На языке роз и хризантем

Автор: Maks Окт 13, 2018

В переводе с французского слово «букет» означает «небольшой лес, роща». Второе значение — «запах, аромат». Собранные вместе цветы действительно выглядят как очаровательный лес, источая прекрасный аромат и чаруя красотой.

Сегодня мало кто знает, но прародителем цветочного букета был венок в его религиозной или погребальной ипостаси. Кольцо, сплетенное из цветов, было воплощением порядка и цикличности по сравнению с охапкой сорванных стеблей. Древняя Месопотамия, Греция, Египет и Рим — в жизни этих цивилизаций цветочные венки играли важную роль.

Его величество лотос

Одна из древнейших цивилизаций — Древняя Месопотамия — существовала в течение 4 тысяч лет. Империя шумеров имела письменность, развитые ремесла и умела строить величественные сооружения. Именно дворцы и храмы шумеры украшали цветами. Причем для каждого храма и божества выбирались определенные виды цветов, из которых плелись гирлянды и венки. Жрецы использовали и обычные букеты, составляя их по определенным правилами. Одной из распространенных форм был букет-факел. В нем цветы располагались ярусами в соответствии с видом. Самым главным цветком у шумеров был желтый лотос. Кроме него, активно использовались папирус, рафия, ирис, маки, фиалки и хризантемы.

Женщины с букетамиЦветок лотоса был главным растением и у другой великой цивилизации — древнеегипетской. Лотос являлся символом Египта и его главной реки — Нила. Кроме того, лотос был символом бога солнца Ра. Остальные цветы были прислугой в его свите. Дельфиниумы, хризантемы, магнолии — букеты из них являлись частью религиозных или светских церемоний. Когда фараон отправлялся в путешествие, в списке необходимых ему вещей обязательно были живые цветы. Интересно, что египтяне не ставили букеты в вазы с водой. Для них увядаемая красота цветка была олицетворением скоротечности жизни.

Античная Греция с ее стремлением к прекрасному просто не могла существовать без цветов. Именно в Древней Греции появились первые светские флористы, а не жрецы — составители букетов. Самой известной из них стала Гликерия Греческая, которая одной из первых стала делать букеты отдельно для мужчин и для женщин. «Женские» букеты должны были быть более яркими и пышными. А для представителей сильного пола более уместными считались строгие формы. Нередко «мужские» букеты состояли лишь из зелени — без бутонов и раскрывшихся цветов. Стоит отметить, что у греков не было того цветочного разнообразия, что мы наблюдаем сейчас. Букеты делали из дикорастущих фиалок, цветков оливы и роз — их бутоны и цветки были намного проще и мельче современных. Цветочные букеты (а не только венки) были частью церемоний прославления богов, ораторов, полководцев и олимпиоников.

В обычной жизни цветы использовались греками для выражения любви, признательности и траура. Так, влюбленные юноши оставляли на пороге дома девушки маленькие букетики из фиалок. А на двери дома, где недавно родился ребенок, вывешивали цветочную композицию. Если из цветков оливы — значило, что здесь родился мальчик, а если из фиалок и роз — тут появилась девочка. Для церемонии погребения использовались букеты из ветвей кипариса — растения смерти.

Мужское дело — икебана

Великий Рим перенял многие традиции античной Греции. В том числе и искусство составления букетов. В Вечном городе были свои цветочные улицы, где торговали цветами. Но, как и другие греческие технологии, римляне улучшили и обогатили искусство составления букета. На тот момент уже появилась индустрия выращивания цветов, а их сорта и виды позволяли составлять интересные букеты. Нередко в Рим в ящиках с землей привозили партии роз и гиацинтов из Египта. Хотя обильные цветочные плантации имелись и на самом Апеннинском полуострове. На праздник в честь богини Флоралии (Флоры) римляне покупали букеты и шли с ними к ее храму. Главным цветком в Риме была роза, являвшаяся символом любви.

Цивилизация Древнего Китая тоже внесла свой вклад в развитие букета. Цветы были неотъемлемой частью религиозных обрядов и светских мероприятий. Буддисты, даосисты и конфуциане использовали свежие цветы как подношения на алтарь. Каждый цветок в Китае имел свое значение. Бамбук, персиковое дерево и груша считались символами долголетия, и букеты из них дарили уважаемому человеку. Королем цветов китайцы считали пион. Он символизировал богатство, удачу и высокий статус, а также был символом благородства. Букет с использованием пионов обычно дарили важным людям.

Японское искусство составления букета — икебана — зародилось в IV веке. К XIII веку в японских монастырях оно достигло небывалого развития. Основы икебаны знал каждый японский аристократ. Перед битвой самураи складывали свой букет, наполняя каждый цветок особым смыслом. То была специальная медитация. Помимо эстетической красоты каждый букет нес в себе скрытый смысл. В икебане три основных стиля букета: «чока» — простая композиция, основанная на вертикальных линиях; «неджера» — вольная расстановка ветвей и цветов; «морибана» — букет с применением низких плоских ваз. В основе любого букета лежат три растения. Как и любым важным делом, икебаной занимались только мужчины. Лишь в XVIII веке к составлению букетов были допущены женщины.

Средние века в Европе были темными временами для цветочных композиций. Христианская церковь не одобряла чрезмерное использование цветов, считая это отсылом к языческим временам и «воровству из Садов Господних». Позднее Ватикан признал белую розу, как символ непорочности, за Девой Марией, а красную розу — за Христом. Плантации из роз стали обычным явлением в христианских монастырях, где ими не только украшали храмы и кельи, но и использовали в лечебных целях.

Чучело в бутонах

Началом расцвета цветочного букета в Европе стал период Ренессанса. А уже в XVII веке на континент стали поставлять множество экзотических для европейцев цветов — орхидей, пионов, китайских роз, тюльпанов. Последние стали не только предметом обожания, но и символом биржевых спекуляций. Луковичный тюльпановый кризис в Голландии в XVII веке стал первым финансовым кризисом в мире.

Французский двор во времена «короля-солнца» Людовика XIV просто обожал все прекрасное. Именно здесь и родился современный букет. В моду вошли изящные, легкие букетики, которые легко помещались в руку. Круглый или куполообразный букет украшался манжетками из кружев и бумаги. Букеты для важных особ, вроде короля или кардинала, располагались в специальном держателе из серебра — портбукете. Из самых известных композиций — букет «Помпадур», придуманный для фаворитки Людовика XV, маркизы де Помпадур. Пышная композиция из роз, злаков, листьев традесканции, плодов барбариса или мелких хризантем располагалась в подвесном кашпо. Два ряда роз составляли основу этого букета.

Для особо длительного хранения венский декоратор Ганс Макарт придумал букет из засушенных и подкрашенных цветов и плодов, различных трав, перьев экзотических птиц, ветвей пальмы.

В XIX веке в Европе стали популярны букеты в стиле бидермейер. В нем располагались не только живые, но и засушенные цветы, а также кружева, ленты, рюши. Но изюминкой считалось наличие в бидермейере засушенных бабочек или даже чучел мелких птичек. Букеты в стиле бидермейер часто используют на свадьбах и в наши дни.

Свой вклад в историю букета внес российский император Александр I. В 1814 году в честь его победы над Наполеоном в Европе вошли в моду букеты, составленные из цветов, начинающиеся с букв имени Alexander: Anemon (анемон), Lilie (лилия), Eicheln (желуди), Xeranthenum (амарант), Accazzie (акация), Nelke (гвоздика), Dreifaltigkeitsblume (анютины глазки), Epheu (плющ) и Roze (роза). К сожалению, мода на этот букет прошла так же, как и появилась.

Алексей МАРТОВ

, , , , ,   Рубрика: Люди и вещи




Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

SQL запросов:62. Время генерации:0,475 сек. Потребление памяти:33.91 mb