История — это политика, которую уже нельзя исправить.
Политика — это история, которую еще можно исправить.

Подпишитесь на нас

Подпишись на РСС




Интересные сайты:





Единственные в мире

Среди музеев боевой техники танковый музей в подмосковной Кубинке стоит особняком. Во-первых, он до недавнего времени считался самым труднодоступным для посетителей.

Когда же у любителей военных раритетов появилась возможность свободно посещать этот уникальный музей, удивлению их не было предела. В танковом музее в Кубинке более шестидесяти экспонатов, котбрые существуют лишь в единственном экземпляре. Нигде в мире нет ничего подобного!

Немного истории

Официальным днем создания танкового музея в Кубинке считается 1 августа 1938 года. Именно тогда вышло Постановление №180 Комитета обороны при Совнаркоме Союза ССР «Об использовании имеющихся в РККА несерийных старых типов танков». В районе Кубинки в те времена находился испытательный автобронетанковый полигон, и военная техника, которая была оставлена в качестве экспонатов для будущего музея, хранилась на открытых площадках. Во время войны в Кубинку свозили трофейные танки, стоявшие на вооружении вермахта, а также боевую технику, поступавшую в Советский Союз по ленд-лизу.

Лишь в послевоенное время по инициативе Главного маршала бронетанковых войск А.Х. Бабаджаняна было принято решение создать музей, в который можно было пускать посетителей. Были построены крытые ангары, в которых разместили боевую технику.

10 сентября 1972 года, в День танкиста, музей был открыт. Но допуск в него был ограничен и связан с большими сложностями. Туда допускались инженеры и конструкторы военных заводов СССР и слушатели учебных заведений Министерства обороны.

В 1989 году была проведена генеральная реконструкция музея, экспозицию дополнили новыми экспонатами, которые разместили в хронологическом порядке, построены здания для администрации. В 1994 году танковый музей был преобразован в Военно-исторический музей бронетанкового вооружения и техники. На территории музея построили часовню Благоверного князя Дмитрия Донского, а с южной стороны часовни установили памятник в честь танкистов, погибших во время Великой Отечественной войны.

Семь ангаров, набитых техникой

Первый танк встречает посетителей еще на подходе к музею. На обочине Минского шоссе на постаменте установлен тяжелый танк ИС-3, а в стороне от шоссе находятся ангары, забитые уникальной боевой техникой.

Всего их семь. В одном из них хранятся бронеавтомобили, бронетранспортеры и боевые машины пехоты. В другом - легкие танки и бронетехника ВДВ. Экспонаты размещены не только по тематическому принципу, но и по национальному. Так, в одном из ангаров стоит бронетехника англоязычных стран - США, Британии и Канады. В другом - боевые машины, стоявшие на вооружении вермахта в годы Великой Отечественной войны. Еще один ангар - место хранения бронетехники таких стран, как Япония, Венгрия, Франция, Польша, Китай и Чехословакия. Отдельный ангар отведен под образцы советских тяжелых танков и самоходных орудий. Средние танки и самоходки на их базе хранятся в еще одном ангаре.

Большинство боевой техники в исправном состоянии, время от времени ее используют для военно-исторических шоу, обычно приуроченных к памятным датам нашей истории.

Карлики и гиганты

Как уже говорилось, многие из экспонатов музея в Кубинке уникальны и существуют в единственном экземпляре. Они поражают посетителей своим внешним видом и размерами.

Здесь можно увидеть таких монстров, как сверхтяжелый танк гитлеровской Германии Maus. Это самый крупный по массе танк из всех, когда-либо воплощенных в металле (боевая масса - 188,9 тонны). Были построены всего две такие машины. Танк, находящийся в Кубинке, собран из частей этих двух опытных экземпляров.

И здесь же стоит телеуправляемая танкетка (самоходная мина) «Голиаф». Размеры этого миниатюрного танка: 150x85x56 см. Несмотря на свою миниатюрность, конструкция несла 75-100 кг взрывчатых веществ и была предназначена для уничтожения вражеских танков и разрушения долговременных укреплений.

В ангаре с советской бронетанковой техникой стоит единственный сохранившийся до наших дней пятибашенный танк Т-35.

А в другом павильоне можно увидеть польскую танкетку TKS, которая стояла на вооружении польской армии накануне Второй мировой войны. Большинство из них погибло в боях в сентябре 1939 года. А те, что уцелели, попали в качестве трофеев к немцам и использовались для борьбы с партизанами.

Ветераны на отдыхе

Здесь же можно увидеть легендарный французский танк «Рено FT-17» - прадедушку всех современных танков. Это был первый серийный танк, у которого имелась башня кругового вращения (360 градусов), а также первый танк классической компоновки (отделение управления - впереди, боевое - в центре и моторное - сзади). Этот танк заслуженно считался самым удачным танком Первой мировой войны.

Из бронетранспортеров, выставленных в Кубинке, большой интерес представляют образцы техники, поставлявшейся в годы Великой Отечественной войны в СССР по ленд-лизу. Среди них самоходное 57-мм противотанковое орудие Т48 на базе полугусеничного американского бронетранспортера МЗ. Большая часть этих машин была отправлена в СССР, где они получили название СУ-57. На этих самоходках наши солдаты дошли до Берлина и Эльбы, где и встретились с войсками союзников в мае 1945 года.

Здесь же хранится удивительный по своей конструкции американский танк МЗ «Генерал Ли» - один из первых средних танков, построенных в США. Он имеет необычное расположение вооружения - пушка калибра 75 мм установлена сбоку на спонсоне, башня с орудием 37 мм - в башне наверху. Над орудийной башней американцы соорудили еще одну башенку, совсем маленькую, с двумя пулеметами. Эти танки поступали по ленд-лизу в СССР, где получили довольно нелестную оценку от советских танкистов. Из-за большой высоты и пожароопасного карбюраторного двигателя они получили прозвище «Братская могила для семерых».

Часть экспонатов музея находится на открытых площадках. Среди них - первый серийный советский танк МС-1 («малый сопровождения»). Этот легкий танк выпускался в СССР в конце 1920-х годов и участвовал в конфликтах на КВЖД, у озера Хасан и реки Халхин-Гол. Он дожил до начала Великой Отечественной войны и в качестве стационарных огневых точек приграничных УРов отбивал атаки вермахта.

На улице же стоит моторный броневой вагон (МБВ-2), построенный в конце 1930-х годов на Кировском заводе в Ленинграде. Несмотря на свои сравнительно скромные размеры, мини-бронепоезд был достаточно сильно вооружен. На нем установили три башни танка Т-28 с орудиями Ф-34 калибра 76 мм. Кроме того, броневагон имел на вооружении десять пулеметов и зенитную счетверенную установку пулеметов «максим».

Броневагон мог двигаться по рельсам своим ходом, развивая скорость до 120 км/час. Экипаж этой маленькой, но грозной боевой единицы состоял из сорока бойцов и командиров.

Всего было построено два таких броневагона. Оба они воевали с врагом в годы Великой Отечественной войны на Ленинградском фронте. Поучаствовав напоследок в операции по полному снятию блокады Ленинграда, броневагоны после Победы были отправлены на хранение в депо. Оттуда один из них в 1965 году был передан в Кубинку, где и находится до сих пор.

А недавно, в апреле 2015 года, статус танкового музея в Кубинке изменился. Теперь он входит в созданный по инициативе Министерства обороны Российской Федерации Военно-патриотический парк культуры и отдыха «Патриот».

Александр ЕГОРОВ



Если вам понравилась статья, поделитесь пожалуйста ей в своих любимых соцсетях:


Предыдущая     Музеи мира     Следущая










Сообщество в G+