История — это политика, которую уже нельзя исправить.
Политика — это история, которую еще можно исправить.





Прогулка по «советским» аллеям

Поляки трепетно относятся к своей истории. Правда, в расположенном в Кракове Музее польской авиации самолеты собственно польских конструкций теряются среди иностранных моделей. Зато российскому туристу есть где потешить свою патриотическую гордость!

Расположен музей на территории одного из старейших в Европе военных аэродромов Раковице-Чижины, использовавшемся еще на рубеже XIX и XX веков для базирования аэростатного полка австро-венгерской армии. Осенью 1914 года отсюда поднимались аэропланы, участвовавшие в отражении наступления русских войск на древнюю столицу Речи Посполитой. Под занавес Первой мировой войны аэродром стал одним из пунктов авиалинии, соединявшей Вену с Киевом и Одессой, а после восстановления независимой Польши здесь разместилась вторая по значению в стране авиабаза.

Григорович на лыжах

В сентябре 1939 года польские ВВС были разгромлены люфтваффе, а в Раковицах разместил свою коллекцию старинных самолетов главный пропагандист Третьего рейха доктор Геббельс. В начале 1945 года коллекция стала трофеем Красной армии, подарившей ее полякам. В 1964 году в связи со строительством новых городских районов аэродром закрыли, перепрофилировав под Музей авиации.

Попадают в него через административное здание, где есть историческая экспозиция, а также проводятся музейные уроки, работают кружки моделирования.

Самолеты находятся на открытой площадке и в двух ангарах. Отдельный ангар выделен под коллекцию авиационных двигателей, пожалуй, лучшую в Европе.

Один из ангаров занят самолетами, построенными на заре авиации. К числу лучших истребителей Первой мировой войны относится британский одноместный «Сопвич Кэмел Скаут», отличающийся высокой маневренностью, хотя и не лишенный недостатков. Пилоты отмечали, что из-за гироскопического эффекта вместо того, чтобы разворачивать его в воздухе влево на 90 градусов, машину проще было повернуть вправо на все 270.

К числу лучших гидросамолетов той же войны относилась летающая лодка М-15 русского конструктора Дмитрия Григоровича, рассчитанная на двух человек - пилота и стрелка-механика, вооруженного «льюисом» или «максимом». В зимнее время эти аппараты устанавливались на лыжи. Выставленный в краковском музее экземпляр был захвачен немцами в 1917 году в качестве трофея.

Другой ангар отведен под самолеты Второй мировой войны. Здесь русское сердце может порадоваться знаменитому многоцелевому биплану У-2, выпущенному в 1927 году и ставшему одним из самых массовых самолетов в мире. В Великую Отечественную, благодаря своей тихоходности и способности летать на малых высотах, он обрел второе дыхание, став грозным ночным бомбардировщиком.

Неподалеку представлен и британский «спитфайр» из числа тех, на которых польские летчики сражались в битве за Англию.

«Яки», «тушки» и другие соотечественники

Плодом советско-американской кооперации можно считать производившиеся с 1942 года транспортники Ли-2, представлявшие собой копию «Дугласа DC-З», но работающую на советских двигателях Аркадия Швецова.

А когда посетитель доходит до продукции конструкторских бюро Илюшина, Яковлева, Микояна, то самолеты - истребители, бомбардировщики, штурмовики, транспортники - вообще выстраиваются в шеренги.

Впрочем, не все из них были вояками. Построенный в 1959 году в ГДР Ил-14С возил первого секретаря польской компартии Владислава Гомулку.

Его «коллега», разработанный в СССР в 1960-х годах пассажирский Як-40, представлен в VIP-варианте, поскольку принадлежал 36-му спецполку транспортной авиации, обслуживавшему высшее польское руководство и расформированному после трагедии в небе над Смоленском.

Именно такой Як-40 10 апреля 2010 года благополучно сел в Смоленском аэропорту за несколько минут до того, как разбился Ту-154М, на котором летел президент Польши Лех Качиньский. Аналога президентского лайнера, впрочем, в музее нет, так что судить о нем можно только по более раннему пассажирскому образцу Ту-134А, являющемуся, кстати, и самым большим экспонатом музея.

Есть и еще один «однофамилец» - дневной бомбардировщик Ту-2, сражавшийся в Великую Отечественную, но особенно запомнившийся американцам своими подвигами в небе Кореи. Его современник Ил-28 был отмечен Сталинской премией, став первым советским реактивным фронтовым бомбардировщиком, носителем тактического ядерного оружия.

Вся сплошь линейка МиГов представлена польской продукцией, производившейся по лицензии. Здесь сразу несколько «жемчужин».

Запущенный в серию в конце 1940-х МиГ-15 является самым массовым реактивным боевым самолетом. Всего было построено 15 560 (!!!) экземпляров в разных модификациях.

Реактивный МиГ-19 стал первым советским сверхзвуковым истребителем и успешно противостоял более поздним американским «фантомам» во Вьетнаме.

МиГ-21, прозванный советскими летчиками за характерный внешний вид «балалайкой», претендует на звание самого массового сверхзвукового самолета. Его себестоимость была ниже, чем у БМП-1. Уже в период членства Польши в НАТО такие машины продолжили службу и, хотя сейчас они сняты с вооружения, по-прежнему летают в других странах альянса - Румынии, Болгарии, Хорватии.

Аналогично сложилась и судьба МиГ-29. В 1988 году 24 такие машины были проданы ГДР, служили Североатлантическому альянсу, а затем были проданы немцами Польше за... 1 евро. После ремонта они были отправлены в Израиль на модернизацию, а по возвращении продолжили службу в 41-м тактическом авиаполку в Мальборке. Представленный в экспозиции экземпляр был списан в 2007 году и подарен музею.

Из авиатехники стран НАТО времен холодной войны можно выделить американский штурмовик «Сессна А-37 Дрэгонфлай», активно использовавшийся во Вьетнаме, а также французский многоцелевой истребитель «Дассо Мираж 5», состоявший на вооружении одиннадцати стран мира.

Демонические селяне

Что до собственно польских конструкций, то здесь солирует считавшийся в начале 1930-х годов одним из лучших самолетов мира одномоторный истребитель PZL Р.11. Увы, его звездный час оказался недолог. Экземпляр, находящийся в краковском музее, является на сегодня единственным в мире.

А сразу при выходе из административного здания взгляд посетителя упирается в парадно раскрашенную «Искру» (PZL TS-11) - первый разработанный в Польше реактивный самолет, известный своей надежностью и до сих пор используемый для тренировок пилотов. Какое-то время эта модель претендовала на статус главного тренировочного самолета стран Варшавского договора, но чехословацкий L-29 «Дельфин» все же оказался лучше.

PZL MD-12 в конце 1950-х годах позиционировался как достойная замена Ил-14 на региональных авиалиниях, но так и не пошел в серию, лишь один из трех построенных экземпляров курсировал на линии Варшава - Познань.

Зато славная жизнь ожидала «Мелец М-15», производившийся в Польше по заказу СССР и созданный советским же конструктором Реомиром Измайловым, единственный в мире реактивный сельскохозяйственный самолет. За необычный внешний вид его окрестили по имени демона «Бельфегором». Плечом к плечу с ним стоит Ан-2 - «кукурузник», также производимый поляками для СССР, а сегодня выпускаемый в Китае. Вместе с М-15 он как бы воплощает призыв: «Перекуем мечи на орала!».

Михаил ДМИТРИЕВ





Если вам понравилась статья, поделитесь пожалуйста ей в своих любимых соцсетях:
На Главную сайта "Загадки истории"

Главные рубрики сайта "Загадки истории"


Предыдущая     Музеи мира     Следущая