Неудачник из Хорна

Автор: Maks Мар 26, 2018

Шкипер Виллем Бонтеке не принадлежал к числу великих мореплавателей. Он не открывал новых земель, его именем не назван ни один географический объект на Земле. Однако именно он стал для нескольких поколений жителей Нидерландов живым воплощением образа настоящего морского волка.

Судьба голландского порта Хорн во многом повторяла биографию всей страны. В начале XVII века, когда наступил золотой век Нидерландов, расцвет пришел и сюда. Город стал базой могущественной Голландской Ост-Индской компании, которая вела торговлю чаем, тканями, пряностями, опиумом и другими экзотическими товарами с дальними странами. Каждый день отсюда отправлялись десятки кораблей к берегам Японии, Китая, Цейлона, Индонезии и тихоокеанских островов. А у соседних пирсов швартовались те, кто вернулся из дальних рейсов с драгоценным грузом. Город приобрел славу родины великих мореходов. Один из них, Виллем Схаутен, в 1616 году даже назвал в честь Хорна самую южную (как считалось на тот момент) точку Южной Америки — известный всем мыс Горн.

К далеким берегам

Виллем БонтекиВ 1587 году в семье хорнского капитана и владельца собственного судна родился Виллем Бонтеке. К тому времени, когда город вовсю переживал свой небывалый взлет, Виллем был уже капитаном на корабле отца. Торговля шла бойко, и семья Бонтеке богатела день ото дня. Однако в 1617 году удача изменила им.

Очередной рейс закончился настоящей катастрофой — корабль Виллема Бонтеке взяли на абордаж берберские пираты, державшие в страхе все окрестности Северной Африки. Корабль и груз оказались в руках морских разбойников, а самого капитана уже собрались продать в рабство. К счастью, родственники смогли спасти его от гребной скамьи на галере, выкупив Виллема.

Поразмыслив, он решил наняться на службу в Голландскую Ост-Индскую компанию. Имея опыт дальних рейсов, он без труда получил место шкипера на корабле «Новый Хорн». Формально старшим на борту при этом был глава торговой миссии. 28 декабря 1618 года «Новый Хорн» в составе каравана из шести кораблей покинул порт, отправившись к берегам Явы.

Благополучно обогнув Африку, судно Бонтеке к маю 1619 года добралось до мыса Доброй Надежды. Однако поеле этого начались неприятности. Многие члены команды заболели цингой, и «Новый Хорн» был вынужден надолго задержаться на маленьких островках неподалеку от Мадагаскара. Проведя там почти месяц, Бонтеке и его люди безнадежно отстали от основного каравана. Пересекать Индийский океан им предстояло самостоятельно.

Экипаж вполне достойно справился с этой задачей. Однако 17 человек все же умерли в пути от болезней. Уже осенью 1619 года корабль все-таки почти достиг цели. На радостях Бонтеке разрешил команде откупорить бочонок с бренди, чтобы отпраздновать близкое завершение изнурительного плавания. В разгар веселья один из матросов уронил свечу, и крепкий напиток вспыхнул. Корабль оказался объят пламенем.

Пожар можно было бы погасить, если бы огонь не подобрался к бочонкам с порохом. Прогремевший взрыв унес жизни более сотни членов экипажа, а сам Бонтеке получил серьезные ожоги. Несколько десятков человек успели покинуть гибнущий корабль на двух шлюпках.

Выжить тобой ценой

Смастерив из своей одежды подобие парусов, выжившие направили лодку туда, где, как им казалось, находилась ближайшая суша. Однако вскоре обнаружили, что ошиблись с направлением и теперь находятся посреди открытого моря.

Бонтеке как мог пытался поддержать среди остатков своего экипажа дисциплину. Но с каждым днем это становилось все сложнее. От голода, жажды и жары люди теряли рассудок. Чтобы выжить, им приходилось пить собственную мочу. Изредка удавалось поймать летучую рыбу. Через несколько дней пошел дождь, буквально спасший людей от неминуемой смерти. Однако к тому моменту несколько человек уже успели напиться соленой морской воды и сойти с ума окончательно.

С голодом дела обстояли еще хуже. На 10-й день после кораблекрушения самые отчаянные члены команды стали настаивать на том, чтобы зарезать и съесть корабельных юнг, как самых молодых и бесполезных. Шкиперского авторитета Бонтеке хватило на то, чтобы договориться отложить это ужасное дело на три дня. К счастью, на исходе третьих суток измученные моряки увидели землю.

Высадившись на Суматру, команда погибшего «Нового Хорна» обнаружила, что их злоключения не закончены. Им пришлось выдержать несколько серьезных столкновений с местными, в ходе которых погибли около 15 человек. Лишь 55 счастливчикам удалось переправиться на Яву и добраться до столицы Голландской Ост-Индии — города Батавия (ныне — Джакарта). Был среди них и Виллем Бонтеке. Здесь их принял губернатор Ян Кун, которому нужны были опытные моряки.

Так Виллем Бонтеке стал капитаном третьего корабля, на котором выполнял поручения Куна, в основном уже не торгового, а военного свойства — Голландская Ост-Индия яростно дралась с колонизаторами-конкурентами, тоже желавшими обосноваться в этом прибыльном местечке. Неудачи продолжали преследовать Бонтеке — однажды его корабль угодил в тропический ураган, и от гибели его со всей командой спасло буквально чудо.

Несмотря на все невзгоды, в 1625 году Виллем Бонтеке все же вернулся в родной Хорн. Здесь он сложил полномочия шкипера, а через год благополучно женился. Ему довольно щедро заплатили за службу, так что остаток жизни он провел в достатке и покое, мирно скончавшись в 1657 году.

Литературный талант

Скорее всего, имя Виллема Бонтеке никогда не стало бы широко известно. Мало ли шкиперов-неудачников побывало на службе у Голландской Ост-Индской компании! Однако он умудрился оставить заметный след в истории. Пережитые приключения произвели на него столь сильное впечатление, что он описал их в пространных мемуарах с напыщенным заголовком в три строки. Большими литературными достоинствами «Журнал Бонтеке» (как его обычно называют для краткости) не обладал. Но зато он попал в руки к работавшему в Хорне предприимчивому издателю и талантливому редактору Яну Дёйтелю.

Он увидел в сочинении шкипера хороший потенциал и, переписав его почти полностью, превратил заурядные мемуары в настоящий шедевр приключенческой литературы. В 1646 году роскошно проиллюстрированный красивыми гравюрами «Журнал Бонтеке» был издан. И моментально стал бестселлером. До 1800 года он выдержал 60 изданий и был переведен на несколько языков! Приключениями шкипера зачитывались по всей Западной Европе. А его имя стало почти нарицательным, означая просоленного морского волка, не страшащегося никаких испытаний.

С наступлением XIX века в моду вошли иные герои. Сменились и литературные предпочтения, так что отредактированные Дёйтелем воспоминания шкипера Бонтеке постепенно стали забываться. Но спустя еще столетие они совершенно неожиданно обрели новую жизнь. Да какую!

В 1924 году молодой нидерландский литератор Йохан Фабрициус выпустил приключенческий роман «Юнги Бонтеке». По сути, это был бойкий пересказ «Журнала Бонтеке», но поданный с точки зрения трех мальчишек-юнг. Тех самых, которых собирались съесть в шлюпке озверевшие матросы. Разумеется, Фабрициус, специализировавшийся на приключенческой литературе, изрядно усилил некоторые аспекты. Бонтеке в его произведении превратился в бывалого морехода, служить на корабле которого почитает за счастье каждый житель Хорна.

Трое юнг — Хайо, Рольв и Пэдди — стали любимыми героями голландских подростков. Эту популярность они сохранили и до нашего времени. В 2007 году нидерландские кинематографисты сняли фильм, который в русском переводе назывался «Повелители шторма». В нем юнги окончательно оттеснили самого Бонтеке на второй план, став главными участниками всех ключевых событий — и взрыва корабля, и спасения от кровожадных туземцев.

Ничего удивительно, что в Хорне (который сейчас уже потерял выход к морю, но зато превратился в крупный железнодорожный узел) установлен памятник трем юнгам. Впрочем, нашлось в городе место и для бюста Виллема Бонтеке. Дом, в котором он жил, имеет статус исторического памятника, а имя знаменитого шкипера в свое время носил пароход.

Виктор БАНЕВ

  Рубрика: Великие первопроходцы 536 просмотров

Предыдущая
⇐ ⇐
⇐ ⇐

https://zagadki-istorii.ru

Домой

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

SQL запросов:44. Время генерации:0,305 сек. Потребление памяти:9.67 mb