Обманщик Дионис

Автор: Maks Мар 20, 2017

Вакханалии — так назывались у римлян оргиастические празднества в честь бога Вакха (греческого Диониса). Они пришли с Востока через Грецию и распространились сначала на юге Италии и в Этрурии. А ко II веку до нашей эры добрались до самого Рима.

Первоначально в вакхический культ посвящались только женщины. Причем обязанности жриц поочередно исполняли римские матроны, то есть представительницы знати. Вакханалии в Риме проводились тайно, под покровом ночи. Женщины собирались в роще Симилии возле Авентинского холма. Со временем к культу приобщились и мужчины, а торжества так полюбились, что стали проходить пять раз в месяц.

Сенат против!

Дальше больше — на празднества стали приглашать людей низших слоев и даже рабов, из-за чего знатные матроны отвернулись от культа. Когда численное преимущество перешло к простонародью, вакханалии превратились в праздник разгула самых диких страстей. Римский историк Тит Ливий не жалеет красок для описания их самых мрачных сторон: пьянство, распутство, доносы, лжесвидетельства, насилия и убийства.

В 186 году до нашей эры римский сенат принял постановление о запрещении вакханалий в Риме и по всей Италии. Сохранилась даже бронзовая доска, содержащая текст постановления сената. Она была обнаружена в 1640 году в регионе Калабрия, на юге Апеннинского полуострова, а ныне хранится в Вене.

Постановление сената предписывало всем, считающим для своей совести необходимым принимать участие в вакханалиях, то есть священнодействиях, посвященных Вакху, богу виноделия, зарегистрироваться у городского претора и принимать участие в них только с санкции сената. В постановлении специально оговаривался запрет иметь жрецов, должностных лиц и общую кассу для посвященных в культ Вакха. Равно как и давать обеты и клятвы верности друг другу. Другими словами, воспрещалось создание какой бы то ни было тайной организации. Против неподчинившихся предписывалось возбуждать уголовное дело.

Греческие менады

Греческие менадыВо II тысячелетии до нашей эры индоевропейские племена (будущие эллины) заселили южные части Балканского полуострова. Столетиями они вели патриархальный образ жизни: крестьяне занимались земледелием и скотоводством, причем сельские женщины вели всю домашнюю работу — пряли, ткали, носили воду, кормили животных. Когда они отправлялись в лес или к источнику, их, как правило, сопровождали мужчины-родственники.

Жители греческих городов-полисов по образу жизни постепенно стали отличаться от селян. В городах мужчины овладевали ремеслами, занимались судоходством, вели торговые дела и общественную работу. При этом они часто посещали соседние города, праздничные процессии, олимпиады. Другое дело — городские женщины. Выполняя все ту же домашнюю работу, они оставались фактически запертыми, как птицы в клетке, на долгие годы.

Как известно, греки почитали всемогущего громовержца Зевса, восседавшего на горе Олимп. Всем олимпийским божествам возводились храмы и алтари, где совершались ритуальные жертвоприношения.

Вдруг, где-то в VII-VI веках до нашей эры, повсюду в Элладе стало происходить нечто странное и непонятное. Горные леса временами оглашались пением и криками: то были толпы женщин, которые носились среди деревьев с распущенными волосами, с венками из плюща на головах, одетые в звериные шкуры. В руках они держали тирсы — палки, обвитые хмелем и виноградом.

Женщины предавались исступленным пляскам под звуки тимпанов и флейт, в то время как от земли поднимался дурманящий дым сжигаемых конопли и смолы. Ночью колеблющийся свет факелов освещал фантастические картины шабаша.

Согласно преданиям, впервые вакханки (или менады), как стали называть женщин, убегавших в лесные чащи вслед за служителями культа Диониса, объявились в Орхомене. Однажды, когда там новоявленный жрец созывал всех девушек и женщин в леса и горы на веселое празднество в честь бога вина, три дочери местного царя Миния, узнав об этом, не захотели идти на праздник, так как не желали признавать Диониса богом. Для них он был всего лишь восточным пришельцем. Всем прочим женщинам Орхомена этот факт был безразличен, и они, увитые плющом подобно своему божеству Дионису, с тирсами в руках носились по ночам в местных рощах и громкими криками славили его имя.

По легенде, дочерей царя Орхомена в наказание за то, что они остались дома и спокойно пряли и ткали, не желая ничего слышать о новом божестве, остроумный Дионис превратил в летучих мышей. Согласно еще одному греческому мифу, возмущенный тем, что его культ никак не признают в Греции, Дионис, прибывший из Азии со свитой менад, остановился в Фивах. Здешний царь Пенфей, несмотря на полученное предостережение, также запретил отправление оргиастических обрядов. Мстительный Дионис снова отыгрался на женщинах из царского дома, поразив их безумием. Пенфея в итоге растерзали менады.

Назло запретам

Драматические события далекого прошлого, происходившие в Греции, в том числе и в Фивах, были обыграны в трагедии «Вакханки», созданной Еврипидом в V веке до нашей эры. По его мнению, ретроград Пенфей не принял Диониса, потому что бог этот был «чужестранец и чародей… вся в золотистых кудрях его голова… сам с лица румяный, и нега Афродиты у него в глазах; обманщик дни и ночи с девицами проводит, учит их он оргиям ликующего бога…»

Пенфей боялся силы вина, приводившего вакханок в экстаз. Но один из слуг Пенфея, набредший на них на рассвете, рассказывал царю, что видел их одетыми в козлиные шкуры, обвитых плющом и змеями. На руках они держали козлят или волчат. Экзальтированные женщины раздирали животных голыми руками на части и поедали их, упиваясь кровью.

Большинство современных ученых полагает, что женщины, слишком долго жившие взаперти и порабощенные мужьями, на этих диких лесных празднествах как бы брали реванш. Насколько суровы были к ним общественные законы, настолько же велик был энтузиазм их разнузданных радений. Едва раздавался призывный клич, как они переставали быть матерями, дочерьми, женами. Они покидали очаги и прялки и с этого мгновения всецело принадлежали божеству производительной мощи природы. Дионисизм показал, что под покровом здравого смысла и упорядоченной законами жизни клокотало пламя, готовое в любой момент вырваться наружу.

Кроме того, полагают историки, сказался рост экономической активности, охвативший в VIII-VI веках до нашей эры греческие полисы. А также демографический взрыв, который привел к широкой территориальной экспансии греков — колонизации побережья Средиземного моря. Всему этому способствовали оживленные контакты греческого мира, прежде всего со странами Востока. Поселившись на юге Италии, греки принесли туда с собой культ Диониса-Вакха.

Когда римский сенат выступил противником вакханалий, последовали аресты злостных нарушителей постановления. Следствием этого было множество казней, ссылок и заточений. Но, несмотря на тяжесть наказаний, вакханалии не были искоренены, во всяком случае на юге Италии, очень долгое время.

Меры, принятые к пресечению собраний участников вакханалий, свидетельствуют, по мнению современных историков, о беспокойстве римского сената по поводу того, что под видом священнодействий могли скрываться тайные союзы и организации, направленные на подрыв устоев всей Римской республики.

Ирина СТРЕКАЛОВА

, , , ,   Рубрика: Религии мира


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Solve : *
15 + 4 =


SQL запросов:46. Время генерации:0,502 сек. Потребление памяти:27.48 mb