Несущие слово

Автор: Maks Окт 23, 2017

Во второй половине XIX века Россия вступила в полосу политических преобразований. Касались они и просвещения населения. И именно тогда на дорогах империи появились странники, которых стали именовать книгоношами.

В конце XIX века российскую интеллигенцию охватила мода на «хождение в народ». Образованным людям казалось, что крестьянству следует лишь открыть глаза на происходящее, как все общество разительно переменится. Однако к этому моменту в обществе уже были люди, распространяющие знания. Их называли книгоношами.

«Общество Святого Писания»

Однако книгоноши никакого отношения к революции и пропаганде не имели. Они были представителями «Общества Святого Писания». Именно об этом свидетельствовали надписи на выданных им металлических бляхах.

КнигоношиЭту общественную организацию в Санкт-Петербурге в 1863 году создали восемь человек под председательством Николая Астафьева: принявшие православие англичанин Нобс, датчанин Форгаммер, голландец фон Арк и четверо русских — Неандер, Белецкий, Заремба и Диле. Девизом стала цитата из Евангелия от Матфея: «Заблуждаетесь, не зная Писаний», а главной целью — распространение религиозной литературы вразнос в местах, где для этого существовали трудности. Например, на фабриках, заводах, в тюрьмах, больницах, казармах и деревнях на задворках империи. Общество снаряжало, в частности на деньги американского «Общества распространения Библии», книгонош и отправляло их в самые отдалённые уголки страны. Книги, Библии или псалмы были не очень дорогие: в тиснёном коленкоре — 30 копеек, в коленкоре с золотым крестом — 15 копеек, сброшюрованные — 2 копейки. По данным Общества, с 1863 по 1887 год было распространено почти полтора миллиона Библий, псалмов и других образцов духовной литературы. Сохранились и отчёты об экспедициях.

Например, о путешествии 1882 года в Сибирь. Тогда книгоноши начали свою миссию с Енисейска, где обошли почти все дома. Потом отправились в Красноярск, останавливаясь по пути в деревнях. Дорога была опасной, поскольку край «славился» обилием разбойников, которые в зимнее время облачались в белые одежды, маскировавшие их в придорожных снегах. Случалось, ради наживы даже убивали неосторожных путников. Поэтому книгоноши ночевали в деревнях, предварительно узнав у старосты или местного священника, чей дом для постоя считается безопасным. Из Красноярска пилигримы отправились в Иркутск, где продолжили свою миссионерскую деятельность, в частности, раздав бесплатные экземпляры в детском приюте и воспитанницам училища для девиц духовного звания. В мае, когда вся литература была реализована, книгоноши дождались, когда из Петербурга придёт новая партия литературы, и отправились на лодке к верховьям Лены, высаживаясь у прибрежных поселений.

Символ освобождения

Хотя на пути в 500 вёрст в основном им встречались буряты и олоны, пока ещё не обращённые в христианство. Действительно, внимание к отдалённым краям книгоноши проявляли особое. Например, один из них, сев на пароход «Нижний Новгород» в Одессе, отправился с партией литературы и в компании осуждённых преступников на Сахалин. И там, среди каторжников и солдат местного гарнизона, занялся распространением литературы. Надо заметить, что такая просветительская деятельность находила понимание не у всех представителей населения. Очень часто книгоноши подвергались не только насмешкам — перед ними даже вставала угроза физической расправы, особенно когда они проникали со «словом Божьим» в трактиры, увещевая пьяных посетителей. От их книг отказывались политзаключённые, а солдаты требовали вместо духовной литературы сказки и былины. Зато Библии были востребованы арестантами — какое-никакое, а развлечение за решёткой.

И в заключение стоит упомянуть об ещё одной категории книгонош, которая появилась приблизительно в то же время на территории Литовского княжества. С 1864 года там было запрещено печатать книги, в том числе буквари, официальные издания, газеты на литовском языке. Взамен вводилась «гражданка» — литовская письменность кириллическими буквами. Вот тогда, по инициативе епископа Мотеюса Валанчюса, в 1867 году было организовано издательство печатной продукции на литовском языке в Восточной Пруссии и США. А доставку на территорию Литвы взяли на себя контрабандисты, в основном из числа крестьян, хорошо знавших приграничные территории.

Леонид ЛУЖКОВ

  Рубрика: Забытое ремесло


Комментариев к записи: 1

  1. Всегда находились истинно верующие, которые не смотря на тяготы и лишения длительных путешествий, рискуя жизнью, несли слово божье людям.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Solve : *
10 + 22 =


SQL запросов:62. Время генерации:1,218 сек. Потребление памяти:31.59 mb