Музыканты на троне

Автор: Maks Ноя 5, 2018

Среди российских императоров встречаются и выдающиеся правители, и посредственности, и откровенные неудачники. Но кое-что их объединяет. И это — любовь к музыке.

«Французская пляска» Алексея Михайловича

В допетровской Руси с музыкой были кое-какие проблемы. Князь Курбский уверял, что Иван Грозный пел и плясал вместе со скоморохами. И это было серьезное обвинение в адрес царя.

Когда самозванец Лжедмитрий I вступил в Москву, рядом с ним находились поляки. Православные священники запели псалмы, а поляки ударили в литавры и заиграли на трубах. Народ чуть не оглох и явно остался недоволен.

Находясь в Польше, Лжедмитрий полюбил европейскую музыку. И привез с собой оркестр из 40 музыкантов. В день свержения самозванца началось избиение поляков. Кое-кому удалось спастись. Но музыкантов перебили всех до единого. А мертвому Лжедмитрию вставили в  рот дудку. Как видим, европейская музыка москвичам пришлась не по вкусу.

Помня об этом, первые Романовы относились к музыке с опаской. Алексей Михайлович признавал только церковные песнопения. Он запретил скоморошество и изгнал музыкантов-потешников из царских палат.

Впрочем, запрет продержался недолго. Алексей Михайлович даже велел поставить балет — «французскую пляску». Правда, он хотел, чтобы балет был без музыки. Ему объяснили, что это невозможно. И поведали, что музыка звучала при дворе византийских императоров. Этот аргумент сработал. Царь посмотрел балет, а впоследствии полюбил органную музыку.

Как известно, Петр I начал военную службу барабанщиком в Преображенском полку. И этому ремеслу, как и любому другому, обучился на совесть. По словам современников, Петр «барабанил с большим искусством». Помимо этого, он играл на гобое и волынке. А также, несмотря на сложное отношение к церкви, нередко пел в церковном хоре.

К опере и сложной европейской музыке Петр I оставался равнодушным. Он любил, чтобы было громко и незатейливо.

А вот при Анне Иоанновне в обиход вошла театральная и концертная музыка. Для опер построили театр на тысячу зрителей. Кстати, туда пускали всех желающих, кроме пьяных и грязно одетых.

Скрипач не нужен

Правление Елизаветы Петровны поэт Гавриил Державин назвал «веком песен». Музыка при дворе звучала непрерывно, без нее не обходились ни балы, ни маскарады, ни праздники. Императрица издала специальный указ: «После полудня быть музыке: по понедельникам — танцевальной, по средам -итальянской, а по вторникам и в пятницу быть комедиям».

При Елизавете впервые была поставлена опера на русское либретто, к тому же исполненная русскими актерами. Видимо, недаром императрица выбрала в любовники певчего — Алексея Разумовского. Она и сама обладала несомненными музыкальными способностями. Говорили, что императрица сочинила несколько песен, которые затем зачисли в «народные».

Петр III почти профессионально играл на скрипке и участвовал в концертах. Кроме того, он создал в Ораниенбауме оперный театр и школу, в которой итальянцы обучали русских оперному искусству.

Как видим, император очень любил музыку. И когда его свергли с престола, он просил оставить ему скрипку, собаку, арапчонка и Елизавету Воронцову. Все — за исключением Елизаветы Воронцовой — ему оставили. К сожалению, поверженный император недолго наслаждался игрой на скрипке — его убили приближенные Екатерины II.

Екатерина — в отличие от мужа — была напрочь лишена музыкального слуха. Тем не менее она внесла свой вклад в русскую музыкальную культуру. Императрица сочиняла оперные либретто. На ее слова написаны несколько комических опер и историческое представление «Начальное управление Олега».

Хочу не фортепьяно, а трубу

Александр III ценил музыку

Несмотря на некоторую мужиковатость, Александр III прекрасно разбирался в классической музыке

В XIX веке все императоры были тонкими ценителями музыки. И каждый умел играть на каком-нибудь музыкальном инструменте.

Павел I играл на клавишных и пел. Его жена Мария Федоровна была хорошей пианисткой и арфисткой. Увлечение музыкой передалось и их детям.

Александр I довольно неплохо играл на скрипке. Его брат Николай I отдавал предпочтение духовым инструментам — флейте, валторне и корнету. Он участвовал в домашних концертах, которые проходили в Зимнем и Аничковом дворцах.

Перед концертом Николай I репетировал вместе с композитором Алексеем Львовым, автором гимна «Боже, царя храни». Правда, репетиции занимали всего несколько минут — на большее у поглощенного делами императора попросту не хватало времени.

Превыше всего Николай I ценил военную службу. Армия — это и любовь императора, и предмет его постоянной заботы. Которая вылилась и в то, что Николай I сочинил некоторое количество военных маршей.

В царствование Александра II в Петербурге открыли Консерваторию и Мариинский театр, названный в честь жены императора Марии Александровны. Она покровительствовала музыкантам, но больше, как говорится, по должности. По словам современников, императрица «музыки не ценила и не любила ее». А вот император играл на фортепьяно.

Александра III принято изображать этаким неотесанным мужланом. Но он был большим знатоком и любителем музыки. Хотя его «путь в музыканты» оказался нелегким и тернистым.

Будущему императору шел всего третий год, когда он потребовал, чтобы ему купили трубу. Конечно же, трубу купили. Но вскоре отняли. Матери Александра — Марии Александровне труба казалось недостаточно изысканным инструментом.

В 12 лет Александра усадили за фортепьяно. Выяснилось, что вкусы матери и сына решительно не совпадают. Четыре года сын мучил и инструмент, и учителей, и окружающих, но так ничему и не выучился.

Видимо, фортепьяно казалось Александру слишком изысканным, каким-то немужским инструментом. И он стал брать уроки игры на трубе. По примеру деда — Николая I.

Если с фортепьяно ничего не вышло, то на трубе Александр играл превосходно. В 1872 году он создал «Хор наследника цесаревича Александра Александровича», позже ставший «Обществом любителей духовой музыки». Сам наследник постоянно участвовал и в репетициях, и в концертах. Однажды концерт «Хора» собрал 250 слушателей.

Наследник-балалаечник

Вступив на престол, Александр III закончил выступать на сцене. Но увлечение музыкой не исчезло. Император очень любил Чайковского и помогал ему материально. А Петр Ильич посвятил 12 романсов жене Александра III — Марии Федоровне.

Кроме классической музыки, император любил цыганскую песню. Любил ее и Николай II.

Мы видим, что в XIX веке прослеживается некоторая закономерность. Либеральные императоры, склонные к реформам — Александр I и Александр II, — играют, соответственно, на скрипке и на фортепьяно. А консерваторы, сторонники жесткого порядка и дисциплины — Николай I и Александр III — предпочитают «военные» духовые инструменты.

Николай II, в общем-то, был консерватором. Но играл на фортепьяно. Хотя и редко. Его супруга Александра Федоровна тоже играла на фортепьяно, но еще и пела. Ее подруга Анна Вырубова уверяла, что императрица обладала чудесным контральто. Но Николай II почему-то слушать чудесное контральто жены не любил.

Александра Федоровна росла в Германии и в Англии. Поэтому удивительно, что она страстно полюбила такой музыкальный инструмент, как трехструнная балалайка. Во дворцы балалаечников не приглашали, слушали их обычно на императорской яхте «Штандарт».

Балалайку полюбил и наследник Алексей. И выучился играть на ней. Уроки игры на балалайке были включены в учебный план цесаревича на 1917 год. К этим урокам Алексей так и не приступил — в 1917-м стало не до балалаек.

Глеб СТАШКОВ

, , ,   Рубрика: Дворцовые тайны



Ещё интересные материалы с сайта "Загадки истории"




Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

SQL запросов:63. Время генерации:0,609 сек. Потребление памяти:34.27 mb