История — это политика, которую уже нельзя исправить.
Политика — это история, которую еще можно исправить.


Подпишись на РСС










Атомные уколы «Фехтовальщика»

История этого бомбардировщика началась еще в начале 1960-х, когда Министерство обороны выдало КБ Сухого заказ на проектирование ударного самолета, предназначенного для нанесения высокоточных бомбово-ракетных ударов по наземным целям в любых погодных условиях и на минимальных высотах полета.

КБ Сухого достойно справилось с поставленной перед ним задачей. Правда, чтобы уложиться в технические характеристики, которые должны были быть у нового самолета, пришлось немало потрудиться. Первый испытательный полет прототипа состоялся в середине 1967 года, а опытный образец бомбардировщика, получившего название Су-24, поднялся в воздух в январе 1970 года.

Опасен на любой высоте

Су-24, по классификации НАТО «Fencer» («Фехтовальщик»)

Бомбардировщики Су-24 должны были составить основу ударной мощи авиации стран Варшавского договора и одними из первых вступили бы в бой в случае начала военного конфликта с НАТО. Су-24 должны были стать носителями тактического ядерного оружия. То есть стать аналогами противостоящих им натовских самолетов F-111 и «Торнадо».

Немудрено, что внешне новая машина оказалась очень похожа на американский F-111. От него Су-24 отличался лишь формой обтекателей воздухозаборников и более грубыми «угловатыми» очертаниями корпуса. Так же, как в F-111, на Су-24 летчик и штурман размещались в кабине не как обычно - друг за другом, а рядом - бок о бок.

После проведения государственных испытаний новый бомбардировщик был принят на вооружение советских ВВС. Серийное производство Су-24 продолжалось до 1983 года, после чего начался выпуск новой модификации Су-24М. По оценке специалистов, боевая эффективность Су-24М по сравнению с Су-24 выросла в полтора-два раза. Серийный выпуск Су-24М продолжался до 1993 года.

Новые советские бомбардировщики в первую очередь поступили на вооружение в авиачасти западных округов. Они стали одним из самых мощных соединений ВВС СССР. Несмотря на секретность, самолет уже в середине семидесятых годов стал известен на Западе и сразу же привлек внимание военных экспертов, усмотревших в нем значительную опасность. Автор статьи в журнале Air International считал, что Су-24 «представляет потенциально наибольшую угрозу странам Западной Европы среди всех боевых самолетов, находящихся на вооружении фронтовой авиации ВВС СССР».

Су-24 было присвоено кодовое обозначение НАТО «Fencer» («Фехтовальщик»), Ввиду того, что авиаторы соблюдали повышенный режим секретности в отношении Су-24, первые качественные фотографии машины в западной прессе появились только в 1980-1981 годах.

Западные военные эксперты отмечали высокие боевые возможности самолета. Вот еще одна цитата из английского журнала Air International за 1981 год: Су-24 «обладает превосходными характеристиками по показателю "боевая нагрузка/радиус действия", способен осуществлять вторжение в режиме следования рельефу местности». На картах Европы были отмечены предполагавшиеся направления удара частей фронтовой бомбардировочной авиации, вооруженных самолетами Су-24. Отмечалось, что «тактический радиус позволяет самолету достигать большей части территории ФРГ и Нидерландов, большей части Скандинавского полуострова, всей территории Великобритании, 2/3 территории Франции и северной Италии, всей территории Италии, Греции, Турции, большей части территории восточного Средиземноморья».

Семь тонн смерти под крылом

Фронтовой бомбардировщик Су-24 представлял собой двухместный высокоплан с крылом изменяемой в полете стреловидности и двумя двигателями. Конструкция цельнометаллическая с использованием, в основном, алюминиевых, а также титановых и магниевых сплавов. Кабина герметическая с системой кондиционирования, оснащена двойным управлением. Летчик и штурман расположены рядом - один возле другого. Для аварийного покидания машины служат катапультные кресла.

Су-24 оборудован системой дозаправки в воздухе, а для уменьшения пробега оснащен тормозным парашютом. Электронное оборудование включает в себя мощную бортовую цифровую вычислительную машину.

Самолет несет бомбовое управляемое и неуправляемое ракетное и пушечное вооружение. Су-24 имеет одну встроенную шестиствольную пушку калибра 30 миллиметров (ГШ-30-6) или 23 миллиметра (ГШ-6-23) с боезапасом 500 выстрелов (в зависимости от модификации), расположенную на левом воздухозаборнике.

