«Молодец» на рельсах

Автор: Maks Янв 10, 2018

Придя в себя после Корейской войны, лидеры двух сверхдержав озаботились созданием новых ракетных систем, способных безнаказанно нанести удар по противнику. К рассмотрению принимались любые, даже казавшиеся самыми завиральными идеи. Одна из таких идей была отвергнута американцами и подброшена советской разведке — всегда приятно пустить неприятеля по ложному следу. Однако советские конструкторы, изучив материалы, подошли к делу креативно. И у Пентагона появилась новая головная боль — «ядерный поезд».

В конце 1950-х годов американские военные инженеры придумали, что можно установить ядерные ракеты «Минитмен» на железнодорожных составах, курсирующих по специально проложенным подземным тоннелям. В час икс такой поезд должен был вынырнуть на поверхность и пальнуть по Советскому Союзу. Реализация проекта намечалась на 1962 год. Но тогда как раз грянул Карибский кризис.

Спасибо за идею!

Концептуальные подходы к проблемам ядерного противостояния изменились, и Белый дом решил отказаться от затеи с поездами. Американцы рассудили так: допустим, советская разведка знает места размещения подземных ядерных комплексов. Но ведь точно так же она сможет установить выезды из подземных тоннелей и будет держать их под прицелом.

При этом отвергнутый проект решено было не засекретить, а наоборот — «слить». Американцы рассчитывали, что советская сторона либо начнет принимать какие-то контрмеры, либо пойдет той же тупиковой дорожкой. Советская сторона предпочла второй вариант, но в тупик не уперлась…

«Ядерные поезда» решили не прятать под землю, а замаскировать под обычные гражданские грузовые составы. Выявить и постоянно контролировать их перемещения по одной шестой части суши было практически невозможно. Допустим, даже агент сумел засечь объект на какой-нибудь станции. И что дальше? Постоянно следовать за ним на дрезине?

13 января 1969 года, ознакомившись со снимками макета ядерного поезда, советское руководство подписало приказ «О создании подвижного боевого железнодорожного ракетного комплекса (БЖРК) с ракетой РТ-23». Разработчиками нового оружия назначили братьев-академиков Владимира и Алексея Уткиных из находившегося в Днепропетровске КБ «Южное». В Павлограде, в той же Днепропетровской области, находился и завод «Южмаш», которому предстояло выпускать ракеты для будущего комплекса.

Задача, стоявшая перед конструкторами, была трудной. Межконтинентальную баллистическую ракету весом более 150 тонн требовалось уложить в железнодорожном вагоне и рассчитать, насколько быстро можно перевести ее в вертикальное положение, подготовить к пуску, а затем произвести выстрел. Да еще сделать все это так, чтобы состав не опрокинулся. Большой риск был связан с тем, что поезду предстояло двигаться по стандартным железнодорожным путям со скоростью 150 километров в час.

Иголки в стоге сена

Ядерный поезд-призракПока конструкторы решали творческие задачи. Министерство путей сообщения произвело ремонт изношенного полотна. Причем не на малых участках, а в радиусе до 1,5 тысячи километров от мест будущего базирования.

К началу 1980-х годов Владимир Уткин завершил работу над ракетным комплексом «Молодец», проходившим в документах под индексом РТ-23 УУТХ. Его брат Алексей занимался непосредственно поездом-ракетоносцем. Состав включал три тепловоза ДМ62, командный пункт, занимавший семь вагонов, вагон-цистерну с запасами горюче-смазочных материалов и три пусковые установки с ракетами. Внешне при этом практически не отличался от обычного состава с рефрижераторными, почтово-багажными и пассажирскими вагонами.

Испытания прошли в 1985-1987 годах в различных природно-климатических зонах. «Молодец» запускался 32 раза. То, что работы затянулись практически на полтора десятилетия, объяснялось зигзагами внешней политики. Вскоре после начала работы в отношениях двух сверхдержав начался период «разрядки», сменившийся в конце 1970-х новым похолоданием. Зато когда президент Рейган объявил СССР «империей зла» и ввел ракеты средней дальности в Западную Европу, «Молодец» стал ему достойным ответом.

После принятия в октябре 1987 года БЖРК на вооружение их обслуживанием занялись три специально сформированные дивизии со штабами в Костроме (10-я), Перми (56-я) и Красноярске (36-я). Таким образом, каждое из этих соединений отвечало за соответствующую территориальную зону — Европейская часть СССР, Урал и Западная Сибирь, Восточная Сибирь и Дальний Восток.

Составы находились на расстоянии около четырех километров друг от друга в стационарных сооружениях. Заступая на боевое дежурство, они рассредотачивались. Без особого успеха пытаясь отследить их с помощью космических спутников, американцы заговорили о «поездах-призраках». В официальных советских документах эти составы именовались «поезд номер ноль». Поскольку один БЖРК был способен обратить в ничто целые города и страны.

Срок боевого дежурства составлял три недели. Хотя в автономном режиме поезда могли курсировать до 28 суток. На железнодорожных станциях они останавливались не более чем на 20 минут для смены электровоза. Экипаж «поезда-призрака» состоял из 70 человек, преимущественно офицеров. Вагоны с «молодцами» оборудовались открывающейся крышей и устройством для отвода контактной сети. Ракета длиной 22,6 метра имела оригинальный раскладной обтекатель головной части. Дальность стрельбы превышала 10 тысяч километров.

Боевая часть «Молодца» состояла из разделяющихся боеголовок мощностью около 500 килотонн каждая. Это был своеобразный привет американской программе «звездных войн», предусматривавшей перехват и уничтожение советских ракет размещенными в космосе лазерными установками. Понятно, что перехватить все 10 (или даже половину) боеголовок никакому самому хитрому оружию было не под силу.

Отставка по возрасту

Пуск «Молодца» мог осуществляться из любой точки маршрута. Для этого состав останавливался, специальное устройство отводило в сторону и закорачивало на землю контактную сеть. Пусковой контейнер принимал вертикальное положение, после чего производился выстрел. Вся операция занимала каких-то три минуты.

Произведенные американцами расчеты показывали, что при рассредоточении 25 составов на магистралях железной дороги общей протяженностью 120 тысяч километров, вероятность поражения «ядерного поезда» составляет всего 10%.

Советское командование, правда, терзалось вопросом, насколько устойчив БЖРК на рельсах. Чтобы избавиться от сомнений, 27 февраля 1991 года был проведен эксперимент «Сдвиг», когда для имитации ядерного удара на сравнительно небольшом расстоянии от состава взорвали тысячу тонн тротила (эквивалентно 100 тысячам противотанковых мин ТМ-57). Даже после такой встряски «Молодец» остался в работоспособном состоянии.

Оружие, ставшее кошмаром для натовских стратегов, пало жертвой политики разоружения уже в постсоветские времена. В 1993 году, подписав СНВ-2, Ельцин взял обязательство снять с вооружения все ракеты «Молодец» в течение 10 лет. Хотя в 2002 году Россия вышла из этого договора, взятое обязательство было выполнено.

Здесь, правда, сыграл свою роль и другой фактор. В 2006-2007 годах истекали гарантийные сроки службы БЖРК, которые и ранее неоднократно продлевались.

Олег ПОКРОВСКИЙ

,   Рубрика: История оружия




Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

SQL запросов:73. Время генерации:0,943 сек. Потребление памяти:33.72 mb