История — это политика, которую уже нельзя исправить.
Политика — это история, которую еще можно исправить.

Подпишитесь на нас

Подпишись на РСС




Интересные сайты:





Клинок фараона

О войнах, которые вел Древний Египет, мы знаем немало. Но вот на вопрос о том, каким оружием сражались египетские воины, большинство людей ответить затруднится. Между тем в руках у них были не только обычные бронзовые кинжалы и копья, но и совершенно уникальный вид клинкового оружия, который назывался хопеш.

Слово «хопеш», или «кхепеш», на древнеегипетском языке означало переднюю ногу животного. Видимо, из-за внешнего сходства с ней так назвали и массивный бронзовый меч, который на протяжении около тысячи лет состоял на вооружении египетской армии. На первой трети длины клинок у него идет прямо, а затем изгибается серпом. Впрочем, придумали его не египтяне. Они позаимствовали его у соседей из Месопотамии - цивилизации шумеров. Самое первое из известных изображений хопеша относится к середине III тысячелетия до нашей эры. Его держит в руках один из шумерских правителей Эанатум, правивший в 2450-2425 годах до нашей эры. Другой старшей «родственницей» хопеша считается ассирийская саппара.

Не сабля и не топор

Изогнутая форма обычно заставляет сравнивать хопеш с саблей или даже ятаганом. Но историки оружия склоняются к тому, что он находится в родстве, скорее, с топором. Такой парадоксальный вывод объясняется тем, что, судя по всему, хопешем не рубили «с протягом», а просто били сверху вниз. Поражающее воздействие при этом обеспечивалось, скорее, весом оружия, чем изгибом или техникой удара. Сложной теории фехтования еще не существовало, так что сложная форма хопеша объяснялась, скорее, ритуальными, чем прикладными причинами.

О том, что единой техники владения сложно изогнутым бронзовым клинком не существовало, говорит и тот факт, что затачивали хопеш по-разному. Иногда затачивалась внешняя сторона серпа, иногда - внутренняя. Также существует оригинальный вариант заточки, когда прямой участок клинка затачивался на внешней стороне, а серп - на внутренней. Встречались и обоюдоострые хопеши. Наконец, в захоронениях иногда обнаруживают хопеши, которые вообще не затачивались. По поводу последних существует вполне обоснованная гипотеза, что они имели сугубо ритуальное значение.

Соотношение прямого участка и изгиба тоже не всегда одинаково - на некоторых экземплярах короткий серп расположен на самом конце клинка. Изгиб, образующий серп, бывает довольно плавным, а бывает подчеркнуто резким, в последнем случае хопеш действительно похож по форме на топор.

Средняя длина клинка хопеша - 50-70 сантиметров, хотя, опять-таки, разнобой в размерах довольно значителен. Так, у отдельных экземпляров 70 сантиметров достигает длина одной только рукояти. Такие экземпляры похожи скорее на укороченные алебарды, чем на мечи. Впрочем, встречаются у хопешей и рукояти под одну ладонь. Ширина клинка колебалась в пределах З-б сантиметров. При этом, как и у всего бронзового оружия, толщина клинка довольно велика - до полутора сантиметров. При таких габаритах хопеш обладал весьма солидным весом - до нескольких килограммов. Это делало его удары сокрушительными, такими, от которых не спасали ни щиты, ни доспехи. Но при этом возрастали требования к воину, сражавшемуся хопешем, он должен был обладать выдающейся физической силой.

От обрядов к полю боя

Изначально хопеш считался церемониальным оружием, и им вооружались только воины, состоявшие в личной охране фараонов. Это объяснялось тем, что на изготовление хопеша уходило довольно много бронзы, поэтому их массовое производство было сложным и дорогим делом. Кроме того, сам вид причудливо изогнутого клинка, который рослые телохранители носили, положив на плечо, без ножен, производил устрашающее впечатление на окружающих. Ритуальные, не боевые хопеши использовали и сами фараоны в разнообразных религиозных обрядах. Это оружие считалось символом высшей власти, военных побед и величия фараона.

Спустя некоторое время хопеш попал на поля сражений в качестве уже боевого оружия. Им вооружались нахту-аа - категория хорошо снаряженных пехотинцев в бронзовых шлемах, кожаных доспехах и с большими щитами. Они воевали в сомкнутом строю, подобно греческой фаланге. Сначала их основным оружием были бронзовые топорики. Но потом их сменили более универсальные хопеши. Кроме того, хопешами сражались воины, которые отправлялись в бой на египетских колесницах.

При этом использовались более длинные и тяжелые экземпляры, удары которыми наносились двумя руками.

В целом атака египетского войска эпохи Нового царства выглядела примерно так. Первыми начинали бой лучники, обрушивая на врага тучу стрел. Затем в ряды вражеской армии врезались колесницы, с которых метали дротики, а затем обрушивались мощные удары двуручных хопешей. После того как строй противника был нарушен, в дело вступала пехота нахту-аа. При сближении они тоже метали дротики, а потом пускали в ход топорики и хопеши. Такая «трехслойная» атака обеспечивала значительное преимущество египтян практически в любой битве.

«Меч победы»

Пик популярности хопеша пришелся на правление в Египте XVIII династии (с 1550 по 1292 год до нашей эры). В это время он использовался именно как боевое оружие. Но постепенно его все больше и больше вытесняли более традиционные для Древнего мира короткие бронзовые мечи. Их производство обходилось дешевле, а в плотном сомкнутом строю они были более эффективны. И хопеш чем дальше, тем больше превращался в символ военачальника и правителя.

Как уже говорилось, поздние хопеши довольно часто не заточены, но зато богато украшены. Многие из бронзовых клинков отделывались электром - драгоценным сплавом золота и серебра. Два таких хопеша явно церемониального предназначения были найдены в знаменитой гробнице Тутанхамона. Находили их и в захоронениях других древнеегипетских правителей.

Традиционно считается, что хопеш полностью вышел из употребления к 1300 году до нашей эры. Однако в качестве символа власти он продолжил свою жизнь еще в течение многих лет. Так, именно хопеш держит в руках фараон XIX династии Сети I на раскрашенном рельефе 1214 года до нашей эры, изображающем победы египтян над ливийцами. А на рельефах, относящихся ко времени правления Рамзеса III (1185-1153 годы до нашей эры), египетские воины хопешами обезглавливают пленников.

Последнее упоминание о хопеше встречается на знаменитом Розеттском камне. На этой плите из черного базальта в 196 году до нашей эры египетские жрецы выбили благодарственную надпись, адресованную царю Птолемею V. В ней слово «хопеш» используется как обозначение «меча победы».

Виктор БАНЕВ

Копис Александра Великого

В армии Александра Македонского, завоевавшего в IV веке до нашей эры половину античного мира, использовались изогнутые мечи, называвшиеся кописами. Как полагают многие исследователи, произошли они именно от египетских хопешей. Копис имел заточку по внутренней стороне и напоминал турецкий ятаган. Предположительно, к воинам Александра кописы попали через персов. Римский автор Курций писал, что массово применять этот тип оружия македонцы начали во время Индийского похода: «Слегка изогнутые мечи, похожие на серпы, назывались копидами, ими рубили хоботы слонов».

Однако в Греции копис так и не прижился. После смерти Александра Македонского он применялся в бою очень редко. Зато эта форма клинка очень понравилась племенам иберов, населявшим Испанию. От них кописы пришли к древним римлянам, которые называли их фульката, или просто - «испанский меч». Ими вооружали кавалерию, так как изогнутый клинок позволял всаднику бить сильнее, нанося страшные раны. Фулькатой римский всадник мог отсечь врагу руку одним ударом.



Если вам понравилась статья, поделитесь пожалуйста ей в своих любимых соцсетях:


Предыдущая     История оружия     Следущая










Сообщество в G+