История — это политика, которую уже нельзя исправить.
Политика — это история, которую еще можно исправить.





Время «Возмездия»

Страшный погром, устроенный японцами в Перл-Харборе на Гавайских островах, сами американцы окрестили «Днем позора». Эту операцию блестяще спланировал и осуществил главнокомандующий японским императорским флотом адмирал Исороку Ямамото. И месть янки не заставила себя ждать...

Утром 7 декабря 1941 года самолеты японской палубной авиации нанесли внезапный удар по американским кораблям, стоявшим в главной базе Тихоокеанского флота США на Гавайях. В течение нескольких часов японцы потопили четыре линкора и уничтожили 247 самолетов американцев. Общие людские потери ВМФ и ВВС США составили 2230 человек убитыми и 1145 ранеными. Японские потери - всего 29 сбитых самолетов.

Адмирал Ямамото хорошо знал своего противника - на протяжении долгого времени он был военно-морским атташе Японии в США. Именно он своевременно оценил возможности палубной авиации, превратившейся в ходе Второй мировой войны в главную ударную силу военно-морских флотов.

Охота на Трехпалого Дьявола

Адмирал Исороку Ямамото

Исороку родился 4 апреля 1884 года в городе Нагаока (префектура Ниигата). Он был шестым ребенком в семье обедневшего самурая Такано. Но позднее будущий флотоводец взял фамилию приемного отца. В 1904 году Исороку окончил Военно-морскую академию. Во время Русско-японской войны он служил на броненосном крейсере «Ниссин», в Цусимском сражении получил несколько ранений. Осколок русского снаряда срезал у Ямамото указательный и средний пальцы на левой руке. Эта потеря едва не кончилась увольнением со службы. Но все обошлось. Лишь местные гейши дали ему прозвище «80 сэн», так как обычно они брали за маникюр 100 сэн (по 10 сэн за каждый палец).

После войны Ямамото закончил Военно-морской колледж высшего командного состава и получил звание лейтенант-командора. Он служил на разных кораблях, но в 1915 году пришел к мысли создать отряд кораблей, состоящий из авианосцев - новомодных плавучих аэродромов. В 1919-1921 годах он учился в Гарвардском университете.

Затем Ямамото снова служил в Японии, побывал в качестве наблюдателя на нескольких европейских кораблях. В 1924 году он стал командиром авиакорпуса в Касумигаура, а в 1925-1929 годах состоял военным атташе в Вашингтоне. По возвращении из США он командовал авианосцем «Акаги» и получил чин контр-адмирала. С тех пор Ямамото почти исключительно занимался морской авиацией.

Адмирал был горячим сторонником экспансии Японии в Юго-Восточной Азии и на Тихом океане. Благодаря новаторству и умению добывать значительные средства у правительства Ямамото к концу 1930-х годов создал один из самых современных флотов в мире, ядро которого составили авианосцы. По его инициативе в предвоенные годы была сформирована ударная авианосная группировка, которая в 1941-1942 годах господствовала на Тихом и Индийском океанах, потопив десятки военных судов американцев и англичан. Союзники, испытав на себе мощные удары японского флота, прозвали его главнокомандующего Трехпалым Дьяволом.

Командование Военно-морского флота США прекрасно понимало, что адмирал Ямамото является самым опасным их противников в Тихом океане.

Американским спецслужбам был отдан приказ - во что бы то ни стало ликвидировать Ямамото. Японцы к тому времени уже готовились к вторжению на Гавайи и к высадке в Австралии. Правда, в июне 1942 года американцам все же удалось взять реванш за Перл-Харбор, потопив в морском сражении около атолла Мидуэй четыре японских авианосца и потеряв при этом лишь один свой авианосец.

И во многом этой победе американцев способствовали успехи криптографов, которым удалось «расколоть» японский военно-морской код.

«Чародей» на службе янки

Работа над расшифровкой кода и шифров потенциального противника началась в США еще задолго до Перл-Харбора. В 1937 году японцы начали пользоваться для шифровки своих секретных сообщений специальной шифровальной машиной №97. Около двух лет американцы и их коллеги из британской разведки МИ-6 бились над расшифровкой японских кодов. Наконец им улыбнулась удача. Союзникам удалось сконструировать копию японской шифровальной машины №97. Она получила название «Мэджик» («Чародей»), С помощью этого «Чародея» удалось расшифровать японский военно-морской код JN-25. Теперь американское командование стараниями своих дешифровщиков постоянно было в курсе всех перемещений императорского флота Японии.

Весной 1943 года спецслужбы США получили информацию о предстоящей инспекционной поездке адмирала Ямамото по ряду японских военно-морских баз, расположенных на островах Тихого океана.

Командование императорского флота Японии настолько доверяло своему коду, что в сообщении о поездке Ямамото оно дало подробнейшую информацию о времени и месте посещения адмиралом военно-морских баз. Американцы решили воспользоваться этим «подарком» японского флотского командования.

«Лайтнинги» против «Бетти»

По данным радиоперехвата, адмирал Ямамото должен был вылететь 18 апреля 1943 года из порта Рабаул на Соломоновых островах на базу Кахили на острове Бугенвиль. Американцы решили уничтожить самолет японского адмирала при заходе на посадку.

Для проведения операции, названной «Возмездие», янки выделили около дюжины двухмоторных истребителей Р-38 «Лайтнинг». Только эти самолеты имели шанс добраться до точки перехвата и вернуться назад. Снабженные дополнительными баками с горючим, они стартовали утром 18 апреля 1943 года с аэродрома Гендерсон на острове Гуадалканал. «Лайтнинги» шли на цель в полном радиомолчании на высоте всего 75 метров над уровнем моря, чтобы их не засекли японские радиолокаторы. Пилоты были уведомлены, что они будут проводить перехват «важного старшего офицера».

Пролетев более 400 миль, истребители вышли к аэродрому Кахили. Самолета Ямамото на нем не было. «Лайтнинги» могли находиться над целью считанные минуты. Малейшая задержка - и шансов вернуться назад у них уже не будет. Сделав круг над японским аэродромом, серебристые двухмоторные машины стали набирать высоту.

И в этот самый момент командир группы майор Митчелл передал по радио: «Самолеты джапов на 11 часов, сверху!» Это приближались два японских бомбардировщика G4M «Бетти» с адмиралом Ямамото и его штабом, в сопровождении истребителей прикрытия «Зеро».

Четыре «Лайтнинга» атакующей группы обрушились на «Бетти», в то время как остальные 10 самолетов завязали воздушный бой с шестью японскими истребителями «Зеро». Лейтенант Томас Ланфье атаковал один из японских бомберов и первой же очередью зажег его правый мотор. По другой версии, самолет Ямамото поджег Лейтенант Рекс Т. Барбер, что впоследствии даже стало предметом спора. «Бетти» вспыхнула, врезалась в пальмы, перевернулась, рухнула на землю и взорвалась Именно на этом самолете и летел адмирал Ямамото.

Вторая «Бетти» была подбита и упала в море. Летевший на этом самолете начальник императорского морского штаба, вице-адмирал Угаки, остался жив. Потеряв в бою один из «Лайтнингов», остальные американские самолеты благополучно вернулись на свою базу.

Георгий ПЕТРОВ

С рукой на катане

На следующий день японский патруль нашел в джунглях тело адмирала Ямамото. Он был выброшен из фюзеляжа самолета под дерево, тело сидело прямо, пристегнутое к сиденью, и рука в белой перчатке сжимала рукоятку его фамильной катаны. Японцы так и не поняли, что гибель адмирала - это результат расшифровки американцами их секретного кода. Они не меняли его вплоть до своего поражения во Второй мировой войне, которое во многом было обусловлено его гибелью. Сам Ямамото довольно спокойно относился к вероятности своей гибели на войне. Он говорил: «Погибнуть за Императора и за Родину - это наивысшая честь для военного человека. Цветы восходят в поле, где прошел тяжкий, храбрый бой. И даже под угрозой смерти боец будет вечно верен Императору и его земле. Жизнь и смерть одного человека ничего не значит. Империя превыше всего. Как говорил Конфуций: "Можно раздавить киноварь, но нельзя лишить ее цвета; можно сжечь цветы, но нельзя уничтожить их запах". Они могут уничтожить мое тело, но они никогда не смогут покорить мою волю».





Если вам понравилась статья, поделитесь пожалуйста ей в своих любимых соцсетях:
На Главную сайта "Загадки истории"

Главные рубрики сайта "Загадки истории"


Предыдущая     Секретные операции     Следущая