«Ну, заяц, погоди!»

Автор: Maks Мар 10, 2017

Знаменитые советские мультфильмы, такие как «Ну, погоди!», «Чебурашка», «Трое из Простоквашино», «Кот Леопольд», навсегда вошли в историю не только советской, но и мировой анимации. Они стали классикой, и хотя большинство этих мультиков создавалось в 60-70-е годы прошлого века, их с изумлением и радостью смотрят малыши нынешнего времени.

Советские мультфильмы стали образцовыми произведениями, классикой, на которую равняются до сих пор. Ювелирно сделанные, наполненные идеями доброты, человечности, радости, эти мультики известны не только в России, но и во всем мире, значительно потеснив диснеевские фильмы на мировом рынке мультипликации. Так как же в Советском Союзе зарождался этот вид киноискусства?

Начало эпохи

Первый мультик в России был создан в 1906 году, задолго и до революции, и до эпохи Диснея на Западе. Его автором был балетмейстер Мариинского театра Александр Ширяев. Мультик, снятый на 17,5-миллиметровую кинопленку, представлял собой 12 танцующих фигурок на фоне неподвижных декораций.

В Советском Союзе отечественная мультипликация зародилась в 1924-1925 годах. Специально для этого вида киноискусства в Москве была создана небольшая студия «Культкино». Там собрался замечательный коллектив первых советских художников-мультипликаторов, и лишь за первый для студии 1924 год они выпустили целую серию мультфильмов: «Германские дела и делишки», «История одного разочарования», «Советские игрушки», «Случай в Токио», «Юморески».

Нужно отметить два важных обстоятельства. Во-первых, конечно, все эти мультики были элементами политической пропаганды. Но иначе в Советской России того времени и быть не могло — там все подчинялось пропаганде.

И, во-вторых, первая советская мульт-студия не обладала той техникой, которая к тому времени уже была у Уолта Диснея и которая позволила гениальному американцу поставить на поток мультфильмы, ставшие мировой классикой.

Перед советскими мультипликаторами тоже поставили задачу выпустить как можно больше рисованных агиток. С этой задачей «Культкино» справилось, но для этого пришлось существенно упростить технологию производства мультфильмов.

Она, надо честно признаться, была настолько примитивной, что сейчас ее легко может воспроизвести в домашних условиях любой ребенок. Это была технология плоских марионеток.

Из плотной бумаги или картона вырезали плоские марионетки. В местах сочленений их скрепляли шарнирами. Марионетка накладывалась либо на стекло съемочного стола, за которым находился рисованный фон или панорама, либо непосредственно на рисованную декорацию — место действия для персонажей фильма.

Но советские художники и режиссеры стремительно развивались и совершенствовали мастерство. Причем, обратите внимание, тогда никто из них еще не видел картин Уолта Диснея — их просто не было в Советском Союзе. То есть путь к эпохе рисованных мультиков наши мастера прокладывали самостоятельно.

Первый такой рисованный мультфильм был создан в Советском Союзе уже в 1925 году. Назывался он «Китай в огне». Конечно же, это тоже была политическая агитка, скорее памфлет, чем художественное произведение, причем очень невысокого качества как в плане режиссуры, так и в плане технического исполнения. Но тем не менее для советской мультипликации это был технологический прорыв.

А два года спустя, в 1927 году в СССР вышел на экраны первый детский мультик. Он назывался «Сенька-Африканец» и был снят по мотивам сказок Корнея Чуковского. В том же году появляется и еще один рисованный детский мультфильм по сказке Чуковского — «Тараканище». Но все это было лишь разгоном для полета советской мультипликации.

Как рождались шедевры?

Ну, заяц, погоди!Нет сомнений, что по-настоящему эра расцвета у нас этого вида киноискусства, породившая мультфильмы, ставшие мировой классикой наравне с картинами Диснея, началась с создания киностудии «Союзмультфильм».

Эта студия объединила все небольшие мультстудии, которые к этому времени работали — в основном в Москве и Ленинграде. «Союзмультфильм» был создан 10 июня 1936 года. Правда, сначала она называлась «Союздетмультфильм», а в «Союзмультфильм» ее переименовали в августе 1937 года.

Именно там создавались мировые шедевры, которые навсегда запомнились многим поколениям советских людей.

Нужно отметить одно важное обстоятельство. За два года до создания «Союзмультфильма», в 1934 году Уолт Дисней послал Московскому кинофестивалю рулон пленки, на котором были короткометражные фильмы с Микки-Маусом.

Знаменитый советский режиссер мультфильмов Федор Хитрук, который тогда был просто мультипликатором, впоследствии вспоминал, что он был поражен не столько художественными достоинствами хулиганистого мыша, сколько технологиями Диснея, плавной сменой кадров, красками и другими возможностями, которые открывали для советских мультипликаторов диснеевские методы создания фильмов.

Безусловно, в технологическом плане «Союзмультфильм» на первом этапе практически полностью копировал технологии студии Уолта Диснея.

Но нужно отметить одно важное обстоятельство. Наши художники изначально взяли курс не на совершенствование механических движений персонажа, а на создание кинообраза каждого из героев картин, их детальную художественно-психологическую проработку.

Вот пример. Наверное, многие видели диснеевского Винни Пуха. Хороший мультфильм, но… согласитесь, образ диснеевского медвежонка и его друзей как-то не слишком «цепляет».

А теперь вспомните нашего, союзмультфильмовского Винни Пуха, который был создан Федором Хитруком в 60-х годах прошлого века.

При общем повторении сюжетной линии советские Винни Пух, Пятачок, Сова, ослик Иа-Иа — потрясающие по художественной проработке персонажи, которые на всю жизнь запомнились всем, кто хоть раз видел их. После выхода картины проводился своеобразный опрос — кто лучше, Дисней или Хитрук? Подавляющее большинство опрошенных высказалось именно за нашу версию. Позже, по словам Хитрука, его версия понравилась даже диснеевскому режиссеру Вольфгангу Райтерману.

В 1968 году вышел мультфильм «Малыш и Карлсон», а в 1970-м — продолжение «Карлсон вернулся». Кстати, на студии собирались выпустить и третий фильм этой серии, но проект не был реализован.

Советский мультипликационный сериал про кота Леопольда и донимающих его мышей-хулиганов снимался на Творческом объединении «Экран» с 1975 по 1987 год. На момент создания мультсериала у «Экрана» еще не было художественной мастерской. Поэтому первые две серии («Месть кота Леопольда» и «Леопольд и золотая рыбка») не рисовались, а были сделаны техникой перекладывания.

В 1969 году «Союзмультфильмом» был создан бессмертный мультик про Чебурашку по мотивам книги Эдуарда Успенского.

И наконец, в том же 1969 году появился мультфильм «Ну, погоди!». Кстати, этот мультсериал был госзаказом. Чиновники решили дать наш ответ диснеевским мультикам и выделили довольно серьезный бюджет. Требования заказчиков ограничивались просьбой сделать что-нибудь смешное. Просьба, безусловно, была выполнена, а «Ну, погоди!» стал бессмертной классикой. Список шедевров «Союзмультфильма» можно продолжать очень долго, но стоит поговорить о финансовой стороне дела.

Что почем?

Нужно отметить, что в Советском Союзе производство и обычных кинокартин, и, конечно же, детских мультфильмов финансировалось из госбюджета, так как этот вид искусства был наиболее массовым, государство заботилось об эстетическом и идеологическом образовании населения. Ну а на детей вообще денег в СССР никогда не жалели.

А вот после краха советской системы в начале 1990-х годов для советской мультипликации наступили очень сложные времена. Для того чтобы хоть как-то выжить в условиях «экономических преобразований и рыночной экономики», студия «Союзмультфильм» была вынуждена продать права практически на всю советскую классику зарубежным компаниям, и лишь в начале 2000-х годов эти права удалось юридически вернуть.

В итоге студия начала обретать новую жизнь. Сменилось руководство, появились новые сотрудники, начались съемки новых мультфильмов, многие из которых уже успели получить награды на различных фестивалях. Также возобновились съемки популярного мультжурнала «Веселая карусель», полным ходом идет создание полнометражного мультфильма «Суворов» и многих других шедевров российской мультипликации.

Дмитрий ГРИГОРЬЕВ

, , ,   Рубрика: Назад в СССР


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

SQL запросов:42. Время генерации:0,419 сек. Потребление памяти:28.71 mb