На костре зависти

Автор: Maks Май 26, 2017

Из школьных учебников истории нам известно, что великий ученый Средневековья Джордано Бруно был обвинен в ереси и казнен жестокими инквизиторами. Причина — «чересчур» прогрессивные убеждения. Однако в настоящее время эта версия подвергается сомнению…

«Выдающийся мыслитель эпохи Возрождения из-за своей склонности к чтению сочинений, считавшихся католической церковью подозрительными, навлек на себя подозрения в ереси. После скитаний по Европе был выдан инквизиционному суду в Риме и после семилетнего заключения сожжен как еретик», — такие сведения можно почерпнуть из энциклопедических источников о Джордано Бруно, ставшем символом борьбы с религиозным мракобесием в Средние века. Один момент остается непонятным: за что все-таки философ был приговорен к смертной казни?

Менестрель науки

Итак, в 1548 году в семье солдата, проживавшей неподалеку от Неаполя, родился мальчик, которого нарекли Филиппо. По причине бедности ему пришлось довольствоваться приходской школой при монастыре Святого Доминика. Там же он постригся в монахи, став братом Джордано. В 1575-м он отправился в Европу читать лекции.

Тут следует отметить, что Джордано обладал феноменальной памятью и знал наизусть более 1000 текстов, что позволяло ему блестяще вести дискуссии. Поэтому не удивительно, что философ был востребован монаршими особами — французским королем Генрихом III, британской королевой Елизаветой I — и даже папой римским. Странно, но за время своих странствий Бруно то воспринимался научным сообществом, то подвергался остракизму. Философ в ответ своим недругам писал персональные саркастические эпиграммы.

В 1591 году Бруно получил приглашение от богатого венецианского дожа Джованни Мочениго. Тот пригласил Бруно в качестве преподавателя. Но как считают историки, во-первых, не каждый обладает феноменальной памятью, а во-вторых, трактат по мнемонике, написанный Джордано, учебным пособием можно считать с натяжкой. Случился конфликт, в результате которого оскорбленный подобным отношением ученик решил написать донос.

Странное следствие

Джордано Бруно«Доношу по долгу совести и по приказанию духовника, что много раз слышал от Джордано Бруно, когда беседовал с ним в своем доме, что мир вечен и существуют бесконечные миры… что Христос совершал мнимые чудеса и был магом, что Христос умирал не по доброй воле, и насколько мог, старался избежать смерти; что возмездия за грехи не существует; что души, сотворенные природой, переходят из одного живого существа в другое. Он рассказывал о своем намерении стать основателем секты под названием «новая философия». Он говорил, что Дева Мария не могла родить…» — этих заявлений Мочениго оказалось достаточно, чтобы Бруно арестовали. И целых семь лет философ был за решеткой. Все эти годы девять кардиналов требовали от еретика, чтобы он отрекся от своих взглядов. Однако Бруно не согласился и в результате в 1600 году был сожжен на столичной площади Цветов. Кстати, на сохранившемся портрете Джордано предстает молодым человеком, а на самом деле, по возрастным меркам того периода, философ был стариком.

И тут возникает вопрос: за что именно его казнили? В обвинительном заключении было восемь пунктов, а вот по каким приговорили к смерти, осталось неизвестным. Может быть, за своеобразную трактовку строения Вселенной, противоречащую трактовке Аристотеля? Отнюдь, ведь о бесконечности мира говорил еще в XIII веке мыслитель Фома Аквинский (кстати, канонизированный церковью). Далее, был также Иоганн Кеплер, в 1596 году опубликовавший в своей книге «Тайна мироздания» модель Солнечной системы. Не показались крамольными и взгляды его учителя — датского астронома Тихо Браге, работавшего вычислителем в обсерватории.

Наконец, были Коперник и Галилей, которые хоть и слышали зубовный скрежет церковников, казнены не были, хотя инквизиция вполне могла бы расправиться и с ними. Труды Бруно не были сразу же изъяты из продажи, как этого требовали церковные законы, а концепция мира по Копернику была объявлена противоречащей церковным канонам только в 1616 году. То есть смертный приговор был вынесен Бруно не за отказ в смене своих научных убеждений.

Историки выдвигают сразу несколько версий расправы над Бруно. В своем доносе Мочениго упомянул также, что богохульник говорил, что монахи позорят мир и все они ослы, а еще требовал конфискации монастырских доходов, что, вполне возможно, привело его оппонентов в бешенство. Другие историки считают, что столь долгое следствие было больше похоже на дискуссию, в которой кардиналам не удалось одержать верх, за что и последовало суровое наказание. Наконец, есть совсем фантастическая версия: Бруно отрекся от своих взглядов и был отправлен в монастырь, где вскоре умер. Иначе почему на костер приговоренный взошел не только со связанными руками, но и с кляпом во рту? Чтобы не успеть крикнуть в толпу: «Я не Бруно!»

Сергей УРАНОВ

  Рубрика: Версия


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Solve : *
15 + 30 =


SQL запросов:51. Время генерации:0,598 сек. Потребление памяти:29.78 mb