких ограничений. Последователи этой религии живут в разных странах мира, но все они либо вьетнамцы, либо выходцы из Юго-Восточной Азии. Надежда завлечь в новую веру европейцев провалилась с треском.

Главные догматы

Поскольку элементы религии каодаистов взяты из религий Юго-Восточной Азии, то основным является вопрос реинкарнации. Каодаизм нацелен на то, что перерождения можно избежать, если выполнять те же правила, что в буддизме и даосизме. Религия провозглашает доброе отношение к каждому человеку, гуманизм, неприятие войны как метода решения споров, уважительное отношение к душам умерших. Средством связи с миром мертвых и самим Каодаем, который есть великая пустота, являются спиритические или духовидческие сеансы. На штатные должности в храме приняты 12 медиумов, в задачу которых входит постоянная связь с божеством. Мирянам и рядовым членам общины общаться с Каодаем напрямую категорически запрещено. Общение происходит только через храмовое руководство или медиумов. Службы ведутся четыре раза в день, строго через шесть часов, начиная с шести часов утра. Священным символом Каодая избран тот самый глаз в треугольнике, в виде которого бог явился Нго Ван Тьеу. Неверующие в Каодая смеются, что главный символ религии выглядит точь-в-точь как глаз в пирамиде на американском долларе, если поглядеть сквозь купюру на свет. Последователи учения обижаются и объясняют, что на самом деле это левый глаз Каодая. Левый — потому что Каодай мужского пола. Существует также божество женского пола, главный глаз у богини — правый. Последователи Каодая носят одежды синего, красного и желтого цветов — в зависимости от того, какие элементы веры признают основополагающими. Синий цвет соответствует даосизму, желтый — буддизму, а красный — христианству. Священнослужители носят одежду чисто-белого цвета. Таковы должны быть их души — чистые, как свет.

Николай КОТОМКИН

,   Рубрика: Религии мира


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Solve : *
30 − 20 =


SQL запросов:53. Время генерации:0,585 сек. Потребление памяти:28.69 mb