История — это политика, которую уже нельзя исправить.
Политика — это история, которую еще можно исправить.

Подпишитесь на нас

Подпишись на РСС




Интересные сайты:





Большие пушки «Дредноута»

В военно-морской истории редко случается так, чтобы название вполне конкретного корабля стало нарицательным и впоследствии дало имя целому классу боевых судов. Пожалуй, кроме «Монитора», только британский линейный корабль «Дредноут» оказался таким кораблем.

Его строительство дало старт невиданной военно-морской гонке вооружений, которая охватила весь мир накануне Первой мировой войны. «Дредноут» оказался кораблем, буквально набитым новинками военного судостроения. Но, видимо, из-за того, что развитие этого класса судов шло невиданными темпами, век «Дредноута» оказался недолог.

Никто не пророк в своем отечестве

«Отцом» этого корабля считают Первого лорда Адмиралтейства Джона Фишера. Но это не совсем соответствует истине. Идея строительства линейного корабля с единым вооружением, состоящим из орудий крупного калибра, принадлежала главному конструктору итальянского флота Витторио Куниберти. В 1902 году он предложил правительству Италии проект боевого корабля водоизмещением 17 тысяч тонн, со скоростью 24 узла, вооруженного двенадцатью 12-дюймовыми орудиями главного калибра и защищенного 300-миллиметровой броней.

Но он оказался непонятым у себя на родине. Издатель всемирно известного ежегодного справочника «Боевые корабли» Фред Джейн, хорошо знавший Куниберти, предложил ему изложить свою идею в очередном издании справочника. В 1903 году статья итальянского кораблестроителя под названием «Идеальный корабль для британского флота» увидела свет и сразу же вызвала интерес у военно-морских специалистов во всем мире.

Был еще один человек, который мог претендовать на право называться «отцом» нового типа линейных кораблей. Это лейтенант военно-морского флота США Мэтт Сигнор; который предложил вооружать новые линейные корабли американских ВМС орудиями крупного калибра в нескольких трехорудийных башнях.

Все эти предложения получили название «all big gun» (только большие орудия). Но лишь британский адмирал Фишер сумел первым довести идею создания линкора с множеством крупных орудий до ее воплощения в жизнь.

Ударными темпами

Британский линейный корабль «Дредноут»

Проект нового корабля был готов уже к весне 1905 года. А 2 октября этого же года на Королевских верфях в Портсмуте был заложен корпус нового линкора, получившего название «Неустрашимый». Это название было традиционным для британского флота. В разное время его носили пять боевых кораблей. Первый «Дредноут» участвовал еще в сражении с испанской Непобедимой армадой в 1588 году.

Но фактически работы по строительству «Дредноута» начались гораздо раньше. Фишер спешил - он знал, что и в других странах начаты работы по проектированию линейных кораблей нового типа, поэтому подготовительные работы начались еще весной 1905 года. Под непосредственным руководством Фишера были приняты организационные меры, позволившие добиться высокого темпа работ. К официальной дате закладки «Дредноута» на стапеле уже трудились более тысячи человек. Они работали шесть дней в неделю по двенадцать часов. Поэтому ко 2 октября 1905 года на стапеле уже стоял остов будущего корабля.

После официальной даты закладки число работающих было доведено до трех тысяч человек. Фишер настаивал на организации второй смены, но в этом случае пришлось бы собрать на стапеле шесть тысяч человек из восьми тысяч работающих на верфи. Это остановило бы все остальные строительные и ремонтные работы, и потому от этой затеи пришлось отказаться.

Были приняты и другие меры, чтобы ускорить строительство линкора. Их оказалось достаточно, чтобы установить рекорд по темпам постройки крупного корабля. 10 февраля 1906 года «Дредноут» был спущен на воду, а уже 3 октября 1906 года вошел в строй. Таким образом, официально срок его постройки составил всего один год и один день.

Но, если считать от даты укладки первого листа на стапель - мая 1905 года - до декабря 1906 года, когда была завершена подготовка «Дредноута» к первому атлантическому походу, то получится двадцать месяцев. А если считать до даты ввода в строй как боевой единицы, то и все двадцать три. Но даже этот срок является выдающимся результатом, учитывая количество примененных на корабле принципиально новых, можно даже сказать, революционных решений.

Все впервые

На «Дредноуте» многое было впервые. Не считая того, что по своему водоизмещению он стал самым крупным военным кораблем в мире, на нем впервые для кораблей таких размеров были установлены турбины системы Парсонса нормальной суммарной мощностью 23 тысячи лошадиных сил. Они работали на угле. Четыре гребных винта позволяли развивать крейсерскую скорость 17,5 узла.

Пять орудийных башен в течение десяти минут могли произвести двенадцать выстрелов из орудий главного калибра, выпустив снаряды в противника, находившегося на расстоянии 20 миль. Управление огнем велось из центрального поста.

По настоянию главного строителя британского флота Филипа Уоттса подводная защита «Дредноута» рассчитывалась на противостояние двух попаданий стандартных на тот момент 18-дюймовых торпед с зарядом в 70 кг тринитротолуола. Сплошной броневой противоторпедной переборки не было. Погреба главного калибра были защищены экранами толщиной 51 мм.

Часть противоминных орудий размещалась на крышах орудийных башен главного калибра.

Но, несмотря на все эти новшества, «Дредноут» стал объектом критики со стороны некоторых военно-морских специалистов. Джордж Кларк, секретарь Комитета имперской обороны Британии, утверждал, что было полнейшим безрассудством отважиться на такой технологический риск, и уверял, что «наша политика в области судостроения - не забегать вперед, а улучшать уже опробованное другими». А адмирал Чарлз Бересфорд, коллега и соперник Фишера, заявил: «Этот класс кораблей не даст нам никаких преимуществ».

Это был шок!

Ввод в строй «Дредноута» вызвал настоящий шок среди высших военно-морских чинов всех флотов мира. Познакомившись с тактико-техническими характеристиками нового британского линкора, адмиралы поняли, что броненосцы, которые были построены ранее, мгновенно устарели. Целая армада тихоходных слабовооруженных броненосцев не в силах была бы справиться с эскадрой дредноутов. Но это было и опасно для «владычицы морей».

Германия, извечная соперница Британии, без сомнения, должна была ухватиться за идею создания новых линейных кораблей, чтобы сократить разрыв. Другие страны тоже включились в изнурительную и разорительную гонку морских вооружений. Каждый последующий линкор стремились построить сильнее предыдущего. Все это привело перед началом Первой мировой войны к появлению уже сверхдредноутов с орудиями калибра 343-381 мм.

В США линейный корабль с единым калибром артиллерии разрабатывался параллельно с работами над «Дредноутом» в Великобритании. Конгресс выделил средства на два новых линкора «Саут Кэролайна» и «Мичиган» даже раньше Великобритании - 3 марта 1905 года. Но в отличие от британцев работы над новым проектом американцы вели неспешно. Этап эскизного проектирования в США был завершен лишь 26 июня 1905 года. Детальная проработка велась с июля по ноябрь 1905 года, и чертежи были утверждены 23 ноября 1905 года. И хотя выделение средств было осуществлено в рамках 1906 финансового года, заканчивающегося 30 июня 1906 года, закладка первого американского дредноута состоялась только в декабре 1906 года. Поэтому ко времени вступления в строй пары американских линкоров в Британии были построены четыре дредноута и три линейных крейсера.

К моменту выделения средств флот не смог обосновать увеличения водоизмещения, поэтому «Мичиганы» строились с действовавшим для броненосцев лимитом в 16 тысяч тонн. Это и вызвало слабость проекта по сравнению с «Дредноутом». «Мичиган» нес восемь 305-мм орудий вместо десяти на «Дредноуте». Орудия размещались в двухорудийных башнях. Но ради экономии водоизмещения американский конструктор Вашингтон Кэпс разместил их по более оптимальной линейно-возвышенной схеме - по две башни в носу и корме, одна с возвышением над другой. Эта схема в дальнейшем применялась на большинстве линкоров и позволила американскому линкору иметь те же восемь орудий в бортовом залпе, что и у «Дредноута».

Гонка за лидером

Главные противники англичан - немцы - построили дредноуты типа «Нассау» с двенадцатью орудиями калибра 280-мм и типов «Гельголанд» и «Кайзер» с двенадцатью орудиями калибра 305-мм.

А в конце 1907 года, после утверждения императором Николаем II так называемой «малой судостроительной программы», был объявлен всемирный конкурс на лучший проект линейного корабля для российского флота. В конкурсе приняли участие шесть русских заводов и двадцать одна иностранная фирма. Лучшей, по мнению авторитетного жюри, была разработка фирмы «Блом унд Фосс», но по разным причинам - прежде всего политическим - от услуг вероятного противника решили отказаться. В итоге на первом месте оказался проект Балтийского завода.

Главная особенность нового линкора - состав и размещение артиллерии. Поскольку 12-дюймовая пушка с длиной ствола в 40 калибров уже безнадежно устарела, решено было срочно разработать новое 52-калиберное орудие. Обуховский завод успешно справился с заданием, а Петербургский металлический завод спроектировал трехорудийную башенную установку, дававшую по сравнению с двухорудийной 15-процентную экономию в весе на один ствол. Таким образом, русские дредноуты получили необычайно мощное вооружение - 12 305-мм орудий в бортовом залпе, позволявших в сумме выпускать за минуту до 24 471-кг снарядов с начальной скоростью в 762 м/с.

Обзавелись своими дредноутами и такие морские державы, как Япония, Италия, Франция, Австро-Венгрия, Испания, Аргентина, Бразилия, Чили. Заказала два дредноута и Турция, но корабли, строившиеся для нее в Британии, были конфискованы после начала Первой мировой войны.

А сам «Дредноут», так и не сделав за всю свою военную службу ни одного выстрела по противнику, занимался охраной побережья Британии. В июле 1916 года «Дредноут» был отослан на юг для усиления 3-й линейной эскадры, базировавшейся в Ширнессе. В мае 1918 года линкор был возвращен в Скапа-Флоу в свою эскадру. В конце 1918 года «Дредноут» находился в ремонте. На нем, как и на остальных британских линкорах, устанавливались на концевых башнях платформы для взлета самолетов. Но в связи с окончанием войны работы были прекращены, а линкор отправлен в резерв. 31 марта 1920 года «Дредноут» был продан на слом за 44 тысячи фунтов стерлингов и впоследствии разделан на металл.

Георгий ПЕТРОВ

Единственная победа, но какая!

Так уж получилось, что «Дредноуту» не удалось поучаствовать ни в одном из сражений Первой мировой войны. В мае 1916 года, когда в Северном море произошло знаменитое Ютландское сражение, «Дредноут» находился в ремонте.

Однако на счету «Дредноута» числится один потопленный вражеский корабль. По странному стечению обстоятельств, линкор, предназначенный для уничтожения врага артиллерийским огнем и не имевший тарана, одержал свою единственную победу с помощью таранного удара.

Это произошло 18 марта 1915 года, когда после выхода в море для отработки учебной задачи 4-я эскадра линейных кораблей Королевских ВМС возвращалась на базу. Вскоре после полудня наблюдатель с «Дредноута» заметил перископ подводной лодки. Корабль немедленно изменил курс, увеличил скорость и пошел прямо на лодку. Когда расстояние сократилось примерно до трех кабельтовых, британцы открыли огонь из противоминной артиллерии, но безуспешно.

Судя по тому, как субмарина продолжала движение прежним курсом, она намеревалась атаковать один из британских линкоров. В 12:35 форштевень «Дредноута» врезался в кормовую часть правого борта подводной лодки. Ее боевая рубка поднялась над водой, и англичане смогли разглядеть ее номер. На дно со всем экипажем отправилась новенькая немецкая субмарина U-29, которой командовал самый известный подводник Кайзерлихмарине Отто Веддиген.

Этот офицер в 1914 году на другой лодке, U-9, отправил на дно сначала броненосные крейсера «Хог», «Кресси» и «Абукир», а затем - бронепалубный крейсер «Хоук». Он был объявлен «личным врагом британского флота». И вот его блестящая карьера завершилась таранным ударом «Дредноута».



Если вам понравилась статья, поделитесь пожалуйста ей в своих любимых соцсетях:


Предыдущая     История оружия     Следущая










Сообщество в G+