История — это политика, которую уже нельзя исправить.
Политика — это история, которую еще можно исправить.


Подпишись на РСС










Сухопутные линкоры

Идея подвижных крепостей имеет многовековую историю. Ее пытались претворить в жизнь во многих странах, но лишь с появлением механической тяти удалось создать средство ведения боевых действий, которое, неуязвимое для огня противника, могло перевозить орудия и личный состав на дальние расстояния.

Гражданская война в США продолжалась без малого четыре года. В ходе военных действий появилось немало новинок для ведения боя, в числе которых были и первые бронепоезда. Это были платформы, на которые устанавливали орудия, а боевые расчеты укрывались за железными щитами. Бронированные вагоны, которые с помощью обычных паровозов курсировали по железной дороге, также показали свою высокую эффективность.

Артиллерия под прикрытием

После гражданской войны в США железнодорожные платформы с установленной на них артиллерией применялись во время франко-прусской войны 1870-1871 годов. Новое оружие постоянно совершенствовалось. Их развитию способствовала англо-бурска война 1899-1902 годов, когда британцы начали из одиночных бронированных вагонов составлять бронепоезда, имевшие платформы с установленной на них артиллерией, вагоны, защищенные стальные листами и служившие чем-то вроде подвижных блиндажей для стрелков.

С помощью бронепоездов англичане успешно боролись с подвижными отрядами буров, действовавшими на британских коммуникациях, используя их для охраны во время движения эшелонов с живой силой и военным имуществом.

Часто бронепоезда сооружались с помощью подручных средств, когда защитой для стрелков и легких артиллерийских орудий служили шпалы и мешки с песком. Англичане, спасая машинистов паровозов от меткого огня буров, стали защищать и сам паровоз, обшивая его листами котельного железа.

Опыт англо-бурской войны заставил штабы многих стран мира заняться разработкой тактики использования бронепоездов, а также созданием новых типов броневагонов. Особенно активно строительством бронепоездов занимались Германия, Россия, Австро-Венгрия, Франция и Италия. В Российской империи строились бронепоезда нескольких типов. Одни из них были передвижными пунктами управления, своего рода штабами на колесах. Другие, вооруженные артиллерией и пулеметами, использовались в качестве подвижных крепостей, выдвигавшихся на находящиеся под угрозой участки фронта; они поддерживали огнем сухопутные части.

Но подлинными «королями поля боя» бронепоезда стали во время Гражданской войны. Причем активно применялись они как Красной армией, так и противостоящими ей частями белых войск. Развитая сеть железных дорог в России и отсутствие четкой линии фронтов способствовали успешному действию команд бронепоездов. Тогда же появился и термин «эшелонная война». Войска белых или красных, посаженные в обычные вагоны, под прикрытием одного или нескольких бронепоездов выдвигались к тому или другому населенному пункту, который должен был быть ими захвачен, на подступах к нему выгружались из вагонов и при роддержке артиллерийского огня бронепоездов шли в наступление. В случае неудачи они грузились в вагоны и, опять же прикрываемые своими бронепоездами, отступали.

Тогда же, по опыту использования в бою бронепоездов, они стали делиться на два типа: «легкие» и «тяжелые». Первые были хорошо забронированы и вооружены скорострельными полевыми орудиями и пулеметами. Вторые имели довольно слабое бронирование, но были вооружены тяжелыми дальнобойными орудиями и предназначены для поддержки легких бронепоездов. Крепости на колесах составляли дивизионы, состоявшие из одного тяжелого и двух легких бронепоездов. Впрочем, часто бывало, что бронепоезда действовали индивидуально, выполняя поставленную командованием перед ними задачу. В октябре 1920 года в составе броневых сил Красной армии имелось 103 бронепоезда.

Накануне немецкого вторжения

После окончания Гражданской войны число бронепоездов в составе Красной армии было резко сокращено. К тому же в конце 1923 года их передали в ведение Главного артиллерийского управления РККА, которое рассматривало бронепоезда лишь как артиллерию на железнодорожных платформах.

В произошедших изменениях сыграл немалую роль опыт все той же Гражданской войны. Помимо несомненных положительных качеств бронепоездов, у них были и отрицательные. А именно: большие размеры, делавшие бронепоезда хорошей целью для артиллерии противника, а также привязанность к железнодорожной колее.

К 1928 году количество бронепоездов, находившихся в составе Красной армии, сократилось до двадцати восьми. Тем не менее, в СССР продолжалось строительство новых бронепоездов, а также бронеплощадок и бронедрезин.

Предвоенные крепости на колесах строились в основном на базе бронепоездов в Брянске. Это были хорошо забронированные вагоны с отвесными прямыми бортами и высокими клепаными башнями. Вооружение их состояло из четырех башенных короткоствольных трехдюймовых орудии и из восьми станковых пулеметов.

По состоянию на 22 июня 1941 года Красная армия имела 53 бронепоезда (из них 34 относились к классу легких), в составе которых было 53 бронепаровоза, 106 артиллерийских бронеплощадок, 28 бронеплощадок ПВО и более 160 бронеавтомобилей, приспособленных для движения по железной дороге. Имелось также 9 бронедрезин и несколько моторных броневых вагонов. Кроме Красной армии, бронепоездами располагали и войска НКВД. Они имели 25 бронепаровозов, 32 артиллерийские бронеплощадки, 36 моторных броневых вагонов и 7 бронеавтомобилей. После начала войны был построен ряд новых бронепоездов, развернуты железнодорожные батареи противовоздушной обороны. Бронепоезда сыграли большую роль в летних сражениях 1941 года, в обороне Москвы, Одессы и Севастополя. Многие из них погибли в боях с противником.

Наиболее распространенным типом бронепоездов во второй половине Великой Отечественной войны стал разработанный в 1942 году образца 1943 года - БП-43. Он состоял из бронепаровоза ПР-43, размещенного в середине состава, четырех артиллерийских бронеплощадок ПЛ-43 (по две бронеплощадки по обеим сторонам бронепаровоза), двух бронеплощадок с зенитным вооружением ПВО-4 (по обоим концам бронепоезда) и от двух до четырех контрольных платформ, на которых перевозились необходимые для ремонта железнодорожного полотна материалы. Обычно в состав бронепоезда входили один-два бронеавтомобиля БА-20 или БА-64, приспособленных для движения по железной дороге. Они применялись для ведения разведки на удалении 10-15 км и в составе охранения (дозора) на марше. Кроме того, на платформах прикрытия мог расположиться десант в составе до трех стрелковых взводов.

На одной заправке топливом и водой бронепоезд мог преодолеть до 120 км с максимальной скоростью 45 км/ч. В качестве топлива использовались уголь (10т) или мазут (бт). Масса боевой части бронепоезда не превышала 400 тонн.

Для Красной армии в годы войны был изготовлен 21 бронепоезд БП-43. Значительное количество бронепоездов этого типа получили и войска НКВД.

Два стальных близнеца

Бронепоезд «Илья Муромец»

Наиболее удачную конструкцию из бронепоездов, построенных в годы Великой Отечественной войны, имел бронепоезд «Козьма Минин», изготовленный в феврале 1942 года в вагонном депо города Горький (ныне Нижний Новгород). В боевую часть этого бронепоезда входили: бронепаровоз, две крытые бронеплощадки, две открытые артиллерийские бронеплощадки и четыре двухосные контрольные платформы.

Каждая крытая бронеплощадка была вооружена двумя 7б,2-мм пушками, установленными в башнях от танков Т-34. Кроме спаренных с этими пушками 7,62-мм пулеметов ДТ, бронеплощадки имели по четыре 7,62-мм станковых пулемета «максим» в шаровых опорах в бортах.

Открытые артиллерийские площадки были разделены по длине на три отсека. В переднем и заднем отсеках были установлены 37-мм зенитные пушки, а в центральном находилась пусковая установка реактивных снарядов М-8. Толщина боковой брони бронеплощадок составляла 45 мм, крытые бронеплощадки имели верхнюю броню толщиной 20 мм. Защищенный броней толщиной 30-45 мм бронепаровоз использовался в качестве тяги только в боевых условиях. В походе и на маневрах использовался обычный «черный» паровоз. На тендере бронепаровоза была оборудована командирская рубка, соединенная с будкой машиниста бронированной дверью. Из этой рубки командир бронепоезда управлял действиями бронеплощадок с помощью телефонной связи. Для внешней связи в его распоряжении имелась радиостанция дальнего действия РСМ.

Благодаря наличию четырех длинноствольных 7б,2-мм пушек Ф-32 бронепоезд мог обеспечить высокую концентрацию артиллерийского огня и вести прицельную стрельбу на дальность до 12 км, а пусковые установки М-8 позволяли ему успешно поражать живую силу и технику противника.

По проекту «Кузьмы Минина» примерно в то же время железнодорожниками старинного русского города Мурома был построен еще один бронепоезд, получивший имя былинного богатыря Ильи Муромца.

Оба бронепоезда вошли в состав 31-го Отдельного Особого Горьковского дивизиона бронепоездов. Для обеспечения боевой деятельности дивизиону были приданы черный паровоз С-179, бронедрезина БД-39, два бронеавтомобиля БА-20, три мотоцикла и десять автомашин. Личный состав дивизиона вместе с приданной ему десантно-минометной ротой составлял 335 человек.

«Наш бронепоезд стоит на запасном пути...»

Закончилась война, но бронепоезда продолжали нести боевую службу. До 1953 года на Западной Украине они патрулировали на железнодорожных путях, охраняя пассажирские и товарные составы от нападения бандеровцев.

К концу 1950-х годов бронепоезда сняли с вооружения Советской армии, и, как казалось многим, они окончательно и бесповоротно ушли в отставку.

Но о бронепоездах снова вспомнили в 1970-х годах. В те годы отношения между СССР и Китаем были весьма напряженными. Чтобы прикрыть Транссибирскую магистраль, на Харьковский завод тяжелого машиностроения из министерства обороны поступил заказ на постройку четырех бронепоездов. Они вошли в состав войск Забайкальского и Дальневосточного военных округов. Вновь построенные бронепоезда, получившие наименование БП-1, состояли из двух открытых 55-тонных платформ с танками Т-62 и бронетранспортерами БТР-40жд. Помимо танка, на каждой из платформ устанавливался бронированный короб для размещения мотострелкового отделения со штатным вооружением. После улучшения советско-китайских отношений эти бронепоезда были переведены в резерв. Там они находились до начала 1990 года.

А во время первой чеченской войны (1994-1996 гг.) силами подразделений железнодорожных войск были построены импровизированные бронепоезда для прикрытия ремонтно-восстановительных бригад на линии Назрань - Грозный. Первый такой бронепоезд пришел в Моздок в декабре 1994 года. Он состоял из нескольких платформ, загруженных ремкомплектом для восстановления железнодорожных путей и мостовых переправ, а также из двух БМП на платформах для обороны. Кроме того, эти две платформы имели укрытия из мешков с песком и шпал с огневыми точками для пулеметов и автоматических гранатометов.

Во время второй чеченской войны (1999-2009 гг.) были вновь использованы подобные бронепоезда, в том числе для прикрытия движения железнодорожных составов (как пассажирских, так и с боевой техникой и личным составом)..Если в начале контртеррористической операции их было только два, то к 2004 году их количество увеличилось до четырех. Им поручали инженерную разведку железнодорожных маршрутов, разминирование устанавливаемых фугасов и других минно-взрывных «сюрпризов», боевое охранение и сопровождение воинских эшелонов. В январе 2009 года три бронепоезда были выведены из Чеченской Республики и законсервированы на Северной базе ГСМ в Георгиевске Ставропольского края.

Александр СОКОЛОВ

Богатырь против фюрера

4 июня 1944 года произошло, пожалуй, единственное в истории Великой Отечественной войны сражение бронепоездов. А предыстория его была такова.

Наши объекты под Ковелем, крупным транспортным узлом Волынской области на Украине, стали подвергаться очень коротким (две-три минуты) утренним артобстрелам, причем в одно и тоже время. Обнаружить дислокацию вражеской батареи не удавалось ни наземной разведке, ни авиаторам. Предполагалось лишь, что действует бронепоезд противника. Воспользовавшись педантичностью немцев и особенностями местности, штаб бронедивизиона разработал план операции. Артиллеристы одновременно должны были вывести из строя железнодорожное полотно, чтобы отрезать вражескому бронепоезду путь отхода, а «Илья Муромец» должен был иметь стоянку поближе к батарее-невидимке. Чтобы не спугнуть противника, решили начинать действия без пристрелки.

Вскоре наблюдатели «Ильи Муромца» обнаружили немецкий бронепоезд, двигающийся на огневые позиции. Они различили чуть заметные полосы дыма. В командирскую рубку поступил доклад, после которого последовала команда: «По цели! Десять снарядов на орудие! Реактивные установки по два залпа! Бронепоездам! Огонь!»

Выстрелы с обеих сторон раздались почти одновременно. Артиллеристы «Ильи Муромца» стреляли лучше противника. Немецкий бронепоезд был накрыт с первого же залпа. Он, правда, успел дать ответный залп, но снаряды легли мимо цели. «Катюши» завершили разгром вражеского бронепоезда. Вскоре все было кончено. Над бронепоездом висели клубы пара. Видимо, снаряд попал в котел паровоза.

Когда б июля 1944 года Ковель был освобожден от гитлеровцев, бойцы 31-го дивизиона побывали у разбитого вражеского бронепоезда. Его так и не убрали с того места, где он нашел свой конец. Узнали бойцы и то, что вражеский бронепоезд носил имя фюрера Третьего рейха. Весьма символичным оказалось то, что «Илья Муромец» уничтожил «Адольфа Гитлера».



Если вам понравилась статья, поделитесь пожалуйста ей в своих любимых соцсетях:


Предыдущая     История оружия     Следущая












Интересные сайты: