Москиты против гигантов

Автор: Maks Ноя 26, 2018

В Первую мировую войну появился новый класс боевых кораблей, который коренным образом изменил ход боевых действий на море. Подводные лодки, которых до этого считали «ныряющими жестянками», едва не поставили на колени Британию с ее огромным флотом боевых кораблей. Потому-то, по условиям Версальского мирного договора, проигравшей войну Германии было запрещено строить подводные лодки. Впрочем, после прихода Гитлера к власти, Третий рейх начал лихорадочно строить субмарины всех классов. Не отставали от него и другие страны.

В Британии к подлодкам было двойственное отношение. Королевский флот имел в своем составе субмарины, но основной упор делался на противолодочную оборону. Но ход боевых действий заставил английских флотоводцев заняться строительством подводных лодок необычного класса — сверхмалых субмарин, предназначенных отнюдь не для дальних океанских походов. Речь идет о сверхмалых подводных лодках, получивших в целях секретности индекс «X». Предназначены они были для нападения на вражеские линкоры, которые представляли большую опасность для британского судоходства.

Грозный «Тирпиц»

В начале 2-й мировой войны в состав германского флота вошли два гигантских линкора: «Бисмарк» и «Тирпиц». В конце мая 1941 года «Бисмарк» совершил свой первый (и, как оказалось, последний) выход в море. Он уничтожил пытавшийся остановить его британский линейный крейсер «Худ» и повредил линейный корабль «Принц Уэльский». С огромным трудом, бросив на перехват «Бисмарка» огромные силы, англичанам удалось уничтожить нацистский линкор. Но оставался еще «Тирпиц», который, находясь в портах Норвегии, словно дамоклов меч нависал над атлантическими коммуникациями Британии.

Все попытки вывести его из строя с помощью авиации закончились провалом. И тогда лорды Адмиралтейства решили использовать для атаки на «Тирпиц» сверхмалые субмарины.

Опыт использования подводных «москитов» в истории морских сражений уже имелся. Пионерами в этом были итальянцы, которые создали специальную флотилию военных водолазов, добиравшихся до цели с помощью подводных буксировщиков. В декабре 1941 года итальянские боевые пловцы на подводном буксировщике «Майале» вошли в гавань Александрии и заминировали подрывными зарядами два британских линкора. В результате взрыва линейный корабль «Вэлиант» и «Куин Мэри» получили значительные повреждения.

И вот теперь итальянским опытом решили воспользоваться англичане. С помощью сверхмалых подводных лодок они собирались проникнуть в один из норвежских портов, где отстаивался грозный «Тирпиц», и, как минимум, надолго вывести его из строя.

«Утконосы» и «скряги»

Разработка проекта сверхмалой субмарины началась в Британии в конце 1941 года. Техзадание, полученное в Адмиралтействе, подразумевало строительство малогабаритной подлодки, способной двигаться в надводном и подводном положении и самостоятельно выходить в район цели. Подлодка должна была быть вооружена несколькими специальными зарядами, которые сбрасывались бы под корабль-цель.

Строительство первого прототипа сверхмалой субмарины началось зимой 1942 года. Первая лодка получила обозначение Х3. Головной экземпляр проекта не получил в качестве обозначения единицу, так как индексы X1 и Х2 уже были присвоены другой технике. Потому, нумерация подлодок типа «X» началась с тройки.

В середине марта 1942 года флот получил первую субмарину. В течение нескольких месяцев она прошла испытание, после чего в ее проект были внесены изменения. Новая версия сверхмалой субмарины получила наименование Х4. По его обновленной версии на заводе Portsmouth Dockyard строилась вторая опытная лодка с обозначением Х4. С октября 1942 года испытывали уже эти две лодки.

В ходе испытаний была выявлена масса недостатков. Судостроители переработали проект, с учетом выявленных недостатков. В ходе испытаний не обошлось без ЧП. 4 ноября 1942 года во время тестового погружения в озере Лох-Стривен произошла разгерметизация одного из клапанов двигателя. Вода попала внутрь корпуса, и подлодка затонула. К счастью, у экипажа оказались в наличие дыхательные аппараты, и потому все обошлось без жертв. Подлодку подняли, отремонтировали и вернули в строй.

