История — это политика, которую уже нельзя исправить.
Политика — это история, которую еще можно исправить.





Главная пушка Германии

В годы Второй мировой войны фирма Krupp изготовила две артиллерийские установки, которые считаются самыми большими артсистемами, когда-либо созданными руками человека. Инициатором создания таких «царь-пушек» был сам Гитлер.

В 1936 году во время посещения фюрером заводов фирмы «Кruрр» он потребовал от руководства фирмы создать артиллерийскую систему, с помощью которой можно было бы сокрушить французские форты на линии Мажино и бельгийские укрепления. Крупповские специалисты подсчитали: для того, чтобы пробить бетонные перекрытия толщиной семь метров и стальную плиту толщиной один метр, понадобится бронебойный снаряд весом около семи тонн, что предполагало калибр будущей артсистемы не менее 800 мм.

«Жена» весом в 400 тонн

Пушка «Дора»

Конструкторскую группу фирмы «Кruрр», начавшую разработку нового орудия, возглавил профессор Эрик Мюлле. По имени его жены будущую пушку назвали «Дорой». Расчеты показали, что для того, чтобы вести огонь с дистанции 35-45 км и не попасть под ответный огонь вражеской артиллерии, снаряд должен был иметь большую начальную скорость. А для этого орудие должно иметь длинный ствол и, по расчетам инженеров фирмы «Кruрр», весить не менее 400 тонн!

Работа над орудием-монстром началась в 1937 году. Но из-за возникших при этом сложностей создать артиллерийскую систему, способную сделать первый выстрел, удалось лишь к сентябрю 1941 года. Линия Мажино и бельгийские форты к тому времени уже были захвачены германскими войсками. Тем не менее работа над «Дорой» была продолжена. К бою чудо-пушка была полностью готова в январе 1942 года. Ее строительство обошлось германской казне в чудовищную сумму - 10 миллионов рейхсмарок.

Как она была устроена?

Как и все подобные ей артиллерийские установки, «Дора» состояла из двух частей - собственно орудия и железнодорожного транспортера. Длина ствола пушки составляла 32 калибров - 32,48 м, из них длина нарезной его части - 36,2 калибра - 28,9 м. Запирание ствола производилось клиновым затвором с гидравлическим приводом. Заряжание «Доры» было раздельно-гильзовым.

Живучесть ствола оценивали в сто выстрелов, однако, как показала практика, уже после пятнадцати выстрелов начинался износ канала ствола. Масса пушки составляла 400 тонн.

Из-за огромных размеров и массы пушки конструкторам фирмы «Кruрр» пришлось сконструировать уникальный железнодорожный транспортер, занимавший сразу две параллельные рельсовые колеи. Таким образом, получался гигантский транспортер на сорока осях и восьмидесяти колесах по сорок колес на колее.

После сборки транспортера на нем устанавливался нижний станок с люлькой и противооткатной системой. Вслед за этим производился монтаж ствола пушки и сборка платформы для заряжания. В хвостовой части платформы устанавливались два подъемника с электрическим приводом для подачи с железнодорожной колеи на платформы снарядов и зарядов. Механизм вертикальной наводки использовал электрогидравлический привод и обеспечивал наведение орудия в вертикальной плоскости в диапазоне углов от 0 до 65 градусов. А горизонтальная наводка осуществлялась благодаря тому, что железнодорожные колеи были выполнены в виде кривых определенного радиуса. При этом стрельба велась только строго параллельно этим путям - любое отклонение грозило перевернуть установку под влиянием огромной силы отката. В боевом положении длина установки была 43 м, ширина 7 м, высота 11,6 м.

Время подготовки орудия к ведению огня складывалось из времени оборудования огневой позиции (от трех до шести недель) и времени сборки артустановки (трое суток). Для оборудования огневой позиции требовался участок размерами 4,5x4,5 км и 250 человек личного состава. С учетом электроагрегата масса артиллерийской установки «Дора» составляла 1350 тонн.

Поход на Севастополь

В феврале 1942 года начальник штаба сухопутных войск генерал Гальдер приказал отправить суперпушку «Дора» под Севастополь и передать ее в распоряжение командующего 11-й немецкой армией генерала Манштейна. Под Севастополь «Дора» была доставлена в 106 вагонах пятью поездами. Обслуживающий персонал перевозили в 43 вагонах первого поезда, там же располагались кухня и средства маскировки. Монтажный кран и вспомогательное оборудование перевозили в 16 вагонах второго поезда. Части самой пушки и мастерскую транспортировали в 17 вагонах третьего состава. В 20 вагонах четвертого поезда перевозили ствол и механизмы заряжания. Последний пятый состав в количестве 10 вагонов перевозил снаряды и пороховые заряды, в его вагонах поддерживался искусственный климат с постоянной температурой 15°С.

Непосредственное обслуживание пушки возлагалось на специальный 672-й артиллерийский дивизион «Е» численностью около пятисот человек под командованием полковника артиллерии Бова и состоявший из нескольких подразделений, в том числе штабной и огневой батарей. В составе штабной батареи имелись вычислительные группы, производившие все необходимые для наводки на цель расчеты, а также взвод артиллерийских наблюдателей, в котором, кроме обычных средств (теодолиты, стереотрубы), использовалась и новая для того времени инфракрасная техника.

В расчет орудия также включался транспортный батальон, комендатура, маскировочная рота и полевой хлебозавод. Кроме того, в личный состав входили отделение полевой почты и походный публичный дом. Плюс ко всему к дивизиону были прикомандированы два десятка инженеров концерна «Кruрр». Для инженерной подготовки позиции под Севастополем была выделена тысяча саперов и полторы тысячи местных жителей, принудительно мобилизованных для земляных работ. Охрана позиции «Доры» возлагалась на караульную роту численностью триста человек, а также большую группу фельджандармов и специальную группу со сторожевыми собаками.

Кроме того, к группе обеспечения «Доры» было придано усиленное военно-химическое подразделение численностью 500 человек, предназначенное для постановки дымзавесы в целях маскировки с воздуха, и усиленный артиллерийский дивизион ПВО с 88-мм зенитными орудиями и батареей 20-мм зенитных автоматов. С воздуха над огневыми позициями «Доры» барражировали истребители из состава 8-го авиакорпуса генерала Вольфрама фон Рихтгофена.

Общая численность личного состава, привлеченного к обслуживанию суперпушки, составляла четыре тысячи человек.

Много шума - и ничего?

25 апреля 1942 года эшелоны с разобранной на части артустановкой с соблюдением всех мер предосторожности прибыли в Крым. Позиция для «Доры» была выбрана в 25 километрах от Севастополя и в двух километрах от железнодорожной станции Бахчисарай. В ходе подготовки позиции для «Доры» была проложена километровая железнодорожная ветка и уложены «усы», которые обеспечивали угол горизонтального обстрела 45 градусов. Работы по строительству огневой позиции велись в течение четырех недель.

5 июня 1942 года на рассвете орудие было выведено на боевую позицию, и из вагона-погреба бронебойный снаряд был поднят на зарядный стол, а с него - в казенную часть ствола.

В 05:35 утра прозвучал первый выстрел чудо-орудия, от которого в вагоне-столовой, стоящем в трех километрах от огневой позиции «Доры», с полок слетела посуда, а в Бахчисарае вылетели стекла в жилых домах. Через 45 секунд немецкие наблюдатели на переднем крае зафиксировали взрыв огромного снаряда в районе полевого склада боеприпасов 9б-й стрелковой дивизии. Последующие за этим семь выстрелов «Доры» были произведены по старой береговой батарее №16 южнее поселка Любимовка. Еще шесть выстрелов в этот день были сделаны по зенитной батарее Черноморского флота в районе станции Мекензиевы горы. Последний выстрел «Доры» в этот день прозвучал около восьми часов вечера.

6 июня суперпушка выпустила шестнадцать снарядов, 7 июня «Дора» произвела семь выстрелов по штольням арсенала в Сухарной балке. Всего же под Севастополем «Дора» выпустила 48 снарядов. Каков же результат этой стрельбы?

Артиллерийские наблюдатели не сумели зафиксировать падение семи снарядов. По некоторым данным, они легли с перелетом и упали в море. И лишь пять снарядов пушки-гиганта поразили цели. Генерал Манштейн, в конце концов взявший Севастополь и получивший за это жезл фельдмаршала, писал в своих воспоминаниях: «Это было чудо артиллерийской техники. Ствол имел длину порядка 30 м, а лафет достигал высоты трехэтажного дома. Потребовалось около 60 железнодорожных составов, чтобы по специально проложенным путям доставить это чудовище на огневую позицию. Для его прикрытия постоянно стояло наготове два дивизиона зенитной артиллерии. В целом эти расходы, несомненно, не соответствовали достигаемому эффекту. Орудие одним выстрелом уничтожило большой склад боеприпасов на северном берегу бухты Северной, укрытый в скалах на глубине 30 м».

В прочих случаях снаряды «Доры» проникали в грунт на глубину до 12 метров. После взрыва снаряда в грунте образовывалась воронка каплеобразной формы диаметром около 3 метров, что не причиняло особого вреда защитникам города.

Как резюме, можно привести слова, сказанные начальником генерального штаба вермахта генерал-полковника Гальдера, который, кстати, сам был артиллеристом: «Настоящее произведение искусства, однако бесполезное».

Бесславный конец

После «гастролей» под Севастополем «Дору» отправили под Ленинград. Правда, прибыла она туда без самой важной своей части - без ствола. Ввиду полного его износа он был отправлен для ремонта в Эссен, а пока на станции Тайцы оставался лафет и все прочее оборудование артустановки. Туда же собирались привезти вторую суперпушку, построенную на заводах концерна «Кruрр» и получившую в честь главы концерна Густава фон Болена и Гальбаха Круппа имя «Толстый Густав». Но вскоре наступление Красной армии по прорыву блокады заставило немцев вывезти свои суперпушки из прифронтовой зоны.

Еще раз «Дора» поучаствовала в боевых действиях в сентябре-октябре 1944 года. Тогда артустановку привезли под Варшаву, где она выпустила около тридцати своих снарядов по восставшей столице Польши. Больше эти суперпушки нигде не стреляли. Правда, в 1944 году Гитлер приказал использовать «Дору» для обстрела с территории Франции Британских островов. Для этого были разработаны специальные трехступенчатые реактивные снаряды. Но к тому времени войска союзников продвинулись далеко вглубь Франции, и идея со стрельбой из суперпушки по Лондону стала неактуальной...

Весной 1945 года во время наступления англо-американских союзников передовые дозоры обнаружили в лесу неподалеку от баварского города Ауэрбах, в тупике на железнодорожных путях, платформы, загруженные какими-то металлическими конструкциями, и валявшиеся поблизости искореженные взрывами куски металла. Это были остатки двух суперпушек Гитлера. После изучения и тщательного фотографирования остатки «Доры» и «Густава» отправили в металлолом.

Если учесть, что из пушки-монстра «Дора» было выпущено по противнику 78 снарядов, а «Густав» вообще в боевых действиях не участвовал, то проект «Дора» можно считать самой дорогостоящей ошибкой в планировании развития артиллерии.

Виктор СЕРГЕЕВ

Орудие «Дора»

Масса в боевом положении: 1350 т.
Масса в походном положении: 317 т.
Длина транспортера: 41 300 мм.
Калибр: 807 мм.
Длина ствола: 40 калибров.
Начальная скорость снаряда: 1500 м/сек.
Угол возвышения: до 65°.
Скорострельность: 1 выстр/20мин.
Дальность стрельбы: фугасным снарядом - до 47 км, бронебойными - 38 к





Если вам понравилась статья, поделитесь пожалуйста ей в своих любимых соцсетях:
На Главную сайта "Загадки истории"

Главные рубрики сайта "Загадки истории"


Предыдущая     История оружия     Следущая