История — это политика, которую уже нельзя исправить.
Политика — это история, которую еще можно исправить.


Подпишись на РСС










«Фердинанд» — великий и ужасный

Среди боевой техники вермахта есть одно самоходное орудие, которое навечно вошло во фронтовой фольклор и стало поистине легендарным. Речь идёт о САУ «Фердинанд», история которого уникальна сама по себе.

САУ «Фердинанд» появилась на свет совершенно случайно. Причиной её появления стало соперничество двух машиностроительных предприятий Третьего рейха — фирмы «Хеншель» и концерна Фердинанда Порше. Но самое примечательное, что соперничество это разгорелось из-за заказа на строительство нового сверхтяжёлого и сверхмощного танка. Фердинанд Порше поиграл соревнование, но в качестве утешительного приза ему было поручено из заделов на постройку танка — корпуса, брони, деталей ходовой части — изготовить истребитель танков, которому Гитлер, благоволивший к Порше, загодя дал имя его создателя.

Уникальная конструкция

Новая самоходка была единственная в своём роде и абсолютно не походила на другие, существовавшие до и после неё. Прежде всего, у неё была электротрансмиссия — ранее бронетехника с такими агрегатами не строилась серийно.

Машина приводилась в движение двумя карбюраторными 12-цилиндровыми двигателями жидкостного охлаждения Maybach HL 120 TRM рабочим объёмом 11867 куб, см и мощностью 195 кВт/265 л.с. Общая мощность двигателей составляла 530 л.с. Карбюраторные двигатели приводили в движение генераторы электрического тока типа Siemens Тур aGV, которые, в свою очередь, снабжали электроэнергией электромоторы Siemens D1495 aAC мощностью 230 кВт каждый. Двигатели через электромеханическую передачу вращали ведущие колеса, расположенные в кормовой части машины. В аварийном режиме или в случае боевых повреждений одной из ветвей электропитания предусматривалось дублирование другой.

Другой особенностью новой самоходки стала самая мощная из всех существовавших в то время противотанковых пушек 8,8 cm Рак 43/2 L/71 калибра 88 мм, разработанной на основе зенитной пушки Flak 41. Это орудие пробивало на расстоянии прямого выстрела броню любого танка антигитлеровской коалиции.

И самое главное — сверхтолстая броня, которая по замыслу создателя САУ должна была сделать боевую машину полностью неуязвимой. Толщина лобовой брони достигала 200 мм. Она могла выдержать попадание всех тогда существовавших противотанковых пушек.

Но за всё это пришлось рассчитываться огромным весом новой самоходки. Боевая масса «Фердинанда» достигала 65 тонн. Такой вес мог выдержать не каждый мост, а перевозить самоходку было можно лишь на специальных усиленных восьмиосных платформах.

Как он был устроен?

САУ «Фердинанд»

Цельносварной корпус «Фердинанда» состоял из каркаса, собранного из стальных профилей, и бронеплит. Для сборки корпусов выпускались гетерогенные бронеплиты, внешняя поверхность которых была твёрже внутренней. Между собой бронеплиты соединялись при помощи сварки. К лобовой бронеплите при помощи 32 болтов крепилась дополнительная броня. Дополнительная броня состояла из трёх бронеплит.

Корпус самоходки подразделялся на силовое отделение, находящееся в центральной части, боевое отделение — на корме и пост управления — спереди. В силовом отделении размещались бензиновый двигатель и электрогенераторы. Электродвигатели располагались в кормовой части корпуса. Управление машиной осуществлялось при помощи рычагов и педалей.

Справа от механика-водителя располагался стрелок-радист. Обзор с места стрелка-радиста обеспечивала смотровая щель, прорезанная в правом борту. Радиостанция размещалась слева от места стрелка-радиста.

Доступ к посту управления осуществлялся через два прямоугольных люка, расположенных в крыше корпуса. В задней части корпуса размещались остальные члены экипажа: слева — наводчик, справа — командир, а позади казённой части — оба заряжающих. На крыше рубки имелись люки: справа — двухстворчатый прямоугольный люк командира, слева — двухстворчатый круглый люк наводчика и два небольших круглых одностворчатых люка заряжающих.

Кроме того, в задней стенке рубки имелся большой круглый одностворчатый люк, предназначенный для погрузки боеприпасов. В центре люка находился небольшой порт, через который можно было вести огонь из автомата для защиты задней части танка. Ещё две бойницы располагались в правой и левой стенках боевого отделения.

В силовом отделении были установлены два карбюраторных двигателя Maybach HL 120 TRM. Бензобаки располагались вдоль бортов силового отделения. Двигатели через электромеханическую передачу вращали ведущие колеса, расположенные в кормовой части машины. «Фердинанд» имел три передние и три задние передачи.

Шасси «Фердинанда-Элефанта» состояло (применительно к одному борту) из трёх двухколёсных тележек, ведущего колеса и направляющего колеса. Каждый опорный каток имел независимую подвеску.

Главным вооружением «Фердинандов» была противотанковая пушка 8,8 cm Pak 43/2 L/71 калибра 88 мм. Боекомплект 50-55 выстрелов, размещённых вдоль бортов корпуса и рубки. Горизонтальный сектор обстрела 30° (по 15° влево и вправо), угол возвышения/склонения +187-8°. При необходимости внутри боевого отделения можно было загрузить до 90 снарядов. Личное вооружение экипажа состояло из автоматов MP 38/40, пистолетов, винтовок и ручных гранат, хранившихся внутри боевого отделения.

В огне Курской дуги

Весной 1943 года из восьмидесяти девяти построенных самоходок были сформированы два дивизиона истребителей танков: 653-й и 654-й. В июне 1943 года их после подготовки и боевого слаживания отправили на Восточный фронт.

Накануне начала наступления немецкой армии под Курском в составе 653-го дивизиона было 45 «Фердинандов», в составе 654-го — 44 САУ. Во время боёв под Курском дивизионы действовали в составе 41-го танкового корпуса. Вместе с ним «Фердинанды» наступали в направлении Понырей, а позднее — на Ольховатку.

Всего с 7 июня 1943 года за время боёв на Курской дуге (по данным верховного командования вермахта) «Фердинанды» уничтожили 502 танка, 20 противотанковых пушек и 100 артиллерийских орудий.

Бои на Курской дуге показали как достоинства, так и недостатки тяжёлых истребителей танков. Достоинствами были толстая лобовая броня и мощная пушка, позволявшие бороться со всеми типами советских танков. Но также в ходе боёв стало ясно, что у «Фердинандов» слишком тонкая бортовая броня. Мощные самоходки порой углублялись в оборонительные порядки Красной армии, а пехота, прикрывавшая фланги, не поспевала за машинами. В результате советские танки и противотанковые пушки беспрепятственно вели огонь по бортам немецких машин.

Выявились и многочисленные технические недостатки, вызванные слишком поспешным принятием «Фердинандов» на вооружение. Недостаточно прочными были станины генераторов тока — часто генераторы срывало со станин. Постоянно лопались гусеничные траки, то и дело отказывала бортовая связь. Кроме того, в распоряжении Красной армии появился грозный противник немецкого «зверинца» — СУ-152 «Зверобой», вооружённая 152,4-мм гаубицей-пушкой. 8 июля 1943 года дивизион СУ-152 из засады обстрелял колонну «Элефантов» из 653-го дивизиона. Немцы потеряли четыре самоходки. Также выяснилось, что ходовая часть «Фердинандов» очень чувствительна к разрывам мин. Примерно половину из 89 «Фердинандов» немцы потеряли на минных полях.

653-й и 654-й дивизионы не располагали достаточно мощными буксирами, способными эвакуировать повреждённые машины с поля боя, поэтому многие, даже незначительно повреждённые «Фердинанды» пришлось бросить на поле боя или взорвать.

На Курской дуге «Фердинанды» вывели из строя около 500 танков противника. Трудно проверить эту цифру, однако очевидно, что «Фердинанды» вместе с «тиграми» причинили советским танковым войскам наибольшие потери.

