Обитель в Русской Палестине

Автор: Maks Ноя 20, 2017

Старинные церковные предания гласят, что во время кровавых гонений на христиан в Римской империи многие приверженцы новой веры разбрелись по свету в поисках пристанища. Однажды несколько таких изгнанников, добравшись до придонских земель, решили поселиться здесь — уж очень сильно эти места напоминали ландшафты святой Палестины. Вскоре в пещерах здешних меловых гор, которые укрывали переселенцев от набегов кочевников, были устроены первые христианские храмы. Предание гласит, что спустя века на этом благодатном месте был основан Костомаровский Свято-Спасский женский монастырь, что ныне является одной из самых значимых святынь Воронежской области.

Колыбель русского православия

К выводу о том, что пещерные храмы Костомаровского монастыря были основаны еще на заре христианства, пришел археолог-любитель Д.М. Струков, обнаружив, что их устройство по структуре с удивительной точностью совпадает с подземными сооружениями в Каппадокии, которые долгое время служили убежищем первым приверженцам Иисуса Христа. Однако официальная наука утверждает, что «обживать» придонские пещеры стали в VIII-X веках, когда во времена иконоборчества сюда из Византийской империи сбежали в поисках укрытия многие монахи и священники, недовольные политикой монархов. Благодаря их трудам в основаниях меловых Див (столбов-останцев) появились входы в пещерные храмы и кельи, и отсюда христианская вера начала распространяться по Русской земле. Но спустя несколько веков из-за постоянных набегов кочевников придонские земли пришли в запустение, и заново древнейшая обитель возродилась в XVII веке, когда здесь поселились беглые иноки-малороссы, не признававшие унию.

Удивительно, но широко известен русским верующим Костомаровский Спасский монастырь стал только лишь в конце XVIII столетия. К тому времени он считался скитом Белгородского мужского монастыря, а в его строгих крохотных влажных подземных кельях совершали свой духовный подвиг иноки-затворники.

Подземные святыни

Костомаровский Свято-Спасский женский монастырьСегодня же Костомаровская обитель является женским монастырем, а еще ее частенько называют центром Русской Палестины. Такое прозвище монастырь получил потому, что с незапамятных времен прилегающие к нему места носят старинные библейские названия — Фавор, Кедрон, Гефсимания, и здесь даже есть своя Голгофа с поклонным крестом. Однако самые интересные и загадочные святыни обители скрыты под землей, где на протяжении веков строились поистине великолепные сооружения.

Главным храмом Костомаровской обители считается собор Спаса Нерукотворного, расположенный в древней пещере. Вход в него находится у подножия двух меловых столбов, которые соединяет старинная звонница. Трудно поверить, но в просторном приделе этой церкви, свод которой покоится на 12 высоких меловых колоннах, могут разместиться одновременно две тысячи человек. Казалось бы, зачем небольшому монастырю такое вместительное помещение? Оказывается, здесь «заказывала музыку» сама история. Несколько столетий назад храм был укрепленным форпостом на случай неожиданного набега. Вход в него был надежно укреплен, также имелись здесь свой колодец и тайный ход, ведущий наружу.

Теперь же службы в Спасском храме проходят только в теплое время года, кроме праздников Рождества и Крещения, зимой же богослужения устраивают в новой наземной церкви Пресвятой Богородицы, строительство которой было закончено в конце прошлого века.

Второй же придел храма, посвященный Вере, Надежде, Любови и матери их Софии, имеет более «скромные» размеры. Известно, что строили его сами монахи-затворники и работы по обустройству этой части собора не прекращались даже в советское время.

Надо сказать, что меняется облик подземных храмов обители и в наши дни. Так, церковь Серафима Саровского, заложенная в начале XX века, была достроена несколько десятилетий назад. Говорят, что после освящения храма в 2005 году батюшка Серафим не раз являлся здесь сестрам обители, как бы указывая на то, что ему пришлась по сердцу новая посвященная ему святыня.

Следует отметить, что стены каждого подземного храма украшают уникальные иконы, вырезанные прямо в меловой породе. Причем многие новые образа были изготовлены в наши дни.

Расстрелянная Богородица

В Спасском храме хранится и главная святыня обители — икона Валаамской Божией Матери, подарок императора Александра I. Предание гласит, что, пребывая в Костомаровском монастыре. государь обратил внимание на влажность подземных храмов, а потому, вернувшись в Санкт-Петербург, он попросил поставщика икон для императорского двора В.В. Шокарева написать особый образ — на металле. Монахи очень дорожили и гордились этим подарком, однако в эпоху воинствующего безбожия все изменилось. При первой попытке закрытия монастыря в 1922 году один из комиссаров в припадке гнева выпустил в образ шесть пуль. Вандал целился в лики Богоматери и Младенца, но чудесным образом ни один из выстрелов не достиг цели. Позднее укрытая в одной из пещер обители икона пережила смутные времена, а после открытия монастыря в 1993 году была вновь перенесена в храм Спаса.

В 2001 году икона явила монахиням и прихожанам свое первое чудо — на ней выступило несколько капель крови, после чего образ закрыли стеклом, чтобы верующим было удобнее к ней прикладываться. Сегодня в монастырской летописи перечислено уже немало чудес, сотворенных этой иконой, кроме того, говорят, что она может подавать знамения о будущем. Так, если искренне верующий человек помолится образу и обратится к нему с просьбой, он должен внимательно посмотреть на лики Богородицы и ее Сына. Ласковые и добрые улыбки на их устах сулят благоприятный исход дела, а если же Богоматерь вдруг «нахмурится», то просящему следует отказаться от своей затеи.

Отпусти мне, батюшка, грехи…

Кроме церквей, в подземельях обители находится еще несколько почти легендарных сооружений. Одним из таких является пещера Покаяния, которая еще сто лет назад была известна всей России. Это сооружение представляет собой длинный низкий подземный коридор длиной 220 метров. Ведет он к небольшой келье, и, приближаясь к ней, становится заметно, что свод коридора опускается все ниже и ниже. Дело в том. что до 1917 года в пещеру Покаяния съезжались грешники со всей страны, чтобы облегчить свою душу. Проходя на исповедь к старцу-затворнику, посетители шли, склонив голову, а переступали порог его кельи, согнувшись в глубоком поклоне. Считалось, что покаяние в Костомаровской обители избавляло человека от самого страшного прегрешения, и ради этого даже высокородные господа стойко переносили наложенную на них суровую епитимью, которая чаще всего заключалась в тяжелой физической работе при храме.

Некоторые из принимавших исповедь монахов жили в так называемых затворах — крохотных подземных кельях, из которых в обители сохранилось всего три. Сегодня трудно поверить в то, что затворники практически никогда не покидали места своего «подвизания». Еду они получали через небольшие оконца на дверях келий, туда же верующие и паломники подавали записки с просьбами помолиться о себе и близких. Надо сказать, что в окрестностях Костомаровской обители до сих пор ходят слухи о том, что самые твердые в вере схимники не покинули монастырь после его закрытия в советское время. Зная, что за неподчинение новым властям им грозит расстрел, затворники укрылись от гонителей в дальних, неизведанных досужими людьми пещерах, где и несли свой духовный подвиг до самой смерти. Подтверждением тому служат рассказы жителей поселка Костомарово, которые в 50-60-е годы прошлого века несколько раз ночной порой видели бродившие возле обители фигуры монахов в рясах и остроконечных колпаках.

Елена МУРОМЦЕВА

  Рубрика: Религии мира




Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Solve : *
3 + 7 =


SQL запросов:60. Время генерации:0,754 сек. Потребление памяти:31.59 mb