Образ Спасителя

Автор: Maks Дек 31, 2018

Существование личности Иисуса Христа в истории неоспоримо. И тем более удивительно, что канонические Евангелия ничего не сообщают о годе, месяце и дне рождения Иисуса. Ни слова не сказано в них и по поводу внешности Иисуса Христа.

В Евангелиях упоминаются отец, мать, четверо братьев и не менее двух сестер Иисуса. Лишь у Матфея отец Иисуса Иосиф именуется «плотником» (Мф. 13:55). Матфей и Марк сообщают имена братьев Христа: Иаков, Иосиф, Иуда и Симон. О сестрах известно, что их было две и что жили они в Галилее. Иисус был рожден первым среди детей. Любопытно, что со временем родные братья… стали кузенами. Так церковь кроила «историю», ведь Мария — мать Иисуса — должна была оставаться в сознании христиан непорочной девой. Но не станем вдаваться в эти хитросплетения. Попробуем лишь понять, как выглядел сын Божий, сошедший на Землю в I веке.

Без явных примет

«Даже если предположить, что все евангелисты не имели намерения воссоздать биографию Христа, — пишет историк Зенон Косидовский в известной книге «Библейские сказания», — нельзя не удивляться тому, что им совершенно нечего сказать о его наружности. Они даже намеками не сообщают, был ли Иисус высок или мал ростом, красив или уродлив, какого цвета были у него волосы и глаза, как он одевался. Иисус в их рассказах лишен материальных черт и не виден, будто прикрыт шапкой-невидимкой». Это обстоятельство, по мнению польского историка, скорее всего, связано с тем, что «авторы Евангелий попросту не были очевидцами описываемых событий и не имели никаких сведений о том, как выглядел Иисус».

Зенон Косидовский делает также ряд косвенных замечаний по поводу наружности Христа. Почему, например, Иуде пришлось поцеловать Иисуса в Гефсиманском саду, чтобы палачи первосвященника смогли его узнать? Вероятно, потому, что он ничем особенно не отличался от других иерусалимских евреев. Иисус, как о том ясно повествуют евангелисты, во многом был таким же человеком, как и другие. Он любил странствовать, охотно пускался в разговоры со случайно встреченными людьми, гостил в домах друзей и знакомых и даже, если верить святому Иоанну, любил участвовать в шумных пирушках. И конечно, он не носил лохмотья, а старался выглядеть весьма прилично, иначе римские солдаты, стоявшие в карауле у креста распятого Бога, не стали бы бросать жребий, чтобы решить, кому достанется его одежда.

Меткие замечания оставил английский писатель Герберт Уэллс в труде «Очерки истории цивилизации». На его страницах он пишет: «Это был человек, обладавший исключительным личным обаянием. Иисус притягивал последователей и наполнял их души любовью и смелостью. Слабые и робкие воодушевлялись и исцелялись в его присутствии. Но сам он, вероятно, не отличался крепостью сложения — судя по тому, как быстро принесли ему смерть крестные муки… он был приговорен к смерти и распят вместе с двумя разбойниками. Задолго до того, как умерли эти двое, закончились и его страдания».

Ссылаясь на евангельский текст, Уэллс отмечает, что Иисус умер на кресте намного быстрее, чем обычно умирали другие жертвы страшной казни. Так быстро, что, когда об этом сообщили Пилату, тот усомнился, в самом ли деле Иисус умер. Уэллс делает из этого вывод, что иудейский пророк был, по всей вероятности, человеком физически слабым.

Несмотря на отсутствие прямых свидетельств в Евангелиях, сохранились некоторые намеки у ранних христианских авторов. Один из них, Ориген, приводит цитаты из «языческого» сочинения римского писателя Авла Корнелия Цельса, ярого врага христианства. «Между тем, — пишет Цельс, — люди рассказывают, будто Иисус был мизерного роста и с таким некрасивым лицом, что оно вызывало отвращение».

Но представляли ли сами христиане Иисуса таким, каким его описал язычник? Оказывается, да. Так, римский теолог Тертуллиан следующим образом описывал Иисуса: «Облик его был лишен какой-либо красоты и обаяния». При этом он даже вызывал отвращение, ибо во время Крестного пути на Голгофу в Христа беззастенчиво плевали. Тем не менее именно в уродстве ранние христианские авторы, полемизируя с Цельсом, усматривали доказательство Божественной сущности Христа.

Невероятно красив

Реконструкция облика ХристаПозднее пришло время, когда в сознании верующих складывалось иное представление образа Богочеловека, «наложенное», видимо, на каноны греко-римского искусства: Иисус был богом, а значит, у него был прекрасный, благородный облик. Начало новой тенденции положил Иоанн Златоуст (IV век), а в документе под названием «Послание Лентулла», якобы представляющем собой отчет проконсула Палестины римскому сенату, сообщается следующее: «Человек он среднего роста, с хорошей осанкой и великолепным благородным лицом. Его вид внушает и любовь, и страх одновременно. Волосы цвета спелого ореха ниспадают гладко до ушей, а дальше до самых плеч вьются колечками, чуть более светлыми и блестящими; посередине головы они разделены пробором, как это принято у назореев (христиан); лоб ясен и чист, лицо без морщин и пятен дышит силой и спокойствием; линии носа и рта безукоризненны, борода густая, того же цвета, что и волосы, не очень длинная, разделенная посередине. Взгляд прямой, проницательный, глаза сине-зеленые, яркие и живые».

Сегодня большинство ученых придерживается мнения, что этот панегирик, впервые опубликованный в 1474 году, на самом деле создан не в римскую эпоху, а в XIV веке. Любопытно, что, во-первых, тип мужчины с вышеописанными благородными чертами действительно изредка встречается на Ближнем Востоке. Во-вторых, это описание совпадает с характерными чертами личности, чей отпечаток сохранила знаменитая Туринская плащаница. Известно, что как раз во время «возникновения» «Послания Лентулла» в 1353 году папа Иннокентий VI впервые упомянул о плащанице, назвав ее «самой важной реликвией в истории христианства». Первая же демонстрация плащаницы в 1357 году вызвала большой приток паломников, уверовавших в то, что перед ними то самое полотно, в которое Иосиф Аримафейский завернул тело снятого с креста Иисуса Христа и которое осталось лежать у гроба в пещере после чудесного воскресения Спасителя.

В православной традиции появление первого иконного лика Христа связано с легендарной историей об излечении от проказы Авгаря, царя города Эдессы. Авгарь услышал о чудесах, совершаемых Христом, и послал ему письмо с просьбой о помощи. Одновременно он отправил своего придворного живописца Ананию, чтобы тот запечатлел на полотне изображение чудотворца. Тщетно пытался Анания изобразить красками лик Христов. Тогда сам Спаситель пришел на помощь: умывшись, он отерся полотенцем, и на плате отобразился его лик. Приняв священное изображение и поцеловав его, Авгарь получил излечение своей болезни. Образ Спаса Нерукотворного стал наиболее почитаемым на Руси, ибо царственно спокойный лик Господа дает верующим людям утешение и облегчение.

С документальной точностью

Новый образ Христа явился миру в результате работы британских и израильских судмедэкспертов-антропологов и программистов. С фотографии, составленной с помощью компьютерных технологий, на нас смотрит «широкое крестьянское лицо с темно-оливковым цветом кожи, короткими вьющимися волосами и крупным носом». Рост этого человека, по оценке антропологов, 155 см, а вес — не более 50 кг. Такой портрет существенно отличается от «европейского» длинноволосого и светлокожего Сына Божьего.

Правда, руководитель группы «реставраторов», художник-анатом Ричард Нив из Манчестерского университета, подчеркивает, что он попытался восстановить облик типичного обитателя Галилеи, жившего 2 тысячи лет назад. Для этого израильские археологи предоставили в его распоряжение несколько черепов, найденных в Иерусалиме и относящихся к периоду, когда здесь жил и проповедовал Иисус Христос. Специальная компьютерная программа помогла воссоздать на экране лица людей, чьи черепа использовались в работе. Их типичные черты были сведены в одно изображение. Археологические раскопки помогли установить и средний рост древнего жителя Галилеи. По мнению исследователей, «нельзя утверждать, что Иисус Христос выглядел именно так, но созданный образ, видимо, гораздо ближе к истине, чем работы многих великих мастеров».

Ирина СТРЕКАЛОВА



, , ,   Рубрика: Историческое расследование



Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

SQL запросов:59. Время генерации:0,671 сек. Потребление памяти:36.54 mb