Объединяя империю

Автор: Maks Мар 3, 2018

На берегах китайских рек можно увидеть храмы, которые пережили даже так называемую «культурную революцию» в середине 1960-х годов, когда уничтожались все артефакты, имеющие отношение к древней истории Поднебесной. Мало кто знает, что посвящены они инженеру!

В середине III тысячелетия до нашей эры в Китае процветала высокоразвитая цивилизация. Важной проблемой для населения была защита полей от катастрофических наводнений, которые были не редкостью. Одновременно было необходимо обеспечивать удобные средства передвижения по воде.

Легенда о Великом Юе

Из этого периода древнейшей истории Китая до нас дошла легенда об инженере-гидростроителе Великом Юе. Местное население, желая защитить себя от грозной стихии наводнения, строило земляные дамбы и насыпи. Однако из-за отсутствия опыта и несовершенства методов строительства, эта деятельность не приносила желаемых результатов. Так обстояли дела до тех пор, пока к императору Яо не пришел инженер по имени Юй и не представил ему необыкновенный план обуздания грозной водной стихии.

Каналы Древнего КитаяВ 2283 году до нашей эры император поручил Юю руководство водным строительством по всей Поднебесной. Юй впервые применил в Китае метод очистки и углубления русла рек, прокладки каналов с использованием большого количества рабочих. По преданию, Юй в течение восьми лет довел хозяйство страны до расцвета. Проекты своих работ он составлял на базе тщательного исследования местных гидрографических условий с учетом свойств воды.

Великий инженер быстро получил известность во всем государстве. Император приблизил его к себе, сделал регентом, а затем и официальным наследником. Вступив на престол, Юй правил 45 лет и положил начало династии Ся. Позднее легенда о Великом Юе превратилась в культ. В честь гениального строителя стали воздвигать храмы.

В основе мифа о Великом Юе, по всей видимости, лежат действительно происходившие события. Возможно, в лице героя объединены несколько выдающихся инженеров времен раннего гидростроительства. На протяжении всего существования Срединной Империи многие поколения строителей продолжали непрерывно исправлять и расширять местные водные системы, которые со временем стали соединяться между собой.

Грандиозный проект

Таким образом, в Поднебесной возникла густая сеть каналов, обеспечивающая орошение обширнейших территорий и связывающая водными путями сообщения важные экономические и торговые центры страны. Многие древние каналы существуют и по сей день. Например, оросительная система вокруг города Чэнду, построенная во II столетии до нашей эры выдающимися инженерами, отцом и сыном Ли Пином и Ли Эрлангом.

Благодаря труду огромных человеческих масс и применению такого простейшего устройства, как черпальное колесо, китайцы орошали огромные территории. В частности, около 2500 года до нашей эры почти 50 тысяч квадратных километров пустынной, засушливой территории провинции Сычуань были превращены в урожайные поля для возделывания пшеницы и риса. А все благодаря гидросооружениям, построенным на реке Миньцзян.

Даже после того, как монголы завоевали Китай, новые императоры поддерживали традиции в этой технической области. Причем знаменитый хан Хубилай, оказавшийся под сильнейшим влиянием китайской научной мысли и культуры, сумел осуществить проекты, о которых на протяжении многих веков мечтали местные жители. Этой мечтой было воссоединение бассейнов рек Хуанхэ и Янцзы.
Великий императорский канал, проект которого по приказу Хубилая разработал талантливый инженер Куо Чо, состоял из многих участков, построенных за сотни лет. В 1289 году многочисленная армия наемных рабочих приступила к их очистке и ремонту. Спустя четыре с половиной года последний участок, протяженностью 130 километров, строили более 20 тысяч человек.

Сведения о строительстве этого грандиозного сооружения в Европу привез путешествовавший по тому региону знаменитый венецианский исследователь Марко Поло. Именно он первым указал в отчете, что общая длина канала составила свыше 1000 километров, да еще плюс 150 километров вспомогательных ответвлений, подходящих к нескольким тысячам населенных пунктов. Канал не только обеспечивал население пресной водой, но и способствовал стремительному развитию торговых отношений. Конечными пунктами канала были города Пекин и Ханчжоу.

Сергей УРАНОВ

,   Рубрика: Версия





Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

SQL запросов:65. Время генерации:0,637 сек. Потребление памяти:38.79 mb