Доработанный проект получил название Х5. Вскоре началась работа по строительству серии из шести сверхмалых подлодок. Заказ на строительство получил завод компании «Виккерс Армстронг». Лодка Х5 была спущена на воду и передана заказчику в последний день 1942 года. До конца января 1943 года было завершено строительство еще четырех субмарин, от Х6 до Х9. Последняя из заказанных подлодок была включена в состав флота 8 февраля 1943 года. Несколько первых серийных лодок получили личные имена.Так, Х5 именовали «Утконос», а Х6 — «Скряга-2».

Оба варианта проекта подразумевали изготовление прочного корпуса из трех секций, соединяемых на болтах. Внутри корпуса предусматривались перегородки, разделявшие внутренний объем на четыре отсека. Ввиду определенных особенностей конструкции только второй отсек имел стенки круглой формы. Прочие отсеки имели коническую форму, благодаря чему образовывались заостренные носовая и кормовая части корпуса.

Как она была устроена

Сверхмалая подводная лодка проекта

Британская сверхмалая подводная лодка проекта «Х» в надводном положении

В варианте Х5 первый отсек имел длину 3,2 м и вмещал аккумуляторы, баки для дизельного топлива, ящики для провизии и пресной воды, а также койки экипажа. Кроме того, в носу располагалась дифферентная цистерна. Второй отсек имел длину всего 75 см и представлял собой шлюз для выхода водолаза. В третьем отсеке длиной 4,8 м имелись органы управления и навигационные приборы. В распоряжении командира были магнитный и гирокомпас. Кроме того, имелся перископ, выдвигаемый на высоту до 2,7 м над рубкой. Маневрирование осуществлялось при помощи двух рулей, расположенных за гребным винтом. Рули соединялись с органами управления при помощи тросовой проводки. Силовая установка располагалась в корме.

Было также предложено увеличить экипаж до четырех человек. С целью снижения нагрузки на каждого члена экипажа предлагалось возложить водолазные работы на четвертого подводника. В этом случае командир, рулевой и моторист могли не отвлекаться от своих прямых обязанностей.

Для улучшения мореходности и размещения некоторых агрегатов на внешней поверхности прочного корпуса монтировалась легкая надстройка. Предусматривалась рубка высотой около 60 см и длиной 1,2 м. В рубке имелся люк для входа экипажа и устанавливались различные выдвижные устройства, включая перископ. На левой поверхности рубки имелся поворотный шнорхель (устройство для работы дизеля в полупогруженном положении). При подъеме на поверхность его поднимали вверх, при погружении — поворачивали и укладывали вдоль корпуса.

Общая длина подлодок типа «X» составляла 15,76 м, максимальная ширина — 1,8 м. Нормальная осадка в надводном положении находилась на уровне 1,6 м. Водоизмещение в надводном положении составляло 27 т, при погружении этот параметр увеличивался на 2,7 т.

Кормовой отсек подлодки имел длину 3,2 м и вмещал все агрегаты силовой установки. В нем располагались дизель и электродвигатель, баки для масла, расходные топливные баки, а также компрессор для подачи забортного воздуха. В носовом отсеке располагались аккумуляторные батареи. Сверхмалые подлодки типа «X» были одними из самых крупных представителей своего класса, что позволило оснастить их топливными баками большой емкости. Они развивали скорость при работе дизеля до 6,25 узла. На экономической скорости 4,5 узла можно было пройти до 1860 морских миль без дозаправки. Максимальная скорость при ходе на электромоторах составляла 5,75 узла, экономическая — 2 узла. Максимальная дальность плавания под водой не превышала 80-82 мили. Несмотря на сравнительно большую дальность плавания, подлодки предлагалось доставлять к цели на буксире других субмарин.

Большие габариты и вес позволили получить высокую прочность корпуса. Подлодки типа «X» могли погружаться на 300 футов (около 91 м).

Вооружение субмарин состояло из двух мин с часовым механизмом. Мины с зарядом 4400 фунтов (около 2 т) аммотола в каждой предлагалось подвешивать к бортам подлодки и в таком виде доставлять к цели. Взведение часового механизма взрывателя и отцепка мин производилась без покидания подлодки. Для этого в третьем отсеке имелись соответствующие приборы.

Корабли «X» идут в атаку

С начала 1943 года экипажи сверхмалых субмарин вели подготовку к участию в боевых операциях. Они тренировались скрытно подходить к цели, сбрасывать мины и покидать район выполнения задачи. Тренировки продолжались до осени, когда подводники получили приказ готовиться к первой реальной операции.

