Обнимающий шею

Автор: Maks Янв 23, 2018

На протяжении тысячелетий человека окружают разные вещи, со временем претерпевающие удивительные трансформации. Обычный шарф, который каждый из нас носит на шее, за свою более чем 2-тысячелетнюю историю служил людям не только красивым аксессуаром, но и, прежде всего, защитником от простуд.

«Не галстук он, не воротник, а шею обнимать привык. Он помогает нам всегда, когда приходят холода», — живописует шарф детское стихотворение. Но мягким, теплым и пушистым шарф был не всегда. Все начиналось с куска грубой ткани, которую и шарфом назвать сложно.

Ткань для терракотовой армии

В 1974 году крестьяне в китайской провинции Шэньси решили вырыть скважину для снабжения водой окрестных полей. Вода здесь была глубоко, поэтому использовали технику, чтобы вырыть скважину. Внезапно металл сковырнул пласт земли, под которым оказалась пустота. Когда один из смельчаков, посветив фонариком, сунул туда голову, то увидел нечто удивительное. Из темноты на него смотрели сотни глиняных глаз. То были 8 тысяч солдат терракотовой армии китайского императора Цинь Шихуанди. Склеп был датирован археологами 210 годом до нашей эры, а в обмундировании воинов находилась интересная вещь — шарф. Уже тогда его носили на шее с целью защиты от холода и ветра.

Терракотовая армия в шарфахНа тот момент шарф успел стать непременным атрибутом китайского солдата. Позднее император Чэн приказал обозначать ими воинские звания. Так, у военачальников были шелковые шарфы, а у простых солдат — хлопковые.

В Египте проблем с холодом не было, но и здесь шарфы были в фаворе. Так же, как и в Китае, шелковый шарф показывал степень влиятельности его хозяина. Согласно древним рисункам, древнеегипетская царица Нефертити любила шелковые шарфы красной расцветки со сложным орнаментом. В Древнем Риме аристократы также обожали шелковые шарфы, показывая ими свой статус. Но здесь были в употреблении и шарфы из грубой ткани, чтобы вытирать пот. Легионеры носили шарфы с утилитарной целью — в северных землях они закутывали ими горло, чтобы не заболеть.

После разрушения Рима варварами шарф был забыт. Из изящного шелкового изделия он опять превратился в кусок грубой ткани. Германцы носили его на шее для защиты от холода или для смягчения доспехов. Но все когда-то возвращается на круги своя. В Европу шелковый шарф вернулся вместе с хорватскими наемниками в XVII веке. Яркий аксессуар из шелка был отличительным знаком доблести и военного профессионализма.

Когда в конце XVII века хорватские солдаты оказались в Париже, чтобы отпраздновать одну из своих побед, французы сразу обратили внимание на их шарфы. В их числе был и французский король Людовик XIV, моментально влюбившийся в шелковый шарф. Монарх приобрел несколько десятков подобных изделий, а также издал распоряжение о введении новой должности при королевском дворе. Она называлась «смотритель королевских шарфов». Ее обладатель должен был следить за состоянием шарфов Людовика и приобретать новые. Именно благодаря «королю-солнцу» шарф и его разновидность — шейный платок — повсеместно стала носить знать. Ведь все хотели выглядеть подобно монарху. Дамы, ранее не видевшие в этом куске ткани смысла, теперь не только носили его как накидку, но и украшали им головные уборы.

«Спрячь нос»

В русский язык слово «шарф» попало из польского языка, где слово szarfa или szarpa означает «военная повязка». Поляки в свою очередь позаимствовали словечко у немцев, где Scharpe переводится как «перевязь, кушак». Считается, что и сам шарф, и указанное слово в Россию принес Петр I. Русский император-считал шарф подходящим аксессуаром для различия званий офицеров и солдат. Позднее этот предмет стал официально называться «начальствующий поясной шарф». Он представлял собой пояс из белых (серебряных), черных и оранжевых нитей с шелковыми просветами в клетку. Именно эти три цвета (черный — эмаль орла; желтый или оранжевый — золото или поле щита; белый — серебряная фигура Георгия Победоносца) указывали на принадлежность военнослужащего к русской армии. Трехцветный шарф был неотъемлемой частью парадной, походной и строевой формы офицеров и генералов. Такие шарфы носили через плечо, демонстрируя воинское звание, вплоть до окончания правления Анны Иоанновны.

Пришедший позднее Павел I, боготворивший прусскую дисциплину, счел шарф вычурным элементом и запретил его ношение в военной форме. Вот только, по иронии судьбы, заговорщики задушили Павла именно шелковым шарфом.

Александр I и его брат Николай I военные шарфы не только возродили, но и позволили появиться на их концах кистям. Правда, уже в царствование Александра II кисти на уставных шарфах полагались лишь генералам и командирам частей.

О практике ношения шарфа в армии в Советском Союзе вспомнили лишь в послевоенные годы. Правда, в СССР офицеры и прапорщики носили не шарфы, а их разновидность — кашне. Серый и темно-зеленый цвета были для повседневной, а белый — для парадной формы.

Впервые кашне появилось во Франции. По-французски cache-nez означает «спрячь нос». То есть это шарф, защищающий от холода не только шею, но и нижнюю часть лица и даже нос. Изначально от обычного шарфа кашне отличалось большей шириной и яркой расцветкой. Считается, что кашне и стиль его ношения стали признаком участников Июльской революции 1830 года в Париже. В России же того периода щеголей, носящих кашне, относили к вольнодумцам, не задумываясь, что Июльскую революцию совершили сторонники монархии. Неудивительно, что к середине XIX века кашне стало модным вызовом молодежи мещанским нравам общества. В 1880-х годах популярность приобрели чисто белые кашне, а в 1930-х годах в моду вошли мягкие узкие кашне. Позднее на Западе университеты стали использовать двухметровые кашне оригинальной расцветки как знак отличия своего заведения. Другое их название — академические шарфы. В основном такими шарфами пользовались английские и ирландские колледжи и университеты. Сотканные из саксонской мериносовой шерсти, они являлись предметом гордости студентов. Не случайно Джоан Роулинг использовала академический шарф в серии книг «Гарри Поттер» для студентов четырех факультетов Хогвартса.

Снуд в стиле гранж

Несмотря на военное прошлое, большинству людей шарф представляется изделием сугубо гражданским. В совокупности с шапкой и варежками он является классическим предметом верхней одежды в странах с холодным климатом.

Еще 100 лет назад вязаные шарфы были изделиями исключительно ручной работы. Мастерицы вязали их на спицах из шерсти мериносов, изображая диковинный орнамент.

В 60-х годах XX века немного подзабытые вязаные шарфы вновь вошли в моду. Их носили хиппи, пропагандирующие возврат к природе. Впрочем, в отличие от прошлых десятилетий, шарфы эпохи хиппи отличались ярким орнаментом и различными украшениями в виде кистей или фенечек. Так продолжалось до 1980-х, когда распространение получили шарфы машинной вязки, а также в стиле гранж. Их называли «труба», или снуд. В простонародье такие шарфы прозвали хомутом. Наматывая его на шею восьмеркой, снуд водружали еще и на голову, используя его как капюшон и шапку.

1980-е были и временем палантинов. Связанные тонкой вязкой, они обладали значительной шириной и объемом. Вязаный палантин был хорош для прохладной погоды, когда им укрывали дамские плечи вместо джемпера или шали.

В XXI веке модельеры иначе взглянули на шарфы и вдохнули в них новую жизнь. Сегодня шарф уже не просто вещь для сохранения тепла, а чаще всего — модный аксессуар, завершающий имидж уверенного в себе человека. Вот только и от старого предназначения отказываться никто не хочет. Так что лучший выход — совместить оба достоинства в одном и том же шарфе.

Алексей АНИКИН

,   Рубрика: Люди и вещи




Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

SQL запросов:74. Время генерации:0,957 сек. Потребление памяти:31.8 mb