На смену паровозу

Автор: Maks Июл 7, 2018

Наверное, каждый из нас знает, что пароход изобретен в США, паровоз — в Англии, автомобиль — в Германии. А вот тепловоз является чисто русским изобретением. У истоков его создания стоял Алексей Шелест.

Русский изобретатель Алексей Нестерович Шелест начинал свой трудовой путь слесарем в Конотопских железнодорожных мастерских. В 1902 году перебрался на Люберецкий завод, где изготавливали тормоза фирмы «Нью-Йорк». Вскоре был снят с работы начальник испытательной станции, и на его место назначили Шелеста, который уже обратил на себя внимание незаурядными способностями. Именно тогда произошел случай, повлиявший на его дальнейшую карьеру.

Ошибки швейцарцев

На заводе ждали приезда министра путей сообщения — князя Михаила Хилкова. Решено было продемонстрировать высокому начальству согласованную работу тормозных приборов, установленных на всех вагонах и на локомотиве. Но первая же проба повергла заводчан в ужас: тормоза включались хаотически, а время включения последнего превосходило полагающиеся три секунды.

Алексей Нестерович ШелестАлексей Нестерович вызвался с помощью трех рабочих отрегулировать батарею. Начальство хотя и с недоверием, но согласилось. Причина оказалась в различии сопротивления каналов прохода воздуха. Шелест изменил сечения для прохода воздуха при помощи обыкновенной замазки. Велико было изумление главного инженера, когда через два часа Шелест доложил, что установка отлажена. Демонстрация тормозной батареи министру прошла успешно.

В августе 1907 года, выдержав конкурс, Шелест стал студентом Императорского Московского технического училища, где учился до 1915 года. В те годы двигатели внутреннего сгорания уже применялись на теплоходах и все шире в стационарных установках. Изобретатели ломали голову над их применением для локомотивов.

Однажды Шелесту попала в руки статья о работе швейцарского завода фирмы «Братья Зульцер». В ней говорилось, в частности, о проекте локомотива с двигателем внутреннего сгорания, где дизель был непосредственно связан с ведущими колесами. Для запуска главного двигателя имелся вспомогательный дизель-компрессор.

Алексей Нестерович написал по этой теме дипломную работу. Сравнивая тяговые свойства тепловоза «Братьев Зульцер» и паровоза такой же мощности, он пришел к выводу, что такой локомотив был бы излишне мощен при больших скоростях и недопустимо слаб при малых. Произведя расчеты, Шелест убедился, что техническая мысль конструкторов тепловоза «Братьев Зульцер» шла по неверному пути: необходимо сохранить поршневую расширительную машину, а вместо пара использовать газ, установив вместо паровозного котла генератор сжатых газов. Для этого надо предварительно сжимать атмосферный воздух в компрессоре, далее направлять его к двигателю. Продукты сгорания выпускать не в атмосферу, а направлять к расширительной машине поршневого или турбинного типа.

Задачка не из простых

22 ноября 1913 года Шелест подал заявку на изобретение локомотива с двигателем внутреннего сгорания — тепловоза. Патент получил 31 октября 1915 года. А 30 сентября 1915 года защитил дипломный проект — тепловоз своей конструкции.

Профессор Василий Гриневецкий, один из крупнейших авторитетов того времени в области теплотехники, на защите Шелеста сказал: «Разработанный им тип тепловоза и почти полный проект его имеет все данные для практического осуществления труднейшей задачи, над которой бесплодно бились до сих пор крупнейшие силы Запада, как то показывает практический неуспех попытки Зульцер-Дизеля Прусских железных дорог. Работа Алексея Нестеровича Шелеста, представленная в достаточно законченном виде, совершенно выходит за рамки ученической работы…»

Алексей Шелест удостоился звания инженера-механика, его оставили на преподавательской работе в училище. Вскоре научные авторитеты из Общества содействия научным открытиям и исследованиям в области естествознания, обсуждая тепловоз системы Шелеста, признали: «…одна из труднейших задач железнодорожной техники — применение двигателей внутреннего сгорания к локомотиву — разрешена изящно, просто и в полном соответствии со специальными требованиями подвижного состава. Изобретение открывает, в случае успеха, широкие перспективы русскому железнодорожному хозяйству».

В 1928 году в родном заведении Шелест открыл кафедру тепловозостроения и долгие годы являлся ее руководителем. Через четыре года он уже был профессором. Доктор технических наук, заслуженный деятель науки и техники РСФСР Алексей Шелест в 1943 году стал лауреатом Сталинской премии. Его грудь украшали два ордена — Трудового Красного Знамени и Ленина. Умер изобретатель тепловоза 8 января 1954 года.

Виктор ЕЛИСЕЕВ

, ,   Рубрика: Гениальные изобретения




Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

SQL запросов:70. Время генерации:0,959 сек. Потребление памяти:32.7 mb