В середине сентября 1943 года все имеющиеся подводные «москиты» отправились на задание. Они должны были найти и уничтожить немецкие линкоры «Тирпиц», «Шарнхорст» и крейсер «Лютцов», стоявшие на якорях в двух норвежских фьордах. Лодки Х5, Х6 и Х7 должны были атаковать «Тирпиц». Задачей Х9 и X10 была атака «Шарнхорста». Крейсер «Лютцов» стал целью для субмарины Х8. К берегам Норвегии подлодки с минами должны были доставляться при помощи субмарин-буксиров. Ввиду длительности пути было решено передать управление подлодками «X» отдельным экипажам. После прибытия к месту начала самостоятельного похода их должны были сменить экипажи со специальной подготовкой.

Первые потери начались еще по пути к цели. 16 сентября произошла разгерметизация корпуса подлодки Х9, из-за чего она ушла на дно. Экипаж погиб. Через два дня экипаж лодки Х8 обнаружил течь в корпусе одной из мин. При попытке сброса мина взорвалась и нанесла серьезные повреждения подлодке. Х8 погибла вместе с экипажем.

20 сентября подлодка X10 отправилась к месту нахождения линкора «Шарнхорст». К моменту прибытия подлодки корабль ушел на учения. Экипаж не стал предпринимать попытки догнать линкор и вернулся назад.

Экипажи подлодок Х5, Х6 и Х7 прибыли в заданный район в ночь на 23 сентября, где столкнулись с серьезными проблемами. Тем не менее, они смогли частично выполнить поставленную боевую задачу. Подлодка Х5 пропала без вести. По-видимому, ее уничтожили глубинными бомбами или корабельной артиллерией. Х6 и Х7 смогли добраться до места стоянки «Тирпица» и сбросили свои мины. Экипажам не удалось уйти от кораблей ПЛО противника. Лодки затонули.

Британский флот потерял все шесть серийных подлодок типа X. Погибли девять подводников, еще шестеро попали в плен. «Шарнхорст» и «Лютцов» не пострадали. Тем не менее, подводникам удалось установить мины под днищем «Тирпица». Подрыв восьми тонн аммотола нанес нацистскому линкору серьезные повреждения. Образовались несколько пробоин в днище, был поврежден силовой набор корпуса. Некоторые агрегаты машинного отделения сорвало со своих креплений. Одну из орудийных башен главного калибра подбросило взрывной волной, из-за чего она потеряла возможность вращаться. Ремонт «Тирпица» завершился только в апреле 1944 года. За успешное выведение из строя самого опасного вражеского корабля несколько участников операции получили государственные награды.

Потеря шести сверхмалых подлодок привела к появлению нового заказа на поставку подобной техники. До конца 1943 года были построены еще шесть «Эксов». Новая техника получила индексы от Х20 до Х25.

Вторая операция с участием подлодок типа «X» была назначена на середину апреля 1944 года. Две подлодки должны были добраться до порта Берген и установить мины под плавучим доком. В этой операции должны были участвовать лодки Х22 и Х24. Тем не менее, субмарина Х22 не смогла поучаствовать в этой операции. 7 февраля 1944 года, во время тренировочного выхода в море на буксире, она затонула. Х24 пришлось отправляться к берегам Норвегии одной.

15 апреля подлодка Х24 добралась до дока и установила под ним два заряда. Однако во время взрыва док получил незначительные повреждения. В момент взрыва рядом с ним проходил транспорт водоизмещением 7500 т. В отличие от дока, это судно получило серьезные повреждения и затонуло. 11 сентября 1944 года подлодка Х24, уже с другим экипажем, вновь вернулась в Берген и на этот раз потопила указанный плавучий док.

Всего по проекту «X» было построено 2 опытных, 12 боевых и 6 учебных субмарин. После войны все подлодки типа «X» и его вариантов были списаны за ненадобностью. Из двух десятков подлодок «X» до нашего времени дожила только одна — Х24. Ей повезло: вместо утилизации она отправилась в музей. В настоящее время она является экспонатом Королевского военно-морского музея подводных лодок в городе Госпорт.

Александр ЕГОРОВ

, , , , , ,   Рубрика: Вторая Мировая война





Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

SQL запросов:66. Время генерации:0,651 сек. Потребление памяти:38.83 mb