Смена имени

По опыту боевого применения «Фердинандов» под Курском было решено внести изменения в конструкцию самоходки. Было предложено установить пулемёт в лобовой лист рубки. Без него в ближнем бою с пехотой гигантская самоходка была беспомощна. В декабре 1943 года в австрийский город Линц на 21 железнодорожном эшелоне отправили 48 уцелевшх «Фердинандов». Там на заводе фирмы «Нибелунгенверке» они прошли переоборудование.

На самоходках установили курсовой пулемёт, командирскую башенку, новые гусеничные траки, изменили крепления броневого щитка на орудии и инструмента. Работы были закончены к марту 1944 года.

К тому времени «Фердинанды» сменили своё имя. 29 ноября 1943 года Гитлер предложил изменить названия образцов бронетанковой техники, присвоив им «зверские» имена. Его предложения о наименовании были приняты и узаконены приказом от 1 февраля 1944 года, а продублированы приказом от 27 февраля 1944 года. В соответствии с этими документами «Фердинанд» получил новое обозначение — «Элефант» 8,8-см штурмовое орудие Порше. Так «Фердинанд» превратился в «Слона» (элефант по-немецки «слон»). Хотя многие до конца воины продолжали называть самоходку «Фердинандом».

Последние сражения войны

В конце февраля 1944 года 1-я рота 653-го дивизиона отправилась в Италию. Рота участвовала в боях в районе Анцио — Неттуно и в районе Цистерна. 12 апреля 1944 года два «Элефанта», отражая танковую атаку, сожгли четырнадцать танков союзников М4 «Шерман». Чаще всего «Элефанты» использовались для организации противотанковой обороны. Они действовали из засад и уничтожали обнаруженные танки противника. В мае и июне 1944 года рота участвовала в боях в районе Рима. В конце июня роту отвели в Австрию в Сен-Пельтен. Личный состав роты отправили на Восточный фронт, а два уцелевших «Элефанта» передали 653-му дивизиону.

Штабная рота, а также 2-я и 3-я роты 653-го дивизиона действовали на Восточном фронте. Немцы могли действовать только вдоль хороших дорог, поскольку тяжёлые 65-тонные машины неуверенно чувствовали себя на весеннем талом грунте. С 10 апреля 653-й дивизион действовал в составе 1-й танковой армии вермахта. 15 и 16 апреля 1944 года дивизион вёл тяжёлые бои в пригородах Тернополя. На следующий день было повреждено девять «Элефантов». К концу апреля 2-ю и 3-ю роты 653-го дивизиона отправили в тыл. Снова в бой дивизион вступил уже 4 мая 1944 года.

В июне и июле дивизион сражался на территории Западной Галиции. Дивизион располагал примерно 20-25 боеспособными машинами. В начале июля число боеспособных машин составляло 33. Во второй половине июля 2-я и 3-я роты 653-го дивизиона были вытеснены на территорию Польши.

1 августа 1944 года в дивизионе не было ни одной боеспособной машины, а 12 «Элефантов» находились в ремонте. Вскоре механикам удалось вернуть в строй 8 машин. В августе 1944 года 653-й дивизион понёс тяжёлые потери во время неудачных контратак под Сандомиром. В начале 1945 года «Эле-фа нты» из 614-й роты действовали в составе 4-й танковой армии.

Последний свой бой «Элефанты» приняли весной 1945 года в осаждённом Берлине. Две самоходки были уничтожены советскими войсками в районе площади Карла-Августа и кирхи Святой Троицы. тому времени итальянские корабелы ввели в строй подводную лодку нового проекта — «Леонардо да Винчи», которая могла нести на своём борту малютку-диверсанта класса «СА». Но заключенное перемирие 8 сентября 1943 года и выход Италии из войны поставили крест на этих планах.

Антон ВОРОНИН



Если вам понравилась статья, поделитесь пожалуйста ей в своих любимых соцсетях:


Предыдущая     История оружия     Следущая












Интересные сайты: