История — это политика, которую уже нельзя исправить.
Политика — это история, которую еще можно исправить.


Подпишись на РСС










Невезучие гиганты Сталина

Некоторые образцы военной техники, наводившие на парадах страх на потенциальных противников, в действительности оказывались совершенно беспомощными и ненужными на поле боя. Такая уж им выпала доля - быть пугалом для врагов и предметом восхищения для своих сограждан.

Символом советского танкостроения в конце 1930-х годов стала серия тяжелых пятибашенных танков Т-35. Их изображение появилось даже на медали «За отвагу». Но огромные боевые машины устарели еще к началу Великой Отечественной войны, и их дебют на поле боя закончился для них печально. Большинство из них даже не успело сделать выстрела по врагу. Немногие уцелевшие Т-35 сегодня стали своего рода памятником одной из тупиковых ветвей развития бронетанковой техники.

Дорогой и ненадежный

Танк Т-35

Как ни странно, но строительство этого супертанка начали специалисты из Германии, в марте 1930 года приглашенные в СССР для проектирования так называемого танка прорыва. Группу немецких инженеров возглавил Эдуард Гротте. Но, проработав в Советском Союзе чуть больше года, немцы уехали на родину, а созданное ими КБ возглавил молодой и энергичный инженер Николай Всеволодович Барыков. Новое КБ получило от Управления механизации РККА задание: «К 1 августа 1932 года разработать и построить новый 35-тонный танк прорыва». Этой машине заранее присвоили индекс Т-35.

Сборку первого прототипа, получившего обозначение Т-35-1, закончили 20 августа 1932 года, а 1 сентября он был показан представителям заказчика. На них машина произвела сильное впечатление. Внешне Т-35 был похожим на английский опытный пятибашенный танк «Индепендент» фирмы «Виккерс», построенный в 1929 году. Но советские конструкторы пришли к пятибашенной схеме самостоятельно, независимо от их британских коллег.

Сборку опытного образца завершили в апреле 1933 года. 1 мая он прошел во время парада по Красной площади в Москве.

Внешний вид тяжелого танка произвел должное впечатление на членов Советского правительства, и в конце мая 1933 года серийное производство Т-35 началось на Харьковском паровозостроительном заводе имени Коминтерна (ХПЗ). К производству Т-35 подключили также несколько других заводов, в том числе Ижорский (бронекорпуса), «Красный Октябрь» (коробки передач), Рыбинский (двигатели).

Новая машина стоила немалых денег - каждый танк Т-35 обходился казне в 525 тысяч рублей. Для сравнения - на эти же деньги можно было построить девять легких танков БТ-5. Поэтому подобных тяжелых машин было выпущено сравнительно немного. Но, тем не менее, Т-35 вошел в историю как единственный многобашенный танк, выпускавшийся серийно.

В процессе эксплуатации Т-35 выявилось множество недостатков. Самым главным из них была сложность управления танком в бою. Управлять огнем пяти башен, расположенных в два яруса, одному командиру было просто невозможно. Недостаточный обзор не позволял ему видеть поле боя. И потому командиры башен были вынуждены самостоятельно отыскивать и уничтожать цели. Много претензий у танкистов было и к ходовой части Т-35.

После безуспешных попыток устранить этот недостаток в 1939 году было принято решение - снять танк с производства. Всего в период с 1932 по 1939 год было построено два прототипа (Т-35-1 и Т-35-2) и 61 серийная машина.

«Пятиглавый дракон»

Как же выглядел этот монстр? Танк Т-35 представляет собой пятибашенную боевую машину с двухъярусным расположением вооружения. Корпус танка имеет четыре внутренние перегородки и функционально разделен на пять отделений: передние башни с постом управления механика-водителя, главная башня, задние башни, моторное и трансмиссионное.

На крыше отделения передних башен установлены малая и средняя башни. В первой размещается пулеметчик, во второй - наводчик и заряжающий. Перед малой башней внутри корпуса находится рабочее место механика-водителя.

Главная башня установлена над своим отделением на подбашенной коробке шестигранной формы. В отделении главной башни находятся места четырех членов экипажа - командира танка, наводчика, радиста и моториста. Над отделением задних башен установлены малая и средняя башни, аналогичные передним. За малой башней находится бензобак емкостью 270 л, а на полу корпуса - укладки снарядов, патронов и ЗИП.

Корпус танка - сварной. Главная башня с 76-мм орудием аналогична по конструкции главной башне среднего трехбашенного танка Т-28. В задней стенке кормовой ниши прорезана вертикальная щель, закрытая заслонкой, для установки кормового пулемета. Главная башня оснащена подвесным полом. Под сиденьями командира и наводчика находятся боеукладки барабанного типа на шесть снарядов каждая.

Средние башни по конструкции такие же, как и башни легкого танка БТ-5, за исключением отсутствующей кормовой ниши. В башне находятся подвесные сиденья двух членов экипажа - наводчика и заряжающего, а кроме того - боеукладки пушечных выстрелов и пулеметных магазинов.

Малые башни конструктивно идентичны малым башням танка Т-28. Под малой башней на днище танка установлено регулируемое по высоте сиденье, стеллажи для пулеметных магазинов и запасной пулемет, уложенный в специальном ящике.

Вооружение Т-35 предназначалось для решения следующих задач: поддержки пехоты и уничтожения полевых фортификационных сооружений (76-мм пушка и пулеметы) и борьбы с бронеобъектами (45-мм орудия).

Боекомплект танка состоял из 96 арт-выстрелов калибра 7б-мм (48 гранат и 48 шрапнелей), 226 - 45-мм (113 бронебойных и 113 осколочно-фугасных) и 10 тысяч 7,62-мм патронов.

На танках Т-35 всех серий установлен четырехтактный 12-цилиндровый V-образный карбюраторный авиационный двигатель М-17. Максимальная мощность двигателя - 500 л,с.

Экипаж машины боевой

Первые серийные машины Т-35 поступили в 5-й тяжелый танковый полк Резерва Главного Командования (РГК) в Харькове. 12 декабря 1935 года этот полк был развернут в 5-ю отдельную тяжелую танковую бригаду. Организационно она состояла из трех линейных танковых батальонов, одного учебного, батальона боевого обеспечения и других подразделений. Приказом наркома обороны от 21 мая 1936 года бригаду выделили в Резерв Главного Командования. Она предназначалась для усиления стрелковых и танковых соединений при прорыве особо сильных и заблаговременно укрепленных позиций противника. Кроме того, в 1936 году в Рязани при 3-й тяжелой танковой бригаде был создан учебный танковый батальон Т-35.

Каждый танк Т-35 был своего рода небольшим подразделением, по количеству личного состава равным примерно пехотному отделению. Экипаж Т-35 по состоянию на 1936 год состоял:

• командир танка (старший лейтенант). Его место в башне №1, справа от орудия. Он ведет огонь из пулемета ДТ, заряжает при помощи радиста орудие, командует танком;

• помощник командира (лейтенант). Его место в башне №2 (передняя пушечная). Он ведет огонь из 45-мм орудия, является заместителем командира, отвечает за состояние всего вооружения танка, вне боя руководит подготовкой артиллеристов и пулеметчиков;

• техник танковый младший (воентехник 2-го ранга). Его место в отделении управления. Он управляет движением танка, отвечает за его техническое состояние, вне боя руководит подготовкой механиков-водителей и мотористов;

• механик-водитель (старшина). Его место в башне №3 (передняя пулеметная) у пулемета. Он ведет огонь, обеспечивает уход зэ мотором, является заместителем водителя танка, отвечает за состояние вооружения башни №3;

• командир артиллерийской башни №1 (младший командир взвода). Его место слева от орудия. Он ведет огонь, отвечает за состояние вооружения башни;

• командир башни №2 (отделенный командир). Его место справа от орудия. Он выполняет функции заряжающего, в случае убытия помощника командира танка ведет огонь из 45-мм пушки, отвечает за состояние вооружения башни №2;

• командир башни №4, задняя пушечная (отделенный командир). Его место у 45-мм орудия. Он ведет из него огонь, является заместителем командира башни №1, отвечает за состояние вооружения башни №4;

• механик-водитель младший (отделенный командир). Его место в башне №4, справа от орудия. Он выполняет функции заряжающего, обеспечивает уход за ходовой частью машины;

• командир пулеметной башни (отделенный командир), Его место в башне №5 (задняя пулеметная). Он ведет огонь из пулемета, отвечает за состояние вооружения башни №5;

• радиотелеграфист старший (отделенный командир). Его место в башне №1. Он обслуживает радиостанцию, в бою помогает заряжать орудие;

• механик-водитель старший (младший командир взвода). Он находится вне танка, обеспечивает уход за трансмиссией и ходовой частью, является заместителем старшины механика-водителя;

• моторист (младший техник). Он находится вне танка, обеспечивает постоянный уход за мотором, его чистку и смазку.

Итого - двенадцать человек.

Семь из тридцати восьми

Помимо 5-й тяжелой танковой бригады, танки Т-35 поступали в некоторые военные учебные заведения. Так, по данным на 1 января 1938 года, в РККА имелся 41 танк Т-35.

К тому времени стала уже ясна сомнительная боевая ценность этих машин. Единственное, где они себя проявили в полной мере, были военные парады. Начиная с 1933 года и вплоть до начала Великой Отечественной войны Т-35 участвовали во всех парадах в Москве и Киеве. До начала Великой Отечественной танки Т-35 не участвовали ни в каких боевых действиях.

Боевая карьера Т-35 оказалась очень короткой. 21 июня 1941 года в 24:00 в полках 34-й танковой дивизии, дислоцированных в Грудеке-Ягеллонском юго-западнее Львова, объявили тревогу. Танки заправили и вывели на полигон, где началась загрузка боекомплекта. В ходе последующих боевых действий все Т-35 8-го мехкорпуса были потеряны. Из тридцати восьми танков, находившихся в полной боевой готовности, лишь семь были подбиты и сгорели на поле боя. Судьба еще одного Т-35 так и осталась невыясненной. Остальные тридцать танков были брошены своими экипажами из-за поломки ходовой части, в основном из-за сожженных фрикционов. Два танка Т-35, вошедшие в сводный танковый полк Военной академии моторизации и механизации, участвовали в октябре-ноябре 1941 года в боях с наступающими немецкими войсками под Москвой. Подробности их боевых действий неизвестны. Но в документальном фильме «Битва за Москву», снятом в 1941-1942 годах, есть кадры с двигающимися по полю боя двумя танками Т-35. Но эти кадры постановочные - эпизод с Т-35 кинематографисты снимали под Казанью, где в качестве «актеров» участвовали танки Т-35, находившиеся в составе учебного подразделения Казанских бронетанковых курсов усовершенствования технического состава.

До сегодняшнего дня дожил лишь один экземпляр танка Т-35, который хранится в Танковом музее в Кубинке.

Антон ВОРОНИН

Последнее сражение

В первые недели войны один Т-35, полностью исправный и оставленный, видимо, из-за нехватки топлива, был отправлен немецким командованием на танковый полигон в Куммерсдорфе, где был тщательно изучен немецкими инженерами. При этом немцы отмечали, что с транспортировкой машины возникли проблемы - танк не вписывался в железнодорожный габарит, а переключение рычагов было невероятно тяжелым и изнурительным делом. Дальнейшая судьба этого танка точно неизвестна, хотя, возможно, что именно с этим экземпляром связан последний случай боевого применения Т-35, относящийся к концу апреля 1945 года. В ходе боев за Берлин один трофейный Т-35 с испытательного полигона в Цоссене был включен в состав 4-й роты 11-го танкового полка вермахта. В составе этой роты танк участвовал в боях в районе полигона, где вскоре и был подбит.



Если вам понравилась статья, поделитесь пожалуйста ей в своих любимых соцсетях:


Предыдущая     История оружия     Следущая












Интересные сайты: