История — это политика, которую уже нельзя исправить.
Политика — это история, которую еще можно исправить.


Подпишись на РСС










Повелитель океанских глубин

Чтобы понять, насколько огромна эта атомная подводная лодка, надо наглядно представить себе ее размеры. Так вот, длина ее - 173 метра. Для сравнения: длина футбольного поля - 105 метров. Высота огромной субмарины - 25 метров, ширина - 23 метра. Для сравнения: высота восьмиэтажного дома - 23-24 метра. И такой подводный гигант может двигаться в морских пучинах со скоростью 27 узлов (около 50 км/ч), неся на борту двадцать межконтинентальных баллистических ракет. Ничего подобного этим подводным лодкам нет ни в одном из флотов мира.

В составе Российских вооруженных сил атомные подводные ракетоносцы являются средством ядерного возмездия. Они готовы в случае нанесения противником внезапного удара с применением атомного оружия ответить ему тем же и стереть с лица земли города и промышленные центры агрессора. Угроза подобного развития событий до сего времени удерживала чрезмерно воинственных врагов России от опрометчивых поступков. И в этом немалая заслуга экипажей подводных ракетных крейсеров.

Наш ответ американцам

Атомные подводные ракетные крейсера проекта 941 «Акула»

Атомные подводные ракетные крейсера проекта 941 «Акула» (по международной классификации - «Тайфун») являются своего рода ответной мерой на строительство в США атомных подводных ракетоносцев типа «Огайо», вооруженных 24 межконтинентальными баллистическими ракетами «Трайдент». В СССР работой над проектом нового корабля начали заниматься позже американцев, и проектирование и постройка шли практически параллельно.

Тактико-техническое задание на тяжелый атомный подводный ракетный крейсер было выдано в декабре 1972 года. А 19 декабря 1973 года советское правительство приняло постановление, предусматривающее начало работ по проектированию и строительству нового ракетоносца. Проект его разрабатывался ЦКБ «Рубин», возглавляемым генеральным конструктором Игорем Спасским под непосредственным руководством главного конструктора Сергея Ковалева.

«Перед конструкторами стояла непростая техническая задача - разместить на борту 24 ракеты весом почти 100 тонн каждая, - рассказывал позднее Сергей Ковалев. - После множества проработок ракеты решено было расположить между двумя прочными корпусами. Аналогов такому решению в мире нет». В результате был спроектирован оригинальный тип подводной лодки с двумя прочными корпусами, расположенными параллельно, за что «Акулу» еще часто называли «катамараном». Своеобразная «сплющенная» форма корпуса субмарины была связана и с чисто навигационными особенностями района ее строительства. Огромный подводный крейсер должен был иметь такую осадку, которая позволяла бы ему свободно перемещаться в районе судостроительного завода в Северодвинске, а также в акваториях баз атомных подводных лодок на Севере.

Для строительства головной подводной лодки в Северодвинске на заводе «Севмаш» был построен самый большой в мире крытый эллинг. При строительстве подводных атомных крейсеров проекта 941 впервые использовали агрегатно-модульный метод, что позволило значительно сократить сроки строительства атомохода.

В июне 1976 года заложили первую лодку этого типа ТК-208 (аббревиатура ТК означает «тяжелый крейсер»). Изображение акулы было нанесено в носовой части, ниже ватерлинии, перед спуском лодки на воду. Позже на форме экипажа появились нашивки с акулой.

В сентябре 1980 года первую «Акулу» спустили на воду. Швартовные и ходовые испытания были проведены в рекордно короткие сроки. 4 июля 1981 года головной крейсер вышел на морские испытания на месяц ранее американской ПЛАРБ «Огайо» - проекта, который был запущен раньше. 12 декабря 1981 года вступила в строй ТК-208. В период с 1981 по 1989 год было введено в строй и спущено на воду б лодок типа «Акула». Седьмой корабль данной серии так и не был заложен. Корабли получили в качестве основного вооружения изготовленный специально для них первый отечественный твердотопливный ракетный комплекс Д-19 с ракетами Р-39.

Как она устроена

Одной из особенностей конструкции подводного крейсера является наличие пяти обитаемых прочных корпусов внутри легкого корпуса, два из которых - основные, их наибольший диаметр составляет 10 метров, расположены они по принципу катамарана - параллельно друг другу. Ракетные шахты с ракетными комплексами Д-19 находятся в передней части корабля между главными прочными корпусами.

Помимо этого, лодка оснащена тремя герметичными отсеками: торпедный отсек, отсек модуля управления с центральным постом и кормовой механический отсек. Такое размещение трех отсеков между основными корпусами лодки существенным образом повышает пожаробезопасность и живучесть лодки.

Главные корпуса соединяются между собой тремя переходами: в носу, в центре и в корме. Переходы проходят через промежуточные отсеки-капсулы. Количество водонепроницаемых отсеков на лодке - 19. Две спасательные камеры, размещенные у основания рубки под ограждением выдвижных устройств, способны вместить весь экипаж.

Изготовление прочных корпусов осуществлялось из титановых сплавов, легкий корпус - стальной и имеет нерезонансное противолокационное и звукоизолирующее покрытие, вес которого составляет 800 тонн. Американские специалисты считают, что звукоизолирующим покрытием снабжены также прочные корпуса лодки.

На корабле установлено развитое крестообразное кормовое оперение с горизонтальными рулями, которое имеет размещение непосредственно за винтами. Передние горизонтальные рули сделаны убирающимися.

Для несения дежурства в северных широтах ограждение рубки очень прочное. Оно способно проломить лед толщиной от 2 до 2,5 метра (в зимний период толщина льда в Северном Ледовитом океане может быть от 1,2 до 2 метров). Во время всплытия на лодке убираются носовые рули, а сама она прижимается к ледяному слою специально приспособленными для этого носом и рубкой, после чего следует резкий продув цистерны главного балласта.

Проектирование главной ядерной энергетической установки осуществлено по блочному принципу. В главную установку входят два водо-водяных реактора на тепловых нейтронах OK-650, тепловая мощность которых на валу составляет 2x50 000 л.с. В двух прочных корпусах расположены две паротурбинные установки, это значительным образом повышает живучесть лодки. В качестве движителей используются два низкооборотных малошумных семилопастных гребных винта фиксированного шага. Для снижения уровня шума винты находятся в кольцевых обтекателях (фенестронах).

Размещение экипажа осуществляется в условиях повышенной комфортности. На подводных лодках проекта «Акула» предусмотрены салон для отдыха экипажа, плавательный бассейн размерами 4x2 метра, глубина которого 2 метра - бассейн заполняется пресной либо соленой забортной водой с возможностью подогрева, спортзал, солярий, сауна, а также «живой уголок». Размещение рядового состава происходит в маломестных кубриках, командный состав размещен в двух-либо четырехместных каютах, обеспеченных умывальниками, телевизорами и кондиционерами. Кают-компании две: одна - для офицеров, а вторая - для матросов и мичманов. За условия комфортности, созданные на лодке, среди моряков она получила название «плавучий "Хилтон"».

Стотонный «Вариант»

Основным вооружением подводного крейсера являются 20 трехступенчатых твердотопливных баллистических ракет Р-39 «Вариант». Стартовая масса данных ракет вместе с пусковым контейнером составляет 90 тонн, а длина - 17,1 м, это наибольшая стартовая масса из всех принятых на вооружение баллистических ракет, размещенных на подводных лодках. В связи с тем, что Р-39 имеют достаточно большие габариты, единственным их носителем являются лодки проекта 941 «Акула».

С подводного ракетоносца проекта «Акула» может быть осуществлен старт всего боекомплекта одним залпом, интервал между стартом ракет минимальный. Запуск ракет можно осуществить из надводного и подводного положения, в случае запуска из подводного положения глубина погружения составляет до 55 метров, ограничений по погодным условиям для запуска ракет нет. В 1998 году на Северном флоте прошли испытания, в ходе которых был произведен «одновременный» пуск двадцати ракет Р-39.

Использование амортизационной ракетно-стартовой системы (АРСС) позволяет осуществить старт ракеты с помощью порохового аккумулятора давления из сухой шахты, это в значительной мере уменьшает уровень предстартового шума, а также сокращает интервал между запусками ракет. Одной из особенностей комплекса является подвешивание ракет у горловины шахты при помощи АРСС. На стадии проектирования было предусмотрено размещение боекомплекта из 24 ракет, однако решением главкома ВМФ СССР адмирала С.Г. Горшкова число ракет было сокращено до 20.

Система управления пуском ракет продублирована и застрахована от несанкционированного запуска. Кроме этого, на борту крейсера находятся 6 торпедных аппаратов для противолодочных ракето-торпед, самонаводящихся торпед против надводных кораблей, а также ЗРК «Игла».

Александр СОКОЛОВ

Осталась лишь половина

В соответствии с Договором об ограничении стратегических вооружений OCB-2, ввиду отсутствия средств на поддержание лодок в боеспособном состоянии и в связи с прекращением производства ракет Р-39, являющихся основным вооружением «Акул», было принято решение утилизировать три из шести построенных кораблей проекта, а седьмой корабль, ТК-210, не достраивать вовсе. Субмарины утилизировались в рамках российско-американской программы «Совместное уменьшение угрозы».

Головной корабль этого проекта - ТК-208 - более десяти лет проходил на «Севмаше» капитальный ремонт и модернизацию по проекту 941УМ. В 2003 году переоборудование ТК-208 было в основном завершено. В июне 2002 года перед спуском на воду ему было присвоено имя «Дмитрий Донской». В декабре 2004 года подписан акт о завершении ходовых испытаний.

В связи с хроническим отсутствием финансирования в 1990-е годы планировался вывод из строя всех единиц, однако с появлением финансовых возможностей и пересмотром военной доктрины оставшиеся корабли (ТК-17 «Архангельск» и ТК-20 «Северсталь») прошли поддерживающий ремонт в 1999-2002 годах. ТК-208 «Дмитрий Донской» с декабря 2003 года используется в рамках программы испытаний новейшей российской БРПЛ «Булава».

В 2012 году в прессу поступила информация о том, что ВМФ России не будет модернизировать стоящие на вооружении стратегические атомные подводные лодки проекта 941 «Акула». По словам источника агентства ИТАР-ТАСС, глубокая модернизация одной «Акулы» сопоставима по стоимости со строительством двух новых подлодок проекта 955 «Борей».

Подводные крейсеры «Архангельск» и «Северсталь» не будут модернизироваться в свете недавно принятого решения, а «Дмитрий Донской» продолжит применяться в качестве испытательной платформы для систем вооружения и гидроакустических комплексов до 2019 года.



Если вам понравилась статья, поделитесь пожалуйста ей в своих любимых соцсетях:


Предыдущая     История оружия     Следущая












Интересные сайты: