«Не верю»

Автор: Maks Авг 24, 2018

Уже в древние времена, когда появился театр, выступавшие на подмостках актеры постоянно шлифовали свое мастерство. Правда, как они это делали, покрыто тайной веков. Но вот в XX веке один из служителей Мельпомены взялся за создание системы подготовки, позволяющей достичь высшего мастерства.

Константин Станиславский (настоящая фамилия — Алексеев) родился в Москве в 1863 году. Отец его, Сергей Владимирович Алексеев, был крупным фабрикантом. Поэтому после окончания гимназии юноша поступил работать на одно из его предприятий. Но главным в его судьбе стало то, что Алексеев-старший был большим поклонником театра, в том числе и домашнего. Поэтому в его особняке для сцены был специально построен зал, а в загородном имении для представлений был отведен флигель.

Путь на сцену

Частыми гостями на домашних спектаклях были уже тогда знаменитые актеры. И вот в одном из таких спектаклей состоялся дебют Константина Алексеева в роли Подколесина в гоголевской «Женитьбе». В 1886 году его избрали членом дирекции и казначеем Московского отделения Русского музыкального общества и состоящей при нем консерватории. Однако планы молодого мецената были более грандиозными — он вложил свои средства в создание Московского общества искусства и литературы и тогда же, продолжая выступать на сцене, взял себе псевдоним Станиславский. Очень скоро, при содействии опытного педагога Владимира Немировича-Данченко, на базе общества родился Художественный театр. И первая же постановка «Царь Федор Иоаннович» по трагедии Алексея Толстого вызвала восторженный отзыв публики и критиков.

Но самое главное, театр стал лабораторией по созданию системы подготовки актеров, позволяющей им достичь во время выступления на сцене максимальной достоверности в создании образов. И именно тогда Станиславским была произнесена знаменитая фраза: «Не верю!», ставшая характеристикой для плохой игры актеров. После революции Станиславский не стал эмигрировать, но вместе с Художественным театром много гастролировал по Европе и Америке. К сожалению, болезнь сердца поставила точку на карьере артиста, поэтому с 1928 года Станиславский, практически не выходя из квартиры, руководил созданной им Оперной студией Большого театра и продолжал работать над созданием системы. Свои наблюдения он изложил в труде «Работа актера над собой», который вышел уже после смерти автора, последовавшей 7 августа 1938 года. А кавалера орденов Ленина и Трудового Красного Знамени похоронили на Новодевичьем кладбище в Москве.

Руководство к успеху

Константин Станиславский

Константин Станиславский разработал систему подготовки актёров, которой до сих пор пользуются во всём мире

«Система Станиславского», которой пользуются до сих пор актеры во всем мире, содержит семь главных принципов. Первый принцип: «Действие — основа сценического искусства». Спектакль плетется из действий, каждое из которых должно вести к достижению определенной цели. Актер должен играть не посредством имитаций, а выстраивать цепочку элементарных физических действий, которые родят внутреннее переживание.

Второй принцип: «Не играть, а жить». При работе над ролью актер должен использовать свой жизненный опыт, а также фантазию, которая поможет ему поверить, что он совершает те же действия, что и его персонаж.

Принцип третий: «Анализ». Актер должен быть исследователем, детально изучить течение своего дня или проанализировать, как ведет себя человек, желающий понравиться хозяевам, к которым пришел в гости. Это поможет строить цепочку физических действий, а следовательно, и переживания героя пьесы.

Четвертый принцип: «Простота, логика и последовательность». Актер с каждым выходом на сцену должен заново переживать роль. Действия, мысли, чувствование в постановке должны быть логичными и последовательными.

Пятый принцип: «Сверхзадача». Режиссер должен обнаружить авторскую точку зрения и стремиться выразить ее, актеры должны принять, понять и проникнуться идеями своих героев, сверхзадача — выразить главную линию произведения.

Принцип «Коллективность» необходим для решения сверхзадачи, когда все члены труппы объединяют свои усилия в работе над спектаклем. «Необходимы взаимная уступчивость и определенность общей цели. Если артист вникает в мечты художника, режиссера или поэта, а художник и режиссер в желания артиста, — все и будет прекрасно. Люди, любящие и понимающие то, что они вместе создают, должны уметь столковаться… Любите искусство в себе, а не себя в искусстве».

И, наконец, седьмой принцип: «Воспитание театром». Искусство должно воспитывать тех, кто им занимается, творческую группу, а также зрителей. «Публика идет в театр для развлечения и незаметно для себя выходит из него обогащенная новыми мыслями, ощущениями и запросами благодаря духовному общению с ней авторов и артистов от сценических подмостков. Ведь когда двери закрываются и в зале гаснет свет, мы можем вливать им в душу все, что захотим».

Леонид ЛУЖКОВ

, , ,   Рубрика: Без рубрики




Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

SQL запросов:66. Время генерации:0,651 сек. Потребление памяти:33.86 mb