«Огненный экипаж»

Автор: Maks Янв 18, 2019

Иван Черных, Назар Губин и Семён Косинов вошли в историю как «огненный экипаж». В честь каждого из троих лётчиков названы улицы в Ленинграде, при защите которого они героически погибли.

Все знают о мужестве советских людей в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 годов. На слуху имена Алексея Маресьева, Зои Космодемьянской, Виктора Талалихина.
Но есть имена, что известны не каждому. Подвиг «огненного экипажа» менее известен, но не менее значим.

Жизнь до подвига

Лётчики этого экипажа — командир Иван Черных, стрелок Назар Губин и штурман Семён Косинов — совершили подвиг, сражались в рядах 125-го бомбардировочного авиационного полка (БАП). С первого дня Великой Отечественной войны полк вместе с другими авиационными частями 13-й бомбардировочной авиадивизии ВВС Западного фронта принял на себя удар гитлеровского люфтваффе.

17 сентября 1941 года полк начал боевые вылеты на защиту Ленинграда в составе ВВС Ленинградского фронта. Именно здесь совершил свой подвиг экипаж Ивана Черных. Иван Сергеевич Черных родился 2 августа 1918 года в деревне Петуховке (Петухи) Советского района Кировской области в семье крестьянина. С 1928 года жил в городе Томске, где окончил школу-семилетку, а в 1936 году — школу фабрично-заводского ученичества (ФЗУ) при заводе «Металлист». Успешно окончил аэроклуб в Прокопьевске. Перед уходом в армию Иван работал в Киселёвске (Кемеровская область) на машиностроительном заводе, который теперь носит имя героя, а сам он навечно числится в своей бригаде.

В конце 1938 года Киселёвским райвоенкоматом был призван в армию, в январе 1939 года направлен в Новосибирскую военно-авиационную школу. После её окончания в 1940 году Черных прибыл в 125-й бомбардировочный авиационный полк на должность командира экипажа в звании младшего лейтенанта.

В одной из полковых стенгазет сохранилась заметка под названием «Товарищеская выручка», где говорилось о высоком чувстве товарищества Ивана Черных ещё до совершения подвига: «На третий день войны, при выполнении боевого задания зенитной артиллерией был подбит самолёт Ромашевского. Увидев, что самолёт Ромашевского пошёл на вынужденную посадку, Иван Черных не раздумывая направился ему на помощь. Посадив свой самолёт рядом с подбитым самолётом, он забрал экипаж Ромашевского и на глазах у приближавшихся фашистов произвёл взлёт».

Биография Назара Петровича Губина не менее богата. Он родился 27 октября 1918 года в селе Зоргол (ныне — Приаргунский район Забайкалького края) в семье крестьянина.

В 1937 году поступил в Чите в школу ФЗУ. После её окончания работал в Читинском паровозном депо, затем на Черновских угольных копях запальщиком-взрывником.

В Красную армию был призван Читинским РВК в 1939 году. После окончания школы младших авиаспециалистов в апреле 1940 года прибыл в 125-й бомбардировочный авиационный полк на должность мастера по вооружению в звании сержанта. Он надёжно и быстро готовил самолёты к боевым вылетам. На полевых аэродромах Западного фронта Назар Губин первым применил «зенитную установку», установив авиационный пулемёт на самодельную треногу.

Губин горел желанием непосредственно участвовать в боевых вылетах и самому бить врага с воздуха. 21 ноября 1941 года его желание сбылось: Губин был назначен воздушным стрелком-радистом в экипаж младшего лейтенанта Ивана Черных.

Семён Кириллович Косинов родился 2 февраля 1917 года в деревне Белое Тимского района Курской области. До призыва в армию работал учителем. В 1935 году по комсомольскому набору был зачислен в авиационную школу штурманов. В Великой Отечественной войне принимал участие с первого дня до свершения героического подвига.

Дата славы и смерти едина

Огненный таран Ивана Черных16 декабря 1941 года звено в составе двух самолётов Пе-2 (экипажи Черных и Солдатова) под прикрытием пяти истребителей выполняло боевое задание по нанесению бомбового удара по скоплению живой силы и техники врага в районе железнодорожной станции Чудово (ныне — Новгородская область). В этом районе много дней подряд шла подготовка войск фашистов к переброске на Ленинград.

Рваные серые тучи, цепляясь за шпиль Адмиралтейства, уходили на юго-восток. В сложных метеорологических условиях пикирующие бомбардировщики точно вышли на заданную цель. Но фашисты обнаружили наши самолёты и, не жалея снарядов, пытались не пропустить отважную пару. При подходе к цели советские бомбардировщики увидели впереди по курсу сплошную завесу огня от разрывов зенитных снарядов. Казалось, пробиться к цели невозможно. Но отступить было нельзя — задание следовало выполнить! Бомбардировщики смело пошли на прорыв огненного кольца зенитной артиллерии.

Самолёт Ивана Черных был подбит. Лётчик успешно управлял неисправной машиной, но полезшее по крыльям пламя сбить не удалось. Горящий самолёт развернулся в сторону цели и сбросил бомбы на врага. Назар Губин поливал фашистов огнём из пулемёта. Выйдя из атаки, объятый пламенем бомбардировщик снова развернулся на дорогу, где в панике метались враги. Экипаж передал по радио: «Прощайте» — и, направив горящий самолёт на скопление танков и автомашин, врезался в фашистскую колонну.

Иван Черных и его боевые друзья — одни из тех, кто жизнью своей закрыли фашистам дорогу на Ленинград.

В полковой стенгазете в заметке «Самый трудный боевой вылет» приведены воспоминания командира эскадрильи Солдатова: «Пикировщик огненным мечом падал на цель. Ещё миг — и в колонне вражеских танков раздался мощный взрыв! Пламя и дым вознеслись выше облаков… Экипаж погиб, защищая Ленинград».

Самолёт Солдатова, имея множество повреждений от осколков зенитных снарядов, сумел приземлиться на своём аэродроме. Задание было выполнено ценой потери отважных лётчиков.

Память о героях

Подвиг героев навсегда остался в памяти людей. 16 января 1942 года Президиум Верховного Совета СССР посмертно присвоил звание Героя Советского Союза Ивану Сергеевичу Черных, Назару Петровичу Губину, Семёну Кирилловичу Косинову. Приказом министра обороны СССР они навечно занесены в списки своих воинских частей.

У въезда в город Чудово, в месте свершения подвига экипажа Ивана Черных, в честь мужественных соколов воздвигнут обелиск, перед которым склоняют свои знамёна воинские части, замедляют бег автомашины.

В чудовском сквере у Дома культуры «Авангард» установлен памятник экипажу Ивана Черных, а в сквере рядом с заводоуправлением — бронзовый бюст Героя.

Подвигу героев посвятил стихотворение Александр Прокофьев.

Имена героев были увековечены на родине отважных лётчиков и в Ленинграде. Аннотационная доска установлена в Санкт-Петербурге на доме 2 по улице Ивана Черных. Улица Губина в Кировском районе Санкт-Петербурга соединяет Промышленную улицу и улицу Зои Космодемьянской.

В 1971 году в СССР выпустили почтовую марку, где были изображены трое лётчиков: Назар Губин, Иван Черных и Семён Косинов.

Ленинградские корабелы начертали имена «Семён Косинов» и «Назар Губин» на бортах своих судов.

В городе Чита есть школа №51, она носит имя Назара Губина.

Шахтёры шахты «Восточная» треста «Забайкалуголь» Читинской области зачислили Губина в свою бригаду.

Имя Косинова носят посёлок на Карельском перешейке, школа села Успенки, где учился Косинов, улица в Санкт-Петербурге.

Сегодня почти ничего внешне не напоминает о войне. Разве что бронзовые фигуры солдат, склонившихся над Вечным огнём. Но война оставила кровоточащие рубцы в миллионах сердец. И поэтому мы до сих пор с волнением произносим: «Никто не забыт и ничто не забыто!».

Мария КОСОРУКОВА

  Рубрика: Военная тайна 1214 просмотров

Предыдущая
⇐ ⇐
⇐ ⇐
Следущая
⇒ ⇒
⇒ ⇒

https://zagadki-istorii.ru

Домой

Комментариев к записи: 1

  1. Сторчилова Анна Анатольевна от 29.01.2020 в 14:12 пишет:

    В ГБОУ школе-интернате №2 Кировского района Санкт-Петербурга с 1965 года существует музей, посвященный подвигу «Огненного экипажа». Ученики и педагоги школы много лет общались с родственниками,Ж однополчанами героев. В музее хранятся письма, личные вещи летчиков. Инициатором создания музея был В.А. Сандалов, генерал-майор, командир 125 БАП.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

SQL запросов:48. Время генерации:0,334 сек. Потребление памяти:9.67 mb