Образованные женщины

Автор: Maks Мар 4, 2018

Принято считать, что лишь достижения прогресса подарили российским женщинам возможность получать образование наравне с сильным полом. На самом же деле традиции женского обучения на Руси сложились так давно, что могут дать сто очков вперед любому европейскому государству.

Монастырское просвещение

В Средние века образование по большей части можно было получить при монастырях и церковных приходах. Так было в Европе, так же было и на Руси: историки утверждают, что именно в Киеве при специально выстроенном Андреевском монастыре в 1086 году открылась первая европейская девичья школа. Княжна Анна Всеволодовна (ее звали еще Анкой или Янкой), дочь киевского князя и сестра Владимира Мономаха, приняла в этой обители монашеский постриг и обучала поступивших в монастырь девочек чтению, письму и пению. Это благое дело было затеяно с расчетом на то, что ученицы «от юности навыкнут разумети закон божий и трудолюбие, а любострастие в юности воздержанием умертвят».

Заботилась княжеская дочь и об освоении девочками вышивки и шитья, но в дополнение к этим исконно женским занятиям учениц обучали и переписыванию священных книг, что во времена, когда книгопечатания еще не существовало, считалось весьма полезным навыком.

Известно, что кроме переписывания текстов и рукоделия некоторых девушек благословляли заниматься иконописью — правда, до наших дней не сохранилось ни одной иконы той эпохи, написанной женской рукой. Легенды рассказывают также, что в «Анкином» монастыре активно развивались лекарское дело и травничество. Однако ни одно из этих занятий не было для обители источником дохода, как это стало впоследствии в других монастырях, — все делалось «за ради Господа». К несчастью, обитель была полностью уничтожена во время Батыева нашествия на Русь в 1240 году.

Полтора века спустя дело Анны Всеволодовны продолжила внучка знаменитого полоцкого князя Всеслава Чародея — Предслава (в крещении Евфросиния). Источники сообщают, что склонность к монашеству она почувствовала рано, будучи еще ребенком 12 лет от роду, вопреки желанию родителей сбежала из дома в монастырь, где игуменьей была ее тетка. Позже она основала свою обитель, где обучались не только насельницы, но и девушки-мирянки. Программа обучения была сходна с киевской: чтение и письмо, рукоделие, а заодно «терпение и воздержание». Интересно, что библиотеку для своего монастыря Евфросиния собирала сама и лично переписывала нужные книги. По свидетельству летописцев, она возглавляла монастырь 40 лет, а затем отправилась в паломничество в Иерусалим, оставив обитель и школу при ней на попечение сестры Евдокии.

Эти и другие примеры женской юридической дееспособности говорят нам о том, что слабый пол на Руси был вполне самостоятелен. Женщина имела право выступать от своего имени в суде, вести коммерческие и хозяйственные дела и во многих случаях сама решать свою судьбу. Как следствие таких свобод, уровень грамотности и прочих познаний был достаточно высоким у разных слоев населения.

«Воспитание гражданских и семейных добродетелей»

Однако необходимость повсеместно обучать и воспитывать подрастающих девочек назрела в российском обществе лишь к началу «галантного» XVIII столетия. Пальма первенства в развитии женского образования здесь принадлежит Екатерине II, желавшей педагогическими средствами убить двух зайцев: воспитать новую породу российского гражданина и сформировать так называемое «третье сословие» — просвещенную и трудолюбивую буржуазию. «Новых матерей», призванных рожать новых граждан, предполагалось создавать в закрытых училищах, изолированных и от семей учениц, и от общества в целом.

Первым женским учебным заведением такого типа стало Воспитательное общество благородных девиц, открытое в 1764 году в Смольном монастыре.

Для поступления в смолянки требовались грамота о дворянстве родителей и заявление от них же, подтверждающее согласие на передачу ребенка под опеку Воспитательного общества. Образовательная программа зависела от возраста девочек. Самым маленьким преподавали начала арифметики, Закона Божия, французского и немецкого языков, а также музыку, танцы и простое рукоделие. Постепенно к списку уроков добавлялись история, география, архитектура, геральдика и домоводство. Особое внимание преподаватели уделяли насаждению среди воспитанниц «добронравия, светского обхождения и учтивости». Режим института отличался поистине «драконовской» строгостью: девицы проживали в комнатах по 9 человек, за ними постоянно следили надзирательницы, питание было крайне скудным и однообразным. Свидания с родственниками разрешались только в праздники, выходные и лишь под присмотром начальницы института. А покинуть стены заведения и прекратить обучение до 18 лет ученицы не имели права ни по собственному желанию, ни даже по решению семьи.

Традиционно главными целями воспитанниц было сделаться фрейлиной при императорском дворе либо составить как можно более удачную партию (то есть выйти замуж). Нужно признать, что везло в достижении этих целей далеко не всем. Девушки из аристократических семейств, конечно, могли рассчитывать на скорое удачное замужество или получение заветного фрейлинского шифра. Но с 1765 года в первоначально привилегированном учебном заведении для дочерей дворянской знати открылось отделение для мещанских девиц, так что обучались там и небогатые воспитанницы. По окончании обучения они чаще всего должны были довольствоваться получением места гувернантки или простой приживалки в богатом доме. Те же, кому не доставалось и такой судьбы, на всю жизнь оставались в стенах института, где служили за крышу над головой и пропитание.

За полтора века существования института в нем отучились 85 выпусков. В числе смолянок в разные годы побывали автор книги «Подарок молодым хозяйкам» Елена Молоховец, мать Белого генерала Михаила Скобелева Елена Полтавцева, дочь Анны Керн Екатерина, революционерка Мария Добролюбова и дочери черногорского царя Николы I принцессы Елена, Милица, Зорка и Анастасия.

Нужны ли девицам вузы

Бестужевские курсы

Женщины занимаются в анатомическом театре Бестужевских курсов

Во второй половине XIX века остро встал вопрос о дальнейшем развитии образования женщин: девицы стремились уже не только за школьные парты, но и в университетские аудитории. Ради получения высшего образования они выезжали за границу, а если этому противились родители — девушки готовы были и на фиктивные браки, дававшие возможность вырваться за пределы Отечества и получить желанный диплом. Эта «студенческая эмиграция» девиц приняла такие масштабы, что в сентябре 1878 года в Санкт-Петербурге открылось российское высшее учебное заведение для женщин — Высшие женские курсы. Первым руководителем вуза стал историограф Константин Бестужев-Рюмин, и по его имени курсы тут же прозвали Бестужевскими, а их слушательниц, соответственно, бестужевками. Правда, обыватели, не одобрявшие «шибко ученых» девиц, величали их не иначе как «бесстыжевками».

Сначала курсистками могли стать девушки в возрасте от 21 года со средним образованием, позже — окончившие гимназию, уже без возрастных ограничений. Хотя за обучение в год взималась плата 100 рублей, желающих стать бестужевками находилось великое множество.

Курсы славились отменной материальной базой (огромной библиотекой, современными лабораториями и удобными лекционными залами), а также лучшими преподавателями, которых привлекали для чтения курсов из многих петербургских институтов. К раздражению и тревоге властей, не менее известно было это учебное заведение революционными настроениями в среде курсисток. В первый же год работы курсов целую группу студенток задержала полиция за причастность к «Народной воле». К 1885 году количество бестужевок, обративших на себя внимание полицейского ведомства, составляло уже 12% от общего числа обучаемых. В результате в 1886 году Бестужевские курсы были закрыты и снова начали свою работу лишь через 4 года, с изрядным ограничением в правах. Однако количество слушательниц продолжало возрастать: к 1914 году оно составляло уже почти 7000 курсисток. Только революция 1917 года положила конец существованию этого учебного заведения — в здании закрытых большевиками курсов расположился Петроградский университет (сейчас — факультет географии и геоэкологии Санкт-Петербургского государственного университета).

Общее будущее — какое оно?

XIX и XX столетия были потрачены дамами на достижение полного равенства с мужчинами в вопросах образования. В наши дни обучающие программы не зависят от пола учеников — только от страны или особенностей учебных заведений. Поэтому будущие изменения в образовании касаются равно обоих полов. Ученые прогнозируют развитие следующих тенденций.

Укрепится связь каждого курса со смежными предметами, чтобы студенты лучше понимали комплексные возможности любой сферы деятельности человека. Сегодняшняя проблема оторванности образования от области конкретного применения знаний будет решена: молодежь для пущего погружения в практическую среду будет участвовать в работе проектных лабораторий и промышленных цехов. Эпоха небольших кабинетов уходит — наступает время одного мобильного учебного пространства, где можно и читать лекции, и проводить практические занятия, и даже отдыхать, если в этом есть нужда. Установлены и наиболее перспективные направления, которые станут востребованными в ближайшем будущем: робототехника, создание искусственного интеллекта, биоинформатика и работа над виртуальной реальностью.

Жаль только, что к началу XXI века в погоне за равенством полов было безнадежно упущено обучения девочек и девушек сугубо женским занятиям — ведению домашнего хозяйства, воспитанию детей, бытовой психологии, позволяющей сохранять мир и взаимопонимание в семье.

Екатерина КРАВЦОВА

  Рубрика: Женщина в истории 359 просмотров

Предыдущая
⇐ ⇐
⇐ ⇐
Следущая
⇒ ⇒
⇒ ⇒

https://zagadki-istorii.ru

Домой

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

SQL запросов:44. Время генерации:1,085 сек. Потребление памяти:11.58 mb