История — это политика, которую уже нельзя исправить.
Политика — это история, которую еще можно исправить.


Подпишись на РСС










Звёздный час «поджигателей»

Взрыв военных складов северян в Сити-Пойнте трактуется историками по-разному. Одни считают его образцово проведенной диверсией, другие говорят, что целью спецоперации было устранение главнокомандующего армией федералистов генерала Улисса Гранта.

В Гражданскую войну северные и южные штаты вступили не готовыми к долгому противостоянию ни в материальном, ни в организационном, ни в моральном плане. Но уступать никто не хотел, борьба набирала обороты, а необходимость создавать вооруженные силы практически с нуля имела свои плюсы, поскольку любые перспективные решения внедрялись в практику без лишней волокиты.

Казнить на месте...

К числу таких перспективных решений относилось создание диверсионных подразделений.

Южане не то чтобы превосходили северян по аморальности: просто сил и ресурсов у них было меньше, а потому они чаще прибегали к диверсиям. Примером тому - деятельность Secret Service Corps (SSC - корпуса секретной службы), личный состав которой состоял из отпетых авантюристов. Для нарушения снабжения армии федералистов диверсанты начиняли порохом поленья и железные бомбы, покрывали их слоем смолы и обсыпали угольной пылью. Замаскированная мина подбрасывалась в предназначенную для парохода партию угля. Там она попадала в топку, что приводило к взрыву паровой машины.

«Поджигатели кораблей» не раз срывали графики судоходства на Миссисипи. После того как в сумке одного из убитых курьеров нашли отчет об очередной операции, по армии северян был издан приказ: в случае поимки членов SSC казнить на месте. Возможно, именно поэтому свой самый большой успех диверсанты южан предпочли не афишировать.

Самое горькое дело генерала Гранта

В мае 1864 года главные силы северян приступили к осаде Питерсберга.

Надо сказать, что и политики, и военные специалисты уже понимали, что войну южане проиграли. Повернуть ее ход могло только чудо.

Главной проблемой осажденных был дефицит пороха. У северян такой проблемы не существовало. По рекам Джеймс и Аппаматокс все необходимые боеприпасы доставлялись в городок Сити-Пойнт в 10 милях к северо-западу от Питерсберга. Здесь они сгружались с судов в расположенные на берегу склады, а затем локомотивами транспортировались на передовую по специально проложенной железной дороге. В самом Сити-Пойнте на складах хранился 20-дневный запас продовольствия и месячный запас фуража для кавалерии.

В этом же городке находился и штаб генерала Гранта. Имея возможность не ограничивать себя, он приказал подвести под узловую позицию южан подкоп и заложить в него около четырех тонн пороха.

Ранним утром 27 июля заряд был взорван. На месте укрепления образовалась огромная воронка около 18 метров в диаметре и 9 метров глубиной, поглотившая около 300 солдат Конфедерации. Однако эта же воронка замедлила и наступление северян, которые, застряв в яме, угодили под огонь вражеской артиллерии. Затем южане перешли в контратаку и вернули позицию, потеряв около тысячи человек погибшими. Потери федералов оказались вдвое большими. Грант писал, что «это было самое горькое дело из всех, какие я только видел на этой войне».

Полуденный ад

Конфедераты настолько впечатлились взрывом подземной мины, что решили пресечь возможность повторения подобного апокалипсиса, уничтожив вражеские склады в Сити-Пойнте.

За операцию взялись диверсант из SSC Джон Максвелл и хорошо знавший Сити-Пойнт местный уроженец Диллард. Свои расчеты они строили на безобразном несении службы часовыми федералов, которые, по воспоминаниям современников, маялись от безделья, «скуки, вшей и странных негритянских песнопений». Отслеживать, кто и что именно таскает с кораблей на пристань, у них не было никакого желания. К тому же жара 9 августа 1864 года стояла ужасная, и ленивые стражи предпочли сидеть в тенечке, игнорируя двоих солдат, которые словно случайно завернули на территорию склада. Один из них тащил в руках ящик с примерно пятью килограммами пороха, детонатором и часовым механизмом.

Подойдя к набитой боеприпасами барже, они сунули ящик в руки одному из негров-грузчиков и заявили, что капитан приказал принять этот груз на борт. В начале одиннадцатого утра диверсанты, не торопясь, вышли с территории склада, а около полудня баржа не просто взлетела на воздух: она словно испарилась в огромном грибовидном облаке, видном за несколько миль от города.

От взрыва набитого снарядами и ружейными патронами судна сдетонировали боеприпасы, сложенные на пристани. Ударная волна сорвала с якорей стоявшие у пристани суда и буквально смела несколько зданий. Пули и снаряды беспорядочно разлетались в разные стороны. Одна из пассажирок речного парома рассказывала, что на палубу прямо к ее ногам упала человеческая голова: «Я подняла ее за волосы и положила в ведро с водой, стоявшее на палубе».

Скорбные итоги

Грант в момент взрыва сидел на берегу перед свой палаткой, примерно в полукилометре от эпицентра..

В результате взрыва уничтоженными оказались около 30 тысяч артиллерийских снарядов и около 75 тысяч единиц ружейных патронов. По официальным данным, число погибших составило 56 человек, хотя некоторые историки доводят цифру до трех сотен.

Размеры нанесенного противнику убытка сам Максвелл определил в 4 миллиона долларов, хотя, скорее всего, сумма оказалась вдвое меньшей.

Лишившись значительной части боеприпасов, Гранту пришлось свернуть активные операции против Питерсберга, ограничившись плотной осадой.

Крепость пала 2 апреля 1865 года, хотя могла бы пасть в августе-сентябре 1864 года. Тогда и Гражданская война закончилась бы как минимум на полгода раньше.

Как ни парадоксально, но специальная комиссия северян пришла к выводу, что взрыв произошел вследствие несчастного случая. И только в 1868 году Максвелл поведал об этой истории одному из помощников Улисса Гранта Орвиллу Бэбкоку.

Олег ПОКРОВСКИЙ

Взрыв в Бремене

Бывший диверсант SSC Уильям Томпсон, приняв германское подданство, решил использовать полученные им во время Гражданской войны навыки для повышения собственного благосостояния.

Застраховав дешевый груз на крупную сумму, он погрузил его на пароход «Мозель», который должен был следовать из Бремена в Нью-Йорк через Саутгемптон. Там Томпсон собирался сойти на берег, запустив предварительно часовой механизм заложенной в груз мины. В результате взрыва «Мозель» отправился бы на дно, а террорист получил бы огромную страховку.

Однако 11 декабря 1875 года при погрузке в Бремене груз взорвался из-за неисправности детонатора. Погибли 80 человек, около 120 получили ранения. Полиция быстро установила владельца взрывоопасного груза. Томпсон покончил жизнь самоубийством и тем самым избежал виселицы.



Если вам понравилась статья, поделитесь пожалуйста ей в своих любимых соцсетях:


Предыдущая     Секретные операции     Следущая












Интересные сайты: