История — это политика, которую уже нельзя исправить.
Политика — это история, которую еще можно исправить.

Подпишитесь на нас

Подпишись на РСС




Интересные сайты:





Дом доблестных мужей

В Японии всегда уважительно относились к армии. Может быть, поэтому токийский военный музей «Ясукуни», невзирая на прохладное отношение официальной власти, сохранил множество ценнейших экспонатов военного прошлого страны...

Название музея «Ясукуни» переводится как «дом доблестных мужей». Его открыли в 1869 году в память о воинах, погибших в гражданской войне Босин (1868-1869). Тогда в схватке сошлись сегунат Токугава и проимператорские силы Сонно Дзёй. Сторонники императора победили, что и привело к так называемой реставрации Мэйдзи.

Живущие на небесах

Музей «Ясукуни»

Невзирая на то, что «Ясукуни» везде фигурирует под определением «военный музей», на самом деле он таковым не является. Фактически - это святилище, а храм, находящийся на этой же территории, до сих пор служит центром религии синто. Еще в 1874 году его посетил император, чей визит приравнял солдат, отдавших жизнь за императора, к богам. Ведь в этом храме поклонялись душам погибших воинов, а сам император до сих пор в Японии обожествлен. Помещения же музея находятся рядом: двухэтажный дом с двадцатью залами бережно хранит более 100 тысяч экспонатов.

Те, кто хоть немного знают историю Страны восходящего солнца, наслышаны о воинском духе японцев, который проявил себя фактически с момента рождения государства. Об этом напоминают выставленные в музее воинские доспехи Минамото Ёсинэ, жившего более тысячи лет назад. Этого выдающегося воина называли «командиром всех самураев» и «самураем величайшей храбрости».

Кожаные доспехи Минамото украшены цветами сливы - она расцветает раньше всех и является символом молодости, бесстрашия и стойкости. Другой символ - бабочки, олицетворяющие души умерших людей.

Такие доспехи долгое время позволяли их обладателю быть неуязвимым для стрел и мечей. Однако в XVI веке, когда в Японию завезли первые фитильные ружья, они не гарантировали безопасность самураев.

Ружья тоже представлены в музее - говорят, именно из них пытались убить Оду Нобунагу, посвятившего свою жизнь объединению страны. Уже через полгода после того, как в Японию завезли из-за границы фитильные ружья, местные умельцы научились их делать сами.

Увы, весь этот арсенал использовался крайне неэффективно - ведь армия Японии до второй половины XIX века была технически отсталой и плохо обученной. И только после того, как в 1869 году армией занялся вице-министр по военным делам Омура Масудзиро (памятник ему находится на территории «Ясукуни», а сам он почитается как синтоитское божество), военный дух Японии получил достойное воплощение.

Приручение огня

Хотя нельзя сказать, что в период сёгуната Токугава, длившегося с 1603 по 1868 годы, Япония не имела вооружений. Нет, оружие имелось. Взять хотя бы 80-фунтовую бронзовую пушку, выпущенную арсеналом «Юшима Баба» в Эдо (прежнее название Токио) в 1854 году. Подобные пушки до тех пор, пока они не стали музейными экспонатами, находились на вооружении береговых фортов. Бронзовая красавица из музея стояла в форту Синагава, прикрывавшего вход в залив Эдо (Токийский залив).

Правда, политика сёгуната была направлена на изоляцию страны, поэтому возможности получить новые оружейные технологии были ограничены.

И только с началом эпохи Мейдзи, хронологически наступившей в 1868 году, Япония стала на путь капиталистического развития.

Именно в этот период в стране появилась тяжелая артиллерия.

Первая 150-мм гаубица, обозначенная как «тип 38», была принята на вооружение японской армии в 1905 году. Построенная по лицензии немецкой фирмы «Крупп», она отличалась однобрусным лафетом с коробчатой станиной, коротким стволом и пружинно-гидравлическими противооткатными устройствами. В 1915 году начался выпуск 150-мм гаубицы «тип 4».

Очередная 150-мм гаубица «тип 96», принятая на вооружение в 1936 году, предназначалась для замены обеих предыдущих артсистем, однако ее производство в нужном количестве наладить так и удалось.

Однако эти пушки были всего лишь провозвестниками настоящего оружейного бума, случившегося несколько позже, когда Япония решила стать владычицей Азии.

До последнего солдата

В период с 1920 до 1940 года императорская Япония начала готовиться к предстоящим сражениям. Военные концерны выпускали буквально все виды вооружений: пушки и танки, самолеты и корабли, винтовки и патроны, военную форму и противогазы.

И здесь встречались крайне удачные разработки. К таким, например, можно отнести японский истребитель «Мицубиси» А6 «Zero». В первый период войны эти машины почти безраздельно царили над просторами Тихого океана, значительно превосходя палубные истребители США и Великобритании. Этот самолет по праву считается лучшим японским истребителем Второй мировой войны. Спроектировал его авиаконструктор Хорикоси. Так как заказчик требовал, чтобы на борту стоял ранее опробованный двигатель, машину оснастили 14-цилиндровым мотором «Накадзима Сакае» 12. Самолет получил закрытую кабину и убирающиеся шасси, существенно улучшившие аэродинамику. Его скорость равнялась 500 км/час.

Среди оружия императорской армии были и сугубо японские образцы, не применяемые ни в каких других армиях. К таким можно отнести человекоуправляемую торпеду «кайтэн» (что в переводе означает «воля небес»). По сути дела это была огромная, длиной более двенадцати метров торпеда, способная с помощью мощного двигателя, работавшего на чистом кислороде, развивать скорость до сорока узлов и поддерживать ее в течение часа. Но и это еще не все: внутри торпеды, помимо двигателя и мощного заряда, имелось посадочное место для смертника-камикадзе.

В 1944-1945 годах «кайтэны» провели ряд удачных атак, хотя решающего влияния на исход войны это оружие не оказало.

В музее есть и совсем простые, но по-своему уникальные экспонаты. Например, механический карандаш, который принадлежал командиру линкора «Мусаси» Иногучи Тахихиро. Капитан погиб вместе со своим кораблем 24 октября 1944 года. Зная о неминуемой смерти, он написал короткое прощальное письмо, попросив передать его родственникам. Этот карандаш был передан семье капитана, а потом стал экспонатом музея «Ясукуни».

Что бы ни говорили, в Японии умеют чтить своих героев.

Дмитрий КУПРИЯНОВ



Если вам понравилась статья, поделитесь пожалуйста ей в своих любимых соцсетях:


Предыдущая     Музеи мира     Следущая










Сообщество в G+