Могучие люди Сибири

Автор: Maks Мар 8, 2017

Этот малочисленный сибирский народ можно назвать самым древним на северо-востоке России. Этнос выделился еще в каменном веке, примерно в VII тысячелетии до нашей эры на востоке от Енисея. Антропологи считают, что именно этот народ представляет собой древнейший пласт населения Полярной Сибири.

Откуда появилось название народа юкагиров — загадка. Вероятно, так их прозвали русские поселенцы, но что означает это слово — совершенно непонятно. Сами себя они называют деткиль, одул или вадул, что означает «сильный» или «могучий». Действительно, надо обладать особой силой и выносливостью, чтобы выжить в суровых условиях Севера. Сегодня они проживают в основном в двух улусах Республики Саха (Якутия), в Магаданской области и на Чукотке, где до сих пор занимаются пушным промыслом, рыболовством, оленеводством.

Жизнь среди снегов

Юкагирская культура имеет многотысячелетнюю историю. В языке, фольклоре, материальной и духовной культуре этого этноса обнаруживаются элементы сходства с соседними народами: ненцами, чукчами, коряками, тунгусами и якутами.

Юкагиры являются потомками древнего населения Северо-Восточной Сибири. В VII тысячелетии до нашей эры они жили на востоке от Енисея и в Саянах, где составляли единство с носителями уральских языков — финнами и самодийцами.

В XVII веке, к началу русской колонизации, юкагиры делились на ряд племен, наиболее крупными из которых были ходынцы, чуванцы и анаулы. Они занимали территории от реки Лены до устья Анадыря. Однако в XVIII-XIX веках эти земли оказались в центре этнических процессов, связанных с формированием здесь культурных территорий эвенов, якутов и чукчей. Началась интеграция с пришлым населением, которую значительно ускорила христианизация. В XIX веке между Леной и Индигиркой юкагирский язык практически исчез. Этнические традиции удалось сохранить в основном колымским юкагирам.

У таежных юкагиров основную роль играли и играют рыболовство, охота на оленя, снежного барана, лося, зайца и птицу. Кроме собак, домашних животных они не имеют. В свою очередь, их тундровые соплеменники занимаются в основном оленеводством, охотой и рыбным промыслом. Эта группа ведет более подвижный образ жизни, кочуя за стадами диких оленей от лесотундры к морю.

Чтобы спастись от суровых морозов, мужчины-юкагиры носили распашной кафтан из оленьих шкур, длиной до колен. Под кафтан надевали меховой нагрудник и короткие штаны, а поверх него — пояс с ножом и кисетом. Зимой сверху наматывали еще и длинный шарф из беличьих хвостов. Женская одежда была более легкой, шилась из разноцветного меха молодых оленей.

Природные условия диктовали однообразную и скудную пищу. Ее основу составляло мясо, которое сушили, коптили и растирали в порошок. Не менее важную роль играла рыба — вареная, вяленая и мороженая. Все продукты заготавливали впрок. Рыбу сушили и вялили, делая из нее так называемую юколу, которую зимой варили с оленьей кровью или толкли с ягодами и жиром. Рыбьи потроха и икру жарили, из икры пекли лепешки. Еды всегда не хватало, поэтому летом в пищу шли дикий лук, съедобные корни, ягоды и грибы. Но, чтобы жизнь казалась веселее, северяне употребляли мухоморы, курили табак, листья тимьяна, заваривали чай и березовые наросты.

Философия древних сказаний

ЮкагирыВ культуре юкагиров сохранился ряд архаических черт, восходящих к древним традициям охотников на дикого оленя. К ним относятся культ предков, жертвоприношения собак, разные обычаи, связанные с огнем, водой и так далее. Одним из главных феноменов юкагирской культуры является то, что она сохранила полнокровную языческую картину мира, существуя на краю урбанизированного современного общества.

Традиционное мировоззрение юкагиров формировалось под влиянием окружающей среды и гармоничного сосуществования человека и природы. По их представлениям, у всех предметов окружающего мира имеются духи, которые выступают как покровителями, так и противниками людей.

В мифологии этого народа Вселенная представляется трехъярусной. Она состоит из Верхнего, Среднего и Нижнего миров, которые обитаемы и имеют своих божеств. Верхний мир — это небесная земля, куда попадают души только тех людей, которые делали добро. Их встречают добрые божества, с помощью которых души могут быстрее вернуться в Средний мир, или мир живых, — мир человека и всего одушевленного. Подземный — это мир всего темного, в нем находятся тени умерших, творивших в жизни зло. Здесь они живут в постоянном страхе, но и у них есть шанс искупить свои грехи и через некоторое время вернуться на Среднюю землю, чтобы продолжить жизнь и не повторять прежних ошибок.

По представлениям юкагиров, душа умершего человека, возвращаясь на Среднюю землю, переселяется в тело новорожденного ребенка и снова продолжает жить в прежней или новой семье. Поэтому, когда рождается ребенок, родственники по разным приметам пытаются найти черты умершего и очень радуются, если их «находят». Это вселяет надежду на возвращение на землю после смерти. Так зародился миф о реинкарнации.

Огромную роль в жизни охотников и оленеводов играла река, которая ассоциировалась с дорогой, соединяющей землю с Нижним миром. Движение вниз по течению ведет к Нижней земле, а вверх — это путь к спасению, по направлению к добрым духам.

У юкагиров всегда существовало родовое шаманство. Наиболее почитаем был культ Солнца, но наряду с ним существовали культы промысловых животных — Лося, Северного Оленя, а также различных духов. Основные праздники — весенний (Шахадзибе), свадьбы, удачные охоты, военные походы и похороны — сопровождались песнями, танцами, исполнением сказаний и шаманскими камланиями. В давние времена, когда шаман умирал, его тело расчленяли, а череп хранили в доме как святыню.

Все меньше и меньше….

Согласно переписи населения 2002 года численность юкагиров в Российской Федерации составляла 1509 человек (по другим данным -1112 человек). Тем не менее эти люди до сих пор составляют отдельный народ со своей длительной и непростой историей. Поразительно, но в отличие от других этносов юкагиры сумели пережить всевозможные испытания и сохранить свою культуру до XXI века. Это произошло вопреки многим объективным условиям, уничтожившим множество иных аборигенных народов. Но юкагиры прошли все испытания. Платой за самобытность стала их малочисленность.

Историки пришли к выводу, что к моменту прихода русских в Восточную Сибирь на территории от Лены до Анадыря и на юг до верховьев Индигирки и Колымы обитало около 5 тысяч юкагиров, представленных 12 племенами. В XIX веке их численность начала существенно сокращаться. В 1897 году насчитывалось всего лишь 754 юкагира, а в 1970-м — около 600. Однако затем их численность увеличилась более чем в два раза.

Взаимоотношения между юкагирскими племенами всегда были различны. Наряду с дружественными связями, нередко происходили конфликты. Как правило, они случались у рек, отделяющих тайгу от тундры. Именно здесь находились переправы диких оленей и лосей, так называемые плавежи, которые и становились объектами раздоров. Действуя всего лишь несколько дней в году — весной и осенью, — плавежи давали местным жителям пропитание на круглый год.

С появлением здесь оседлого русского и якутского населения ситуация с продовольствием обострилась. Новые поселения стали появляться вблизи оленьих плавежей, что вызвало вынужденное перемещение аборигенов. Бродячие юкагиры постоянно голодали. Поэтому в начале XIX века они начали селиться вблизи русских и якутов. Тем не менее и это не всегда спасало, а иногда даже приводило к очередному голоду. Например, при удачном ходе колымской рыбы в 1824 году невода и сети юкагиров были опечатаны за долги, и они не смогли сделать необходимых запасов. В результате наступил голод, который привел к вымиранию целых семей и полному обнищанию выживших.

Свою роль сыграла и русская колонизация. Челобитные XVII века нередко свидетельствуют, что в отношении юкагиров случались разбои и произвол со стороны казаков. В то же время аборигены активно сотрудничали с русскими, участвуя в походах против коряков и чукчей в качестве проводников и военной силы. И это, наряду с различными повинностями, регулярными эпидемиями и ассимиляцией, тоже не способствовало росту их численности. Хотя ученые утверждают, что для них был характерен низкий уровень этнического самосознания, этот народ не зря считает себя «сильным и могучим». Именно эти качества и позволили ему сохранить свою культуру и идентичность.

Евгений ЯРОВОЙ

, ,   Рубрика: Исчезнувшие цивилизации


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

SQL запросов:42. Время генерации:0,424 сек. Потребление памяти:28.7 mb