Ракетно-бомбовое вооружение размещается на восьми точках внешней подвески, четырех подкрыльевых (в том числе двух поворотных и двух неподвижных под центропланом) и четырех подфюзеляжных. На всех узлах Су-24 возможна подвеска бомб свободного падения калибром от 100 до 1500 килограммов и разовых бомбовых кассет. Не управляемое оружие включает блоки не управляемых авиационных ракет калибром от 57 до 370 миллиметров. Су-24М может нести корректируемые бомбы: до четырех КАБ-500Кр с ТВ-наведением или КАБ-500Л с лазерным наведением, до двух КАБ-1500Л с лазерным наведением. В состав управляемого ракетного вооружения Су-24 входят управляемые ракеты (УР) Х-23 с радиокомандным наведением и противорадиолокационные УР Х-28 и Х-58.

Су-24М может нести более широкий спектр управляемых ракет класса «воздух-поверхность» с неядерной боевой частью, включая различные варианты ракет с активным и пассивным радиокомандным, лазерным и телевизионным наведением. В обтекателе снизу средней части фюзеляжа по правому борту установлена встроенная шестиствольная пушка ГШ-6-23М. На внешних узлах возможна подвеска до трех подвижных пушечных установок СППУ-6 с ГШ-6-23М.

В качестве оружия самообороны Су-24 может применять УР класса «воздух-воздух» с тепловой головкой самонаведения.

Всего было построено около 1200 самолетов Су-24, из них более 770 - Су-24М и его модификаций. К концу 1998 года российская фронтовая авиация располагала 365 бомбардировщиками Су-24 и Су-24М, а также 80 разведчиками Су-24МР и самолетами РЭБ Су-24МП. Кроме того, около 70 Су-24 и Су-24М, а также 25 Су-24МР и МП имелось в российском ВМФ.

Всегда в бою

Свое боевое крещение Су-24 прошел во время войны в Афганистане. Первая же операция с участием этих бомбардировщиков стала одной из самых известных в афганской войне операций. Она проходила в апреле-мае 1984 года, когда 40-я советская часть совместно с афганскими войсками нанесла серию мощных ударов по формированиям Ахмад Шаха Масуда в долине реки Панджшер к северу от Кабула. Су-24М действовали, начиная с 21 апреля 1984 года, вместе с дальними бомбардировщиками Ту-16. Из-за гористой местности и отсутствия у «духов» средств ПВО, способных поражать цели на средних высотах (тогда маловысотных ПЗРК «Стрела-2», «Редай», а также пулеметов ДШК у них было достачно), Су-24М не использовали режим огибания рельефа местности, а наносили бомбовые удары с высоты около 5500 м, оставаясь недосягаемыми для огня противника. Базировались самолеты на советской территории - в Термезе (Узбекистан) и на других приграничных аэродромах. По советским данным, в ходе Панджшерской операции из 3000 душманов были уничтожены не менее 1700, а остальные покинули этот район.

Во время войны в районе Персидского залива зимой 1991 года Су-24МК ВВС Ирака в боевых действиях участия не принимали, так как Ирак к началу операции «Буря в пустыне» располагал лишь одним экипажем, подготовленным для боевого применения этой сложной машины. Однако все 24 самолета Су-24МК, имевшиеся в ВВС Ирака, после начала бомбовых ударов союзников благополучно перелетели в Иран, избежав при этом атак американских истребителей (чего нельзя было сказать о самолетах других типов - «Мираж» F-I, F-7, МиГ-23, Су-7 и Су-22), значительное число которых было сбито американскими истребителями F-15C «Игл» во время перелета в Иран. Таким образом, даже пилотируемые неподготовленными экипажами маловысотные Су-24 оказались трудно уязвимыми для истребителей противника, действовавших почти в полигонных условиях.

В начале 1990-х годов Су-24 приняли участие в боевых действиях на Северном Кавказе. Первыми целями российских Су-24 стали аэродромы и самолеты дудаевского режима. Били они и по другим целям. Так, 29 декабря 1994 года Су-24М с помощью корректируемой бомбы с телевизионным наведением КАБ-500Кр разрушил дамбу у села Чечен-Аул. Кроме КАБов, с борта Су-24М в Чечне применялись и хорошо зарекомендовавшие себя в Афганистане тяжелые фугаски калибра 1500 кг. Они позволяли уничтожать боевиков в горных укрытиях и разрушать тропы, которые связывали стратегически важные населенные пункты с бандитскими базами в горах.

Как и в ходе боевых действий в Афганистане, в той войне Су-24 действовали с высот не ниже 4000-5000 м, что обеспечивало защиту от огня крупнокалиберных пулеметов и переносных зенитных ракетных комплексов, имевшихся у противника. По официальным сообщениям, боевых потерь Су-24 не понесли. Один самолет этого типа погиб при невыясненных обстоятельствах - он врезался в гору, оба члена экипажа погибли. Вероятно, причиной тому стал отказ техники или ошибка пилота, так как обстрел с земли зафиксирован не был.

Согласно официальным сообщениям в Чечне самолеты Су-24М использовались массово (их количество в Зб-п БАД можно оценить в 50-70 штук). Их роль всячески подчеркивалась, однако сами участники событий говорят, что основная нагрузка легла на штурмовики Су-25, поражавшие цели свободно падающими бомбами и не управляемыми ракетами, а также на вертолеты, более приспособленные для действий в горах.

В ходе боевых действий в «войне трех восьмерок» Су-24 тоже приняли активное участие. Два бомбардировщика были потеряны. Первый сбит 9 августа 2008 года ракетой ЗРК «Питон» израильского производства, а второй - по ошибке - 11 августа ПЗРК российской войсковой колонны в районе Цхинвали.

Руководство российских вооруженных сил планирует, что самолеты Су-24М в составе ВВС и ВМС РФ сохранятся, как минимум, в течение ближайших десяти лет, когда им на смену придут бомбардировщики нового поколения Су-27ИБ и Су-34. В этих условиях особое значение приобретают работы по модернизации самолетов, направленные в первую очередь на расширение возможностей его электронного оборудования и комплекса вооружения. ОКБ Сухого проработано несколько вариантов модернизации бомбардировщика - от простейшего, предусматривающего установку приемника спутниковой системы навигации, до наиболее радикального, в соответствии с которым истребитель-бомбардировщик должен получить «электронную начинку», созданную для бомбардировщика Су-27ИБ.

Георгий ПЕТРОВ

Панджшерский дебют

Операция началась на рассвете 19 апреля 1984 года массированным бомбовым ударом пяти полков, длившимся два часа. Такого Афганистан еще не видел: на Панджшерскую долину шириной 12 км и протяженностью около 70 км волна за волной накатывались подходившие с севера самолеты. Машины 1-й эскадрильи несли по четыре «пятисотки», а 2-й и 3-й - по двенадцать ФАБ-250. Все задания выполнялись с двумя ПТБ. Экипажи работали с высоты 5000 м по площадям, накрывая бомбовым «ковром» оборонительные рубежи в районах Обдарах, Тавах, Чимальварда, Хисарак и Гуват, а то и просто подозрительные горные узости, пещерные города и древние крепости, где могли разместиться вражеские подразделения.

Когда рев авиадвигателей над Панджшером стих, разрывы бомб сменил артналет, за время которого самолеты подготовили к повторной атаке. После нового авиаудара в долине были высажены вертолетные десанты, а следом за ними вошли войска. Серьезного сопротивления они не встретили, но бомбовые удары по пути продвигавшихся частей продолжались. Использование Су-24 было не особенно интенсивным: оба полка совершили примерно по десять групповых вылетов, работая звеньями, восьмерками и поэскадрильно. Экипажи отправлялись на очередную цель не чаще одного раза в одну-две недели. Перед вылетом они сдавали все документы, даже мелочь из карманов, получали по две «лимонки», пару пистолетов (Макарова или Стечкина) и сигнальные ракеты. В летных книжках задания записывались как выполненные по Курсу боевой подготовки. Причины такой скрытности оставались непонятными, но за этим ревностно следили особисты, а один штурман, дерзнувший записать себе боевой вылет, подвергся страшному разносу.

(Из воспоминаний участника тех событий.)



Если вам понравилась статья, поделитесь пожалуйста ей в своих любимых соцсетях:


Предыдущая     История оружия     Следущая












Интересные